УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Схватка титанов

Схватка титанов

Судя по всему, европейские политики готовят новый "крестовый поход" против российского концерна "Газпром". Вчера Еврокомиссия официально заявила о старте специального антимонопольного расследования в отношении газового холдинга. Насколько известно, российский монополист подозревается в нарушении ряда законодательных норм ЕС. В частности, речь идет о статье 102 Договора о функционировании Европейского союза.

Как отмечается в заявлении Еврокомиссии, грядущее антимонопольное разбирательство будет касаться трех аспектов возможных нарушений европейских правил равной бизнес-конкуренции.

Во-первых, ЕС намерен проверить прозрачность экспортной деятельности "Газпрома", так как в Европе подозревают компанию в намеренном разделении европейских рынков газа с целью создания искусственных препятствий для свободных поставок сюда голубого топлива другими компаниями и из разных стран.

Во-вторых, Еврокомиссия подозревает холдинг в том, что тот избрал методику противодействия европейской политике диверсификации поставок газа из России, так как если бы поиски Европы альтернативных возможностей обогрева, нежели традиционное использование российского газа, увенчались успехом, в таком случае позиции "Газпрома" на этом рынке сбыта были бы серьезно ослаблены.

В-третьих, европолитики хотят вернуться к старому доброму вопросу ценообразования. Мол, продажа газа европейским потребителям по ценам, которые привязаны к стоимости нефти, является несправедливой, считают в ЕК.

Для нас это разбирательство интересно с нескольких позиций. Прежде всего - в газовом договоре, подписанном с легкой руки экс-премьера Юлии Тимошенко в 2009 году, стоимость газа для Украины четко привязана к ценам на нефтепродукты. По заложенной в договоре формуле в третьем квартале 2012 года, как сообщает пресс-служба "Нафтогаза", мы должны платить около 426 долл. за кубометр. Среди стран Европы это самая дорогая цена за голубое топливо, утверждают правительственные чиновники. Так, в интервью CNN министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявлял, что Украине, которая граничит с Россией, газ обходится вдвое дороже, чем Германии. А премьер Азаров наглядно объяснил: за газ Украина переплачивает сумму больше, чем расходы на здравоохранение всей страны за год.

Из этого вытекает следующий вопрос. Европа фактически признала, что в 2009 году между Россией и Украиной был подписан договор, в котором "Газпром" укрепляет свое монопольное положение. Ведь Еврокомиссия посчитала привязку стоимости газа для европейских потребителей к цене на нефть несправедливой, а именно по такой схеме "Нефтегаз" платит "Газпрому" последние уже почти четыре года. И как теперь ЕС оценивает роль Тимошенко в подписании заведомо невыгодного для Украины контракта?

Когда именно стартует в Европе антимонопольное разбирательство против российского монополиста, а также сколько будет изучаться дело и в какой срок будут оглашены выводы Еврокомиссии, на данный момент неизвестно. Также пока неясна официальная реакция "Газпрома" на последовавшую ее адрес новую волну европейских обвинений.

Зато озвучены четкие санкции, которые могут обрушиться на голову руководства "Газпрома", если хотя бы некоторые из подозрений Еврокомиссии будут доказаны. Так, согласно "Перечню штрафов" ЕС, который действует с 2006 года, нарушитель антимонопольного законодательства должна выплатить за свою "провокационную" деятельность порядка 10% от годового оборота. Если же правила конкурентной бизнес-игры нарушались несколько лет подряд, тогда компания-виновник обязана заплатить уже 30% от экспортной выручки в тех регионах, где была доказана монополизация рынка сбыта.

Закулисье

Надо отметить, Еврокомиссия решила начать антимонопольное расследование против "Газпрома" неслучайно. Претензии к российскому холдингу в отношении того, что он уж слишком ретиво пытается захватить для экспорта своей продукции европейский рынок сбыта, озвучивался европейскими политиками неоднократно.

