УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Расизм" в Ужгороде: темнокожая девушка до сих пор в шоке и заикается

'Расизм' в Ужгороде: темнокожая девушка до сих пор в шоке и заикается

26 июля на автовокзале в Ужгороде пассажиры вытолкали из автобуса молодую мать с 8-месячным ребенком. Потасовку уже успели окрестить расистским скандалом, так как женщина оказалась темнокожей иммигранткой из Сьерра-Леоне Аси Фофанах.

Местный житель Владимир Кенсицкий на своей странице в социальной сети Facebook описал эту сцену, как нечеловеческое проявление расизма, обозвав пассажиров автобуса "зверьми".

Скриншот с Facebook-страницы Кенсицкого

В дело вмешался координатор уполномоченного Верховной Рады по правам человека в Закарпатской области Олег Григорьев, которого в первую очередь интересовало, за какие такие проступки на темнокожую женщину надели наручники. Кроме того, он хотел получить изъятую правоохранителями видеозапись случившегося, чтобы разобраться, что же там произошло на самом деле.

Но как выяснилось, все было не так однозначно, и африканское происхождение Аси – далеко не основная причина инцидента, а скорее всего, и не причина вообще.

Были ли наручники?

В пресс-службе милиции Ужгорода "Обозревателю" не смогли подтвердить, что имел место расизм, но сообщили, что выезд патруля на автовокзал произошел на основании вызова, поступившего от одной из пассажирок автобуса. Кроме того, отметили, что наручники на Аси никто не надевал. Сама же женщина в комментарии изданию "Про Захід" заявила, что в наручниках она провела якобы около получаса после того, как милиционеры заставили ее выйти из автобуса и усадили в патрульный автомобиль.

Немного охладев после произошедшего, свидетель Владимир Кенсицкий описал случившееся в гораздо более мягких выражениях.

По словам Кенсицкого, начала инцидента он не застал, а, проходя мимо автовокзала с женой, попал уже на момент, когда Аси пытались усадить в милицейское авто. Он подчеркнул, что толпа агрессивно отзывалась о женщине, в том числе и с расистскими замечаниями, типа "разве вы не видите, что она черная, да еще и какая-то больная", а мать и ребенок плакали.

ЧИТАЙТЕ: Легендарного Халка Хогана изгнали из рестлинга за расизм

Так как Владимир немного говорит по-английски, то он попытался успокоить девушку, а та не могла ничего объяснить, просто повторяла, что хочет домой, и просила, чтобы ее оставили в покое.

Агрессивное поведение женщины (она разорвала футболки водителю и одному из пассажиров) и ее истерику Кенсицкий списывает на послеродовой стресс и считает, что остальные должны были отнестись к этому с пониманием. При этом он соглашается, что с первым постом в Facebook погорячился, и все было не так однозначно.

"Может, в каких-то своих словах на Facebook я был не прав или слишком эмоционален. Поверьте, мне не хотелось каких-то сенсаций. Просто хотел рассказать, как все было. Я потом полночи не спал, потому что все это в голове крутилось", - сказал Кенсицкий, который, кстати, удалил со страницы в соцсети пост от 26 июля о расизме.

Он добавил, что наручник был надет только на одно запястье девушки. Это также подтвердил еще один свидетель случившегося - пользователь Facebook под ником Wiktor-Michael von Garder, который сообщил, что прибывшие милиционеры надели наручник на одну руку Аси, поскольку она вела себя с ними агрессивно - одному правоохранителю разорвала рубашку.

"Не уверен, но, по-моему, она разбила в милицейской машине стекло", - добавил Wiktor-Michael von Garder.

Работавшая в тот день кассир автовокзала Анна Костик в комментарии изданию "Про Захід" также рассказала о том, что девушка разорвала рубашку одному из милиционеров, после чего ей надели наручник на одну руку.

"Они ей на одну руку зацепили наручники, но просили ее успокоиться, мол, ничего плохого ей не сделают", - сказала кассир.

Таким образом, большинство свидетелей сходятся на том, что наручник был надет на одно запястье Аси. Считать ли это применением спецсредства, как утверждает африканка, или не считать, как настаивают в милиции, будут разбираться в офисе омбудсмена, в который Олег Григорьев уже передал рапорта выезжавших на вызов милиционеров и вскоре передаст видеозапись случившегося. По его словам, милиция производства на начинала.

