Олег Хавич
Олег Хавич
Аналитик

Блог | Поиски батона в унитазе

13,6 т.
Поиски батона в унитазе

В нынешней Украине кампания поиска "золота коррупционеров" напоминает поиски "золота партии" после развала СССР.

Взять, к примеру, экс-заместителя министра внутренних дел Украины Сергея Чеботаря, который стал одним из медиа-персонажей этой недели. Он и на допрос в Генпрокуратуру не явился, и сам Аваков в интервью защищал его от нападок со стороны "подонков от журналистики". Но больше всего публику возбудили не фото дома Чеботаря или видео нападения его родственников на съемочную группу, а информация о том, что у замминистра нашли… кучу золота.

"Во время обыска в кабинете зама Авакова Сергея Чеботаря нашли документы, которые подтверждают коррупционные схемы в МВД, всех областных управлениях, центральном аппарате. Также в его кабинете нашли золотые слитки и драгоценности!" – написал в начале апреля нардеп от БПП Каплин на своей странице в Facebook. С тех пор никаких доказательств ни обыска, ни золота не предоставили ни правоохранители, ни Каплин, но информация пошла гулять по сети. Всезнающий Гугл на запрос "Чеботарь золото" выдает более двухсот тысяч ссылок.

Это далеко не первый случай в Украине, когда для визуализации обвинений в коррупции используется блеск "желтого дьявола", как любили называть золото классики. Наверное, самая известная история – "золотой унитаз Януковича", о котором несколько лет рассказывали украинцам оппозиционные политики и журналисты. Партия "Батькивщина" даже сделала этот образ одним из символов своей избирательной кампании в 2012-м. Но в феврале 2014-го, когда после бегства Януковича его резиденция "Межигорье" стала народным достоянием, любой желающий смог убедиться: никакого "золотого унитаза" там и в помине не было.

Кстати, после захвата евромайдановцами "Межигорья" появился новый символ коррупции режима Янковича – золотой батон. Этот артефакт был даже зафиксирован на фото депутатом Киевского областного совета Аронцом. В комментарии американскому "The Wall Street Journal" в начале мая 2015-го Аронец сказал, что батон лежал на полке в большой комнате, он весил "пару фунтов" (WSJ) и казался сделанным из золота. "Я решил сфотографировать его, чтобы его никто не украл", — вспомнил господин Аронец. Фотография, которую он вывесил на своей странице в Facebook, стала единственным доступным публике изображением батона.

Активистка, а ныне народный депутат Татьяна Черновол, находившаяся в "Межигорье" вместе с Аронцом, сказала американским журналистам, что она не знает, был батон чем-то ценным или нет. "Сперва у меня челюсть отвисла, но когда мне его передали, он оказался очень легким, – рассказывает она. – Может быть, он был фальшивым или позолоченным". "The Wall Street Journal" приводит также слова о "золотом батоне" одного из активистов, первыми вошедших в резиденцию Януковича: "Это было то ли папье-маше, то ли пластик с покрытием из сусального золота".

Но хотя артефакта уже более года никто и в глаза не видел, на нем продолжают зарабатывать политические дивиденды. Например, народный депутат Дмитрий Добродомов обратился в прокуратуру и попросил прояснить, что случилось с батоном и прочими аналогичными предметами. Ему ответили, что это неизвестно. В марте 2015-го прокуратура открыла уголовное дело, но о результатах расследования пока не слышно.

Как отмечают американские журналисты Джеймс Марсон и Ник Щетко, "исчезновение батона придало ему новое значение, превратив его в символ неспособности Украины очистить коррумпированное и плохо функционирующее государство, которое оставил после себя Янукович, и вернуть огромные суммы денег, предположительно украденные бывшим президентом и его сообщниками". 6 июня этого года, то есть уже на следующей неделе, Евросоюз может снять санкции с ряда бывших должностных лиц режима Януковича, поскольку Генпрокуратура Украины до сих пор не предъявила им обвинение.

Перефразируя китайскую пословицу, трудно искать золотой батон в золотом унитазе, особенно если обоих предметов не существует. Может, правоохранителям и журналистам Украины пора прекратить отвлекать свое внимание на заведомо негодные – пусть и "блестящие" – предметы? Понятно, что поиск свидетельств коррупции в томах документов и гигабайтах файлов нравится публике значительно меньше, чем громкие заявления об очередных "золотых горах". Особенно если подобные заявления – всего лишь один из способов замести следы, как это случилось в 1991-м во время кампании по поиску "золота КПСС и КГБ".

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...