УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Высокотехнологичный» дерибан

«Высокотехнологичный» дерибан

Сегодняшний накал страстей вокруг газотранспортной войны отвлекает внимание от других, не менее серьёзных примеров этой ставшей уже традиционной проблемы украинской экономики – дерибана, который кому-то больше нравится называть рейдерством (конфликт между «Нефтегазом» и «Газпромом» должен быть классифицирован примерно так).

Однако между двумя этими понятиями всё же существует принципиальная смысловая разница. И разницу эту можно очень чётко проследить на примере ставшей уже довольно известной для киевской общественности «управленческой деятельности» Кисляковкого Юрия Викторовича, гендиректора бывшего «Электроприбора».

Не будем приводить здесь подробное досье на данного товарища (да, именно товарища, поскольку эксперты причисляют Кисляковского к прослойке так называемых «красных директоров»). Вспомним только наиболее характерные для понимания сути дела моменты его хозяйствования на обозначенном предприятии.

Специфика и особая ценность завода в советские времена состояла в исключительной научно-стратегической важности и высокотехнологичности производства, ведь продукция – электроизмерительные приборы: потенциометры – сверхсложные системы автоматики для самолетов, подводных лодок, атомных электростанций, а также нормирующие преобразователи. Часть этой значимости осталась и ныне: на постсоветском пространстве «Электроприбор» является монополистом в своём сегменте. Правда, сегодня основной коммерческий смысл топ-менеджмент предприятия видит в выпуске спиннинговых катушек “Дельфин”, садовых секаторов, приборов для домашнего консервирования... Печально, конечно, но показательно для понимания управленческой культуры и стратегического видения руководства.

Так вот, вернёмся к господину Кисляковскому. Оставшись после распада Союза на своём посту, он повторил судьбу многих «красных директоров»: в 1996 году уже разделённое на несколько самостоятельно хозяйствующих субъектов предприятие было приватизировано, преимущественно по схеме распределения акций между работниками. С течением времени Кисляковский сосредоточил у себя и своих приближённых около 20 % акционерного капитала, что, однако, так и не сделало его полноправным хозяином завода, ведь недремлющие капиталисты, среди которых и ООО «Экспедиция-ХХІ» (контролирующее сегодня свыше 30 % акций), сразу положили глаз на лакомый кусок недвижимости на Подоле. И тут начались для «Электроприбора» катаклизмы, вероятно, более разрушительные, чем затяжной кризис постсовковой экономики.

Тут мы и подходим к пониманию термина «дерибан». Собственно говоря, это методы хозяйствования Кисляковского. Юрий Викторович, используя зарегистрированные на родственников и «своих» людей из персонала завода юрлица, начал масштабную продажу фондов завода – около десятка производственных и административных зданий, овощехранилища, столовой… И, конечно же, по символическим как для киевского Подола ценам. Что вполне понятно: зачем же себе любимому продавать что-то дорого, пускай и такое важное стратегическое предприятие?! Полнейшая глупость. Вот только для ГНАУ, слава Богу, эта логика показалась не вполне обоснованной, и уголовное дело по статье 212 части 3 УК таки было возбуждено. И всё из-за чего: Юрия Викторовича подвела банальная хищническая жадность, ведь поводом для расследования (которое, кстати, инспирировали конкуренты из упомянутого ООО «Экспедиция-ХХІ») стала… неуплата НДС с проданных за гроши фондов завода.

Дальше – больше. На прошлой неделе сразу несколько источников на заводе сообщили, что генеральный директор Кисляковский принял решение в течение ближайших двух лет… ликвидировать это предприятие, о чём он без лишних комплексов заявил прямо на встрече с трудовым коллективом. И построить на его месте… конечно же, торгово-развлекательный центр!!! В этом решении Кисляковский идёт в ногу с современными веяниями в области столичного бизнеса. Весьма интересной является аргументация гендиректора: Кисляковский не видит иного выхода из продолжающегося около года конфликта с миноритарными акционерными предприятиями. Видите ли, это они, сукины дети, не дают предприятию выпускать заветные потенциометры!

Характерно также отношение «красного директора» к социальным гарантиям и обязательствам: в связи с закрытием Кисляковский призвал работников предприятия как можно более оперативно решить вопрос продажи ему принадлежащих им акций и начать поиск работы. Вот и всё, и никто никому ничем не обязан.

Вот это – дерибан. То есть безответственное и бездумное разворовывание наукоёмкого стратегического национального потенциала, являющееся прямым ущербом национальным интересам и угрозой для страны оказаться сырьевым придатком, как бы это пафосно и высокопарно не звучало.

А рейдерство… Рейдерство – это та ширма, за которой Юрий Викторович уже много лет скрывает свой дерибан, называя этими самими рейдерами конкурентов-акционеров. Подаёт иски в суды, сам является ответчиком, пишет письма Президенту о мифических проектах украинской Силиконовой долины… В общем, настойчиво, хотя и безуспешно, борется с рейдерством. На людях. А сам за их спиной, по-тихому распродаёт фонды…

И наиболее, на наш взгляд, интересный момент. По его собственным словам, уже начались переговоры о продаже лицензии российским предприятиям ВПК на производство единственного конкурентоспособного вида продукции – этих самых потенциометров. И тут всплывает серьёзный вопрос: а не «растут ли ноги» из России? Не скатываясь к тупой антироссийской истерии, нынче довольно распространённой в отечественных СМИ, всё же можно предположить, что банкротство «Электроприбора» в интересах капиталов российского ВПК.

Вот и выходит, что в то время, пока украинских налогоплательщиков досыта кормят угрозами денационализации ГТС «Газпромом», в тени остаются другие проблемы похожего плана. Банкротство и разбазаривание фондов «Электроприбора» с последующей продажей лицензий на высокотехнологичные разработки в области авиации, ракетостроения и глобального позиционирования может быть не в последнюю очередь инспирировано собственниками российской «оборонки». Потеря Украиной стратегических наукоёмких технологий – прямая и непосредственная угроза равномерному и синхронному (в общемировом контексте) развитию страны.

Российские предприятия ВПК на базе украинских технологий способны создать собственные мощности по производству потенциометров и прочих наукоёмких приборов для самых передовых и индикативных отраслей хозяйства.

А с чем же останется Украина? С очередным торгово-развлекательным комплексом?! На нём в будущее не улетишь и передовые страны в эпоху информационного общества навряд ли догонишь…

«Высокотехнологичный» дерибан