Напомним, сегодня доля продаж "голубого топлива" "Газпромом" жителям ЕС достигает порядка 30% от общегодового объема потребления. В этом свете становится ясно, почему Европа так активно старается избавиться от российской зависимости в газовом вопросе. И, как говорится, для достижения благородной цели в этом плане все средства хороши. К примеру, в той же Германии весьма популярна тема разработки месторождений со сланцевым газом. Как вариант, рассматривается возможность увеличения закупок "голубого топлива" из других стран – того же Азиатского региона. Еще один путь решения проблемы: покупка сжиженного газа в США. По некоторым данным, эти планы будут реализованы уже в 2016 году.

Справедливости ради стоит сказать, что все эти антироссийские попытки Европы избавиться от газовой "петли" Кремля пока что не увенчались каким-либо стабильным успехом. "Газпром" ведь тоже не лыком шит, чтобы терять такой в экспортном плане лакомый кусок пирога как европейский потребитель. Именно поэтому, видимо, российский монополист и решил: раз стратегию освоения европейского рынка для сбыта газа нельзя завоевывать открыто, значит – нужно реализовывать свои цели осторожно и завуалировано.

В этом плане "Газпром" использует методику эксперимента, мол, авось какой-то вариант и сработает. Например, концерн пытается через третьи компании участвовать в разработке газовых месторождений в Европе, вести совместный бизнес с европейскими корпорациями, участвовать в приватизации газового бизнеса или газотранспортных систем.

Надо сказать, в данном списке стратегических проектов у "Газпрома" есть вполне успешные объекты. Тот же "Северный поток". Так, на днях российские власти заявили, что завершили сварку последнего стыка второй нитки данного газопровода.

"Данный стык соединил морской участок с берегом, а также с наземной инфраструктурой на российском берегу в бухте Портовая (Ленинградская область) недалеко от Выборга. В ближайшие дни нить будет готова к заполнению "техническим" газом, а начало поставок газа в Европу по второй нитке "Северного потока" намечено на четвертый квартал 2012 года. Согласно проектной мощности двух нитей "Северного потока", газопровод сможет транспортировать 55 млрд куб. м газа в год из России в Европу в течение минимум 50 лет", - отметилипредставители холдинга.

Успешное завершение строительства "Северного потока", наверняка, не может не насторожить европейские власти. Ведь реализация этого газотранспортного проекта весьма усложняет и так не совсем удачные попытки Европы избавиться от монопольной лапы "Газпрома". А если еще и вспомнить недавние заявления главы холдинга Алексея Миллера о намерении компании более активно использовать в европейских газовых поставках газотранспортную систему Белоруссии (которую страна практически сдала холдингу), мол, такая возможность позволит упростить процесс сбыта "голубого топлива" на рынки Европы и снизит зависимость самого "Газпрома" от украинской трубы. И к этому еще и упомянуть о проекте "Южный поток", который пусть со скрипом, но, все-таки, идет к началу строительных работ. В итоге становится понятно, что если Европа не будет использовать активные методы противодействия попыткам "газпромовского" захвата, то через несколько лет регион может оказаться попросту "задушен" в крепких российских газовых "объятиях" (читай – газотранспортных системах).

Сигнал тревоги

Не исключено, что озвученные выше причины и заставили Еврокомиссию именно сейчас озвучить свое намерение провести антимонопольное расследование против "Газпрома". Сделать это заявление было тем более уместно, что официальные причины для проведения такого разбирательства у европейских политиков имеются более чем серьезные.

Дело в том, что примерно год назад контролирующие ведомства ЕС провели серию обысков в европейских офисах дочерних компаний российского холдинга, а также его партнеров. Gazprom Germania GmbH, E.ON Ruhrgas и RWE (Германия), PGNiG и EuRoPol Gas SA (Польша), Vemex ООО (Чехия), OMV и GWH Gashandel GmbH (Австрия), Overgas Inc. AD (Болгария), Panrusgas Co. (Венгрия), Latvijas Gaze JSC (Латвия), Eesti Gaas AS (Эстония), а также Lietuvos dujos AB (Литва). Впечатляющий список компаний…

"Внеплановые проверки прошли в помещениях компаний, занимающихся поставками, передачей и хранением природного газа", - отметили на тот момент в ЕК. Судя по всему, тогда антимонопольные органы искали доказательства нарушения "Газпромом" правил прозрачной конкуренции, например, при продаже газа. Но почему-то в тот период никаких обвинительных заключений контролирующие ведомства ЕС не обнародовали. Однако сегодня, спустя год после обысков, судя по всему, настал час "Х" и Европа снова готова вступить в борьбу с российским газовым монополистом за право свободно выбирать тех продавцов "голубого топлива", которые просят за свой товар приемлемые цены, а не дерут с потребителя "три шкуры".

