УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Долги возвращают только трусы?

Долги возвращают только трусы?

Обвал зернового рынка вследствие переизбытка предложения этого товара внутри страны (со всеми вытекающими отсюда экономическими и социально-политическими последствиями) становится вполне реальной и осязаемой перспективой.

Теперь от правительства в очередной раз требуется то, что оно лучше всего умеет делать – проявлять героизм при спасении страны от очередной катастрофической опасности.

Как всегда происходит в таких случаях, претендентов на лавры спасителя отечества – хоть отбавляй. И каждый из потенциальных героев почти как личное оскорбление воспринимает рекомендации здравомыслящих экспертов, которые в один голос утверждают: существуют механизмы, с помощью которых можно без всякой штурмовщины в самые короткие сроки нейтрализовать наиболее острые угрозы стабильности рынка.

В частности, простое выполнение государством своих безнадежно просроченных обязательств по возмещению НДС отечественным экспортерам зерна может стать одним из наиболее эффективных решений.

Дело в том, что в настоящий момент зерно в Украине просто некому покупать. Крупные отечественные экспортеры, работающие на рынке по 10-15 лет и в лучшие годы продававшие за рубеж до четверти всего собранного в стране урожая, выведены из игры противоестественной позицией ГНАУ (об этом ниже). Государство просто не имеет соответствующих средств (речь идет о миллиардах гривен) для того, чтобы выкупить излишки (да и для чего ему запасы в таких размерах, которые в несколько раз превышают все разумные нормы резервирования? что с ними делать?). Хлебо-булочная и мукомольная промышленности столько просто не потребляют. В итоге, в стране не осталось институционального покупателя, который предложил бы селу за выращенное и собранное зерно реальную цену.

Единственный выход – стимулирование экспорта. В этом случае все проблемы решаются за счет средств иностранного покупателя. Создается платежеспособный спрос, который поддерживает сельхозпроизводителей. Государство обеспечивает стабильность внутренней социально-экономической ситуации, получая при этом существенные дополнительные налоги в казну. В общем, все довольны. Кроме тех, кто предпочитает рутинной работе вечные сражения на баррикадах.

С точки зрения эффективного расходывания государственных ресурсов здесь также все просто и понятно. Государственная налоговая администрация Украины, прикрываясь лозунгами насчет своей неустанной заботы о державном фискальном интересе, периодически пугает общественность рассказами о фантастических суммах, которые предъявляются зернотрейдерами к возмещению НДС.

Посмотрим на конкретных примерах, как все обстоит на самом деле. ЗАО «Рамбурс», ветеран рынка, обеспечивает до 10% украинского зернового экспорта – просроченная бюджетная задолженность по возмещению НДС составляет около 30 млн. гривен; ООО СП «Нибулон» - задолженность бюджета 60 млн. грн.; еще целому ряду отечественных фирм государство задолжало по несколько миллионов гривен.

Много это или мало? Вопрос имеет смысл только в сравнении. Для отечественных экспортеров противозаконное блокирование ГНАУ данных сумм означает полную приостановку деятельности, неисполнение контрактных обязательств и перспективу скорого разорения.

Для государственной казны это тоже немаленькие деньги. Но на фоне тех как минимум 3 млрд. гривен, которые государство сейчас в пожарном порядке ищет для поддержания ценовой стабильности на рынке, названные суммы просроченной бюджетной задолженности перед отечественными экспортерами зерна выглядят уже гораздо скромнее.

Тем более, что в особых случаях у налоговиков деньги таки находятся. Так, в мае в число избранных счастливчиков попали две крупные иностранные фирмы-зернотрейдера, и без того не испытывающие дефицит ресурсов. Речь идет о том, что в мае ЗАО «Каргилл» получило бюджетное возмещение НДС в размере почти 99 млн. гривен, а фирма «Серна» в этот же период – почти 126 млн. гривен. На рынке уверены, что подобный избирательный подход к формально равноправным субъектам предпринимательской деятельности означает ни что иное, как скрытое формирование иностранной монополии в сфере действия важнейшего государственного интереса. Ведь по большому счету, речь идет о продовольственной безопасности страны.

Между тем, пока наиболее прозрачный, эффективный и дешевый метод предотвращения надвигающегося зернового кризиса остается у власти в стратегическом резерве, правительственная дискуссия о том, какая героическая смерть на этот раз лучше, вырвалась на страницы прессы.

Совокупность противоречивых высказываний, которые у всех на слуху (о поразительной активности государственных чиновников уже шла речь в начале статьи), очень хорошо иллюстрирует ту растерянность, которая обычно возникает в тех случаях, когда спасительное решение лихорадочно ищется не там, где надо.