Политбюро ЦК Партии регионов

Политбюро ЦК Партии регионов

Оценивая команды тех или иных политических сил, приходит в голову сравнение их с руководящими органами партий, доминирующих в той или иной стране на протяжении ХХ века. В первую очередь – с Политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза. Ведь все украинские политические партии – родом оттуда, из КПСС. Сколько бы они не открещивались от коммунистической идеологии, сколько бы не считали себя передовыми, прогрессивными, европейскими – но советская система менеджмента и советский стиль мышления, а также коммунистический подход к проблеме партийного строительства нет-нет, а дают о себе знать. Именно поэтому, рассмотрев в предыдущем материале  Политбюро ЦК БЮТ, мы решили рассмотреть аналогичные структуры и в других политических партиях.

Итак, Генеральный секретарь ЦК Партии Регионов, дважды премьер-министр Украины, и прочая, и прочая – Виктор Фёдорович Янукович. Официально его должность звучит как «Председатель Партии Регионов», но параллели с «руководящей и направляющей силой советского общества» вполне уместны – равно как и символизм, и терминология прошедшей эпохи. На протяжении ряда лет, возглавляя партию и правительсто, Виктор Фёдорович проявил себя стойким партийцем, последовательным борцом за торжество идеалов партии. Если же говорить серьёзно, то в апреле 2003 года мало кто понимал, зачем Януковичу руководство партией. Близились президентские выборы, и Януковичу следовало думать о том, как стать общеукраинским премьером, а не лидером узкорегиональной политической силы. Как ни странно, Янукович в нынешнем его виде стал ярким продуктом Оранжевой революции. Вторые роли, которые ему отводились во времена Кучмы (второй после Ахметова в Донецке, второй после Кучмы или даже третий – после Кучмы и Медведчука – в Киеве), сменились первыми ролями. Он стал полноправным премьером с расширенными полномочиями, политиком общеукраинского масштаба, лидером крупнейшей политической силы Украины. Да и Партия Регионов – благодаря Януковичу и Оранжевой революции – превратилась из узкорегиональной политической силы, репрезентации донецкой политической и экономической элиты, в представительницу настроений, надежд и чаяний всего Востока Украины. Теперь собственно донецкий потенциал в ПР составляет около 40% - всё остальное – это Харьков, Луганск, Запорожье. Днепропетровск, Крым…

По своим психологическим и ментальным качествам Виктор Янукович на посту Генсека Партии Регионов напоминает одновременно Леонида Илиича Брежнева и Михаила Сергеевича Горбачёва. Подобно Брежневу, Янукович любит неприхотливые житейские радости, скромен в быту, любит гоночные автомобили и почести. Оба генсека – выходцы из пролетарской среды, прошедшие суровую школу жизни. Оба достигли вершин власти вследствие заговора элит и своеобразного «дворцового переворота». Оба любили предстать в виде политика с «жёсткой хваткой» и «железной рукой», хотя по натуре своей были добряками. Оба вроде бы были зависимы от окружения, но при этом жёстко перетасовывали окружение, без жалости расставаясь со вчерашними союзниками и побратимами. Оба были обласканы своими предшественниками – Хрущёвым и Кучмой – и оба отреклись от своих вчерашних благодетелей. Подобно Горбачёву, Янукович вынужден двигаться в направлении Запада и становиться чуть ли не наиболее прозападным политиком – в своей риторике. Оба являлись сторонниками реформ, или скорее полуреформ, но ни в коей мере не революций. Янукович, подобно Горбачёву, часто демонстрирует несогласие позиции лидера Партии Регионов с позицией премьер-министра Украины. Подобно Горбачёву, он допускает скрытую фракционную деятельность внутри Партии  Регионов. А допущенные в последнее время ошибки в партийном строительстве, а также неоднозначная ситуация в партии позволяют предположить, что Янукович вполне может стать и последним руководителем «осноной и направляющей силы» украинского народа, каковой на сегодняшний день является Партия Регионов.

Председатель Политсовета Партии Николай Янович Азаров напоминает одновременно Алексея Николаевича Косыгина и Михаила Андреевича Суслова – в одном лице. С одной стороны – талантливый экономист и менеджер, знающий, как выстроить экономические цепочки и создать эффективные схемы. С другой стороны – человек достаточно консервативный, трудно воспринимающий новшества и во многом следящий за «чистотой линии партии». Это не нравится «партийному молодняку», с которым у Николая Яновича постоянно возникают конфликты. Но Азарова уважают именно за его экономические знания и твёрдость характера. Тем более, что вице-премьер позволяет себе не соглашаться, например, с Ринатом Ахметовым или прочими влиятельными лицами.

Владимир Васильевич Рыбак, Председатель Политисполкома Партии регионов. Его роль в партии можно сравнить с ролью Арвида Яновича Пельше, который возглавлял Комитет партийного контроля при ЦК КПСС и – согласно канонической биографии Виктора Януковича – сыграл решающую роль в приёме молодого, активного, но с запятнанной репутацией Виктора Фёдоровича в партию. Также в его политическом облике просматриваются черты Анастаса Ивановича Микояна. В ЦК партии мало кто толком знал, чем занимается Арвид Янович, но традиционно его уважали и боялись. Владимира Васильевича тоже уважают и побаиваются – не смотря на его внешнюю безобидность. С Анастасом Ивановичем его объединяет несколько моментов: во-первых, Микоян был одним из старейших партийцев, пережившим практически всех генсеков и ушедшим из жизни уже при Брежневе. О нём шутили: Микояну пора писать книгу под названием «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Рыбак является одним из основателей Партии Регионов – даже её предтечи, ПНЭРУ. И именно Рыбак стоял за спиной у многих влиятельных людей в современной ПР, помогая им сделать карьеру и достичь высот в бизнесе. Во-вторых, Рыбак, как и Микоян, в политике – большой мастер «ходить между капелек».