К слову, стоит затронуть вопрос специфики ценообразования тарифов на российский газ в Европе. Эта тема весьма болезненно и остро воспринимается не только украинскими потребителями, но и европейскими. Наверняка, каждый из нас помнит волну судебных разбирательств стран-членов ЕС с "Газпромом" на тему получения 10-15% скидки на газ, снижения обязательных объемов закупок продукции, а также изменения формулы формирования цен при продаже/покупке "голубого топлива" европейцами.

Напомним, страны Европы были недовольны тем фактом, что "газпромовский" газ продается по цене, которая указывается в долгосрочных контрактах. В то время как цена на газ на спотовом рынке газа (краткосрочных контракты – прим. ред.) может не только быстро варьироваться, но в итоге оказаться более выгодной для закупок, так как часто цена падает ниже цены на газ по долгосрочным контрактам.

Что же в итоге? Надо сказать, ряд стран - например, Италия, Польша, Германия, Эстония, Латвия и прочие, - таки сумели путем судебного прессинга заставить "Газпром" подписать мировое соглашение и договориться о более выгодных для европейских потребителей условиях закупки "голубого топлива". Насколько известно, тогда российский монополист предоставил Европе либо 10-15% скидку на покупку своего газа или возможность закупать такой же объем топлива на спотовом рынке.

Однако вернемся к теме антимонопольных претензий Еврокомиссии, предъявленных в адрес "Газпрома". Нельзя не отметить, что вся эта озвученная выше история европейско-российских войн в отношении формирования цены на газ, вспомнилась не случайно. В ЕС наверняка понимают: если борьба за снижение цен на газ с российским концерном шла настолько ожесточенно, когда холдинг присутствует на европейском рынке сбыта всего на 30% от общих объемов ежегодного потребления, тогда возникает логичный вопрос – что будет с тарифами на "голубое топливо", если "Газпром" таки добьется своего и станет таки монополистом в этом регионе? В Европе, все же, не дураки живут и вряд ли они хотят повторения украинского сценария газовых событий.

Вот вам и еще одна крайне важная причина, объясняющая старт антимонопольного "газпромовского" разбирательства в Европе. Или ЕС найдет доказательства попыток монополизации европейского газового рынка сбыта российском холдингом и пресечет впоследствии любые монопольные поползновения компании. Или "Газпром", все-таки, рано или поздно добьется своих целей и заставит всю Европу "плясать" под свою газовую "дудочку", причем требуя за свой "концерт", как говорится, "тройной тариф".

Постскриптум

Какое событие развитий стоит ожидать на деле, конечно же, трудно прогнозировать. Однако совершенно понятно, что в этой истории "Газпром" будет пытаться использовать всевозможные методы, чтобы если и не остаться с "белой и пушистой" репутацией, то хотя бы сохранить свое место под солнцем на европейском рынке сбыта газа. По сути, другого выхода у холдинга нет, ведь Европа – основной покупатель российского топлива. Поэтому потеря этого рынка может привести "Газпром" к сокрушительным финансовым потерям. А с учетом того, что финотчетность компании сегодня и так не ахти. К примеру, за первое полугодие 2012-го компания сократила экспорт газа в Европу на 17% - до 71,93 млрд кубов по сравнению с 86,6 млрд кубов за аналогичный период 2011-го. Да и рядом других показателей корпорация нынче не блещет. В такой ситуации становится понятно – вражда с Европой для "Газпрома" в итоге может оказаться смерти подобна.