Скандал вспыхнул из-за регулярных попыток девушки ездить в общественном транспорте бесплатно

Один из читателей "Обозревателя", пользователь Facebook под ником Wiktor-Michael von Garder оказался свидетелем сцены на ужгородском автовокзале от начала и до конца. По его словам, проблема была в том, что женщина не хотела оплатить проезд (и это было далеко не в первый раз), а не в том, что она темнокожая.

"Она каждый день ездит в Ужгород бесплатно. Живет в селе Поташня в Перечинском районе в 3 км от Перечина, но ездит каждый день в Ужгород и ребенка тягает за собой... Зачем? Или в Перечине нельзя купить какие-то продукты? Теперь о ситуации. Она в очередной раз решила ехать в село. Купила сметану, капусту и еще какую-то мелочёвку. Зашла в автобус, коляска с ребенком стояла возле автобуса. Водитель проверял билеты. У неё, конечно, его не было. Водитель попросил ее выйти. Эта особа начала кричать, причем эта мадам за время пребывания в Украине не удосужилась выучить ничего, кроме посылания на три весёлых буквы, чем активно пользовалась во время инцидента", - написал Wiktor-Michael von Garder.

В комментарии изданию "Про Захід" Аси заявила, что из-за сложностей с деньгами, она вынуждена просить помощи у людей, именно потому ей и приходится часто ездить в Ужгород.

Кассир автовокзала Анна Костик подтвердила информацию о постоянных поездках девушки. По ее словам, Аси уже два месяца ездит в Перечин бесплатно.

"Уже и наш директор давал ей деньги на проезд, люди давали, но она не хочет брать деньги на проезд, она их прячет. К тому же, садится на первые места в автобусе, а детскую коляску ставит в проход - люди не могут пройти. Но она до этого не была агрессивной, тихо себе сидела на лавочке с ребенком", - сказала Костик.

Первой агрессию проявила Аси, а не пассажиры

Африканская имигрантка утверждает, что вела себя спокойно, и что стала жертвой агрессии водителя и пассажиров, после чего уже она запаниковала, начала плакать и кричать.

Но свидетели происшествия говорят, что она с самого начала крайне агрессивно отреагировала на отказ водителя везти ее без билета. А в ответ на просьбы покинуть автобус набросилась на водителя и разорвала ему футболку, утверждает Wiktor-Michael von Garder.

"В это время один из пассажиров начал снимать эту сцену на телефон. Она увидела это и полезла драться с ним. Порвала и его футболку. Водитель опять попросил ее выйти, конечно, немного в ультимативной форме, но без рукоприкладства, однако не получилось. Милицию таки вызвали. Приехала машина с 2-мя милиционерами. Пассажиры объяснили им ситуацию. Милиционеры таки вытащили ее из автобуса. Но опять же без особой грубости и применения силы", - добавил свидетель происшествия.

Читайте: Провокационный эксперимент: как реагируют немцы на дискриминацию иностранцев?

По словам кассира Анны Костик, водитель позволил себе говорить с Аси довольно грубо, но силы не применял, а она повела себя агрессивно.

"Женщина сильно разнервничалась, начала проявлять агрессию, пыталась зацепиться за пассажиров, на одном парне даже порвала футболку... Во время всего этого беспорядка кто-то из пассажиров вызвал милицию. Ребята, когда приехали, пытались ее успокоить, но она уже была в истерике, никого не понимала, бросалась на них, царапалась, на одном милиционере даже порвала рубашку, - сказала кассир.

По ее словам, для того, чтобы успокоить Аси, вызвали "скорую", а вечером отправили женщину домой на последнем автобусе.

Правозащитник Олег Григорьев встретился с девушкой, "Обозреватель" связался с ним, чтобы узнать, чем закончилась встреча.

По словам Григорьева, Аси не может ничего толком объяснить: "Она в таком сейчас состоянии… Она до сих пор не отошла. У нее, мне кажется, еще и послеродовой шок, она очень заикается, даже докторов не подпускает к себе".

Можно с увереностью сказать, что скандал на автостанции в Ужгороде расистским не был, а нежелание в течение двух месяцев платить за проезд и агрессивное поведение девушки возмутило пассажиров автобуса совсем не потому, что она имигрантка из Сьерра-Леоне. Но вот были ли эти проступки достаточной причиной для применения спецсредств, должны разобраться правозащитники.