Федерализация = сепаратизм?
Формула сепаратизма проста: воля региональных или местных элит плюс «фактор Икс» - помощь извне
Глядя на огромную федерацию-соседку Украины – Россию, - некоторые украинские политики подумывают: может, и у нас организовать нечто подобное? Говорят, дескать, федеративное устройство поможет снять проблему раскола страны и другие проблемы, связанные с неоднородностью населения Украины…
О том, означает ли федерализация раскол страны, в чем ее «плюсы» и «минусы» в пресс-центре «Обозревателя» рассуждали: руководитель социологической службы «Украинский барометр», политолог Виктор Небоженко,директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала и директор Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
Федерализация Украины невозможна. Настоящие дезинтеграторы Украины появятся нескоро
Виктор Небоженко уверен, что на сегодняшний день вопрос о федерализации Украины не стоит на повестке дня. И причин тому несколько. Во-первых, «практически все донецкие политики, кроме одного – Ахметова, переехали на вышгородские и печерские холмы, т.е. они никогда не вернутся в Донецк. Этим людям важно развивать страну уже в рамках целого». Во-вторых, административная вертикаль выстроена от Администрации президента до каждого районного центра, что также не способствует федерализации. В-третьих, украинские олигархи не заинтересованы в разделе страны, поскольку «произошло очень сильное переплетение экономических интересов, собственность наших крупнейших олигархов «размазана» практически по всей Украине». Кроме того, олигархи заинтересованы в имидже Украины как стабильной страны. В-четвертых, ни США, ни Евросоюз, ни даже Россия не заинтересованы в расколе Украины. В частности, потому, что Штаты и Европа «еще не переварили югославский вариант», а РФ «после харьковских событий» тоже отказалась от раскола Украины. Не отказавшись при этом от планов по «экономическому поглощению, уничтожению украинских конкурентных предприятий, контролю за украинскими политическими силами», - уточнил Виктор Небоженко.
Как профессиональный социолог, Виктор Небоженко рассказал о том, что на сегодняшний день можно говорить о «четырех Украинах». Это традиционно активные западная и восточная Украины плюс центральная Украина и Киев. «То, что центральная Украина не имеет своего голоса, не имеет лидера – это ничего не значит. От этих людей очень многое зависит», - убежден социолог. Кроме того, «Киев – это не просто город, а столица, а в столице очень многое решается». По мнению эксперта, наличие этих четырех Украин также является препятствием для федерализации.
Не последнюю роль в вопросе федерализации играет и обычный страх. «Всегда будут люди и на западе, и на востоке, и на юге, которые будут говорить: давайте отделимся и сохраним себя любой ценой». Но, несмотря на то, что западная Украина «не до конца понимает необходимость справедливых отношений с Россией, а восточная – нашу неизбежную перспективность с Европой», «настоящие дезинтеграторы Украины появятся нескоро», - убежден эксперт.
Вопрос веры может расколоть Украину быстрее, чем вопрос языка или территорий
Виталий Бала назвал «мифом» сильную административную вертикаль от Администрации президента до каждого райцентра. «Действительно, выстроена иерархия – нижние чиновники абсолютно подотчетны верхним. Но не факт, что эта власть распространяется на территорию, где эти чиновники находятся», - сказал он. Поэтому никто не гарантирует, что, например, на ближайших местных выборах эти чиновники «сыграют по-своему».
Эксперт также не уверен, что Украине стоит копировать вертикаль власти и федеративное устройство по примеру Российской Федерации. «В России действительно нужно было строить достаточно жесткую вертикаль власти, иначе она могла бы просто расползтись». В отличие от РФ, Украина является унитарной страной, - напомнил Виталий Бала. Кроме того, «тот, кто при власти, никогда не захочет никакой федерализации». Именно поэтому сегодня власть против федерализации, а оппозиция допускает такую возможность – такой же, с точностью до наоборот, была позиция этих политических сил еще несколько месяцев назад.
Вместе с тем, по мнению Виталия Балы, сегодня в Украине существуют все три предпосылки для успешного раскола страны: неразрешенные вопросы религии, государственного языка и территорий. Причем, две последние проблемы при готовности идти на компромисс вполне разрешимы, но «если будет нанесен серьезный удар по религии, по вере, тогда вряд ли страну можно будет сшить».
По большому счету, без политической конкуренции Украина не имеет перспектив, - убежден Виталий Бала. «Если внутри страны не будет конкуренции между политическими силами, идеями, программами, Украина, мягко говоря, вряд ли может рассчитывать на какие-то серьезные перспективы», - сказал он.
Отвечая на вопрос читателя «Обозревателя» о том, «есть ли в нашем обществе фигура политика-объединителя», Виталий Бала ответил отрицательно. «Объединять страну нужно для решения конкретных заданий – если мы поднимем социально-экономический уровень жизни граждан, это будет самым существенным аргументом для политика или политической силы к объединению», - сказал он.
Федерализация – вещь неплохая, но для Украины она может означать сепаратизм
Из более чем двухсот стран мира федеративное устройство имеют чуть больше двадцати, - рассказал Павел Рудяков. Среди них – Соединенные Штаты, Канада, Германия, Россия, Бразилия, Индия, Китай. Таким образом, «федеративное устройство не несет в себе негатива как такового», - сказал эксперт.
Вместе с тем, он убежден, что мы напрасно ставим знак равенства между такими понятиями, как «федерализм» и «сепаратизм». «Федерализм как таковой теоретически никаких угроз не несет, но на практике федерализм для Украины все-таки может быть опасным при определенных условиях и обстоятельствах». Так, по словам Павла Рудякова, сегодня в Украине есть «по крайней мере три из пяти возможных оснований для федерализации». Вреди них – природно-географические, экономические и исторические.
При определенных условиях федерализм может перерасти в сепаратизм. Пример тому – Югославия – «федеративное государство, которое распалось в начале 1990-х годов кровавым образом». Таким образом, имеет место некая «формула сепаратизма, вытекающего из федерализма»: воля региональных или местных элит плюс «фактор Икс» - помощь извне.
Что касается первого «слагаемого», то в Украине он имеется. «Угрозу для Украины представляет воля элиты – если региональная элита поставит перед собой задачу отделиться, она может использовать механизм, который в наших условиях мог бы быть представлен федерализмом», - сказал Павел Рудяков. Он напомнил, что в свое время точно так же «во зло» на постсоветском пространстве и на Балканах был использован инструмент демократии, «который на самом деле не является инструментом дезинтеграции государственной территории».
Что касается второго «слагаемого» - помощи в процессе федерализации извне, - Павел Рудяков сказал следующее: «Заинтересованными в этом могут быть кто угодно, начиная с когда-то братской Румынии, которой захочется, чтобы устье Дуная было полностью румынским, и продолжая братской Россией – тут возможны разные комбинации».
Тем не менее, эксперт убежден, что федерализация для Украины имеет ряд «плюсов». «Но, опять же, на теоретическом уровне. На практическом уровне опыт нашего государственного строительства показывает, что все идеи, тезисы и постулаты мы используем себе во вред», - заметил он. «Ожидать, что идея федерализации не будет использована во вред государству и гражданам, было бы наивным», - добавил Павел Рудяков.
Ответы на вопросы читателей смотрите здесь
Читайте новости по итогам пресс-конференции:
Россия больше не способна разделить Украину
Эксперт назвал три предпосылки раскола страны
Идею федерализации могут извратить
Главная ошибка ПР - закон о местных выборах Смотрите тематические видеосюжеты: Россия больше не может раскалывать Украину Что может разделить Украину 5 условий для федерализации Украины