Василий Георгиевич Джарты,  первый заместитель Председателя Политисполкома Партии Регионов – фигура, аналогичная фигуре секретаря ЦК КПСС Андрея Павловича Кириленко. Леонид Ильич особо доверял своему ближайшему другу, Андрею Павловичу, и поручал ему самые сложные задачи – в том числе касающиеся партийного фандрайзинга. Василий Георгиевич является связующим звеном между Януковичем и представителями донецкой бизнес-элиты – аналогично тому, как Андрей Павлович осуществлял связь между Брежневым и «днепропетровцами», а также представителями среднеазиатских «кланов». Некогда роль Василия Георгиевича перерастёт рамки одного отдельно взятого министерства – у него огромный потенциал и пространство для карьерного роста. особенно если учесть, что Виктор Янукович с особым душевным трепетом относится к Василию Джарты, видя в нём близкие черты характера и биографии.

Раиса Васильевна Богатырёва сочетает в себе качества и Екатерины Алексеевны Фурцевой, и Раисы Максимовны Горбачёвой. Вторая формально не была членом Политбюро ЦК, но фактически влияла на политическую жизнь страны. Раиса Васильевна – подобно Фурцевой – проявила себя и в политической жизни, и в исполнительной власти. Фурцева некоторое время возглавляла Московский комитет КПСС, а позже была министром культуры СССР. Богатырёва руководит работой фракции ПР в парламенте, а ранее возглавляла Министерство здравоохранения Украины.  Сегодня говорят об усиливающемся влиянии г-жи Богатырёвой на партийную жизнь и поговаривают о том, что при нынешних темпах политического позиционирования она может реально превратиться во второго человека или «серого кардинала» при премьер-министре. Особенно учитывая её тесные связи с Ринатом Ахметовым.

Андрей Петрович Клюев, Секретарь Политсовета Партии Регионов и вице-премьер правительства, является фигурой сродни Юрию Владимировичу Андропову. Вечно загадочный, вечно самоуглублённый, вечно в курсе всех вопросов и постоянно имеющий своё личное мнение. К концу эпохи Брежнева Юрий Андропов стал центром притяжения тех, кто желал перемен в партии ради сохранения жизнеспособности партии. Вокруг Андропова стали собираться силовые министры (Громыко, Устинов) и те, кто был не доволен «днепропетровцами». Андрей Клюев на сегодняшний день имеет своё собственное мнение относительно путей развития партии и относительно ситуации в стране. Иногда это мнение противоречит мнению многих влиятельных партийцев и бизнесменов. Но влияние Клюева на процесс принятия решений в партии – очень высоко. Создаётся впечатление, что если бы Андрей Петрович получил ещё дополнительные полномочия, он немедленно бы приступил к партийным чисткам – особенно среди некоторых влиятельных бизнесменов.

Валентин Иванович Ландык, заместитель Председателя Политисполкома Партии Регионов, - аналог Николая Александровича Тихонова, председателя Совета Министров СССР в позднебрежневское время и до начала Перестройки. В своё время Валентину Ивановичу пришлось поруководить правительством – в роли первого вице-премьера (Тихонов тоже долго ходил в замах у Косыгина). Как и Тихонов, Ландык заслужил славу сторонника планирования и административных методов в экономике. Как и Тихонов, Ландык связан с металлургическим и машиностроительным лобби. Интересный момент: прежде, чем возглавить советское правительство, Николай Александрович работал в Украине, директором Никопольского Южнотрубного завода… Да и в характерах Тихонова и Ландыка есть немало общего, в первую очередь спокойная, «бульдозерная» напористость и умение добиваться своего любой ценой.

Наконец, заместитель Председателя Политисполкома партии Сергей Николаевич Ларин. Наверное, наименее зажатый в партийно-идеологические рамки и наиболее открытый человек в партии. В окружении Леонида Ильича людей, подобных Ларину, не было. Семичастный и Шелепин были слишком скованы необходимостью КГБистских «шифровок», напрочь выветривших из этих талантливых политиков комсомольский дух. А люди типа Бухарина были истреблены в 30-е годы. Ларин обладает умом и чувством юмора. Особенно чувство юмора – редкое явление в нашей политике.

Таким, вкратце, является руководящий состав главной партии страны по версии ЦИК и по результатам последних выборов в Верховную Раду Украины. А история даёт нам возможность провести параллели – возможно, зачастую натянутые, но позволяющие проследить тенденции и закономерности. Кажется, в советские времена была разработана некая матрица – управленческая и даже ментальная – и многие наши политики подсознательно примеряют на себя советский стиль руководства. Поэтому и превращаются – опять же, подсознательно, - в брежневых, сусловых, подгорных,  шелепиных, семичастных.  Как тут не вспомнить Шекспира с его определением – «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры»? Политика – это тоже театральная постановка с соблюдением всех жанровых свойств, стилистики, драматургии и образов. По крайней мере, постановка пьесы «Политбюро ЦК КПСС имени дорогого Леонида Ильича» Партии Регионов удалась.