УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Где живут фашисты

14,0 т.
Где живут фашисты

Заявление о том, что демократическая революция последних месяцев в Украине была на самом деле организована ультраправыми экстремистами, фашистами или даже неонацистами – основная составляющая кремлевской пропаганды.

Подобные утверждения также звучат из уст западных экспертов, которые считают, что Владимира Путина осуждают незаслуженно, а США поддерживают в этом конфликте "плохих парней". Нельзя отрицать, что присутствие правых националистов на украинской политической арене вызывает беспокойство и может стать потенциальной проблемой для евроинтеграции, но оно ни в коем случае не является доминирующим. Крики о "фашизме" из Москвы и от защитников Путина очень лицемерны. Особенно на фоне расширения путинского режима с помощью крайне правых, ультранационалистов и, нужно все-таки признать, фашистских элементов во внутренней и внешней политике.

Тяжело определить, сколько экстремистов участвовали в протестах на Майдане, начавшихся в ноябре-2014 после отказа Януковича от торгового соглашения с Европейским Союзом. В начале февраля Дмитрий Лихачев, российский журналист еврейского происхождения, а также член генерального совета Евроазиатского еврейского конгресса, подсчитал, что "радикальные националисты" составили немного больше одного процента протестующих. В первые дни Евромайдана, пресловутая подстрекательница, поэтесса Диана Камлюк, воспользовалась свободным доступом к микрофону, чтобы сделать откровенно расистские и антисемитские ремарки. Но Лихачев акцентировал внимание на том, что этот единичный случай широко осужден общественностью, а среди митингующих были известные спикеры еврейского происхождения, также проводились еврейские религиозные и культурные мероприятия.

Когда напряжение между протестующими и полицией возросло, радикалы начали играть более значимую роль – особенно "Правый сектор", военизированная группа, граничащая, по мнению некоторых, с неонацизмом из-за их восхищения украинским националистом времен Второй мировой войны Степаном Бандерой, который сотрудничал с нацистами (если антисемитские действия Бандеры стоят под вопросом, то его последователи несомненно виновны в преступлениях против поляков, россиян, евреев и других; с объективной точки зрения, он был скорее террористом, чем борцом за свободу). "Правый сектор" приложил много усилий, чтобы улучшить свою репутацию: их лидер Дмитрий Ярош встретился с послом Израиля в Киеве с целью заверить его, что группа активно выступает против антисемитизма и ксенофобии. Ярош и его команда также похвалили борцов Майдана еврейского происхождения. Тем не менее беспокойство по поводу их влияния все же вполне оправдано.

Тревогу также вызывает националистическая партия "Свобода", лидер которой 45-летний Олег Тягнибок известен своими антисемитскими и расистскими высказываниями. Впрочем, он тоже постарался изменить свой образ и стал избегать крайностей. У "Свободы" около 8% мест в украинском парламенте. Благодаря соглашению, заключенному при посредничестве Германии и Франции перед отставкой Януковича, партия также занимает 4 из 20-ти мест во временном правительстве. Попытки "Свободы" улучшить свою нелицеприятную репутацию не всегда были успешными. 18 марта трое членов парламента от "Свободы" пригрозили, а также унизили директора Первого национального канала, разозлившись из-за, по их мнению, пророссийкого курса телекомпании. Партийцы также заставили его написать заявление об увольнении. Инцидент, который вызвал бурю негодования почти во всем мире, сейчас расследуется.

Есть и хорошие новости, историк Тимоти Снайдер указал, что "Свобода" набирает 2% или 3% голосов на майских президентских выборах. Cледовательно, некоторые заявления об угрозе крайне правых для Украины попросту переоценивают влияние партии. Так, например, в колонке в Los Angeles Times ("Лос-Анджелес Таймс") от 13 марта и в статье в журнале Foreign Policy ("Внешняя политика") от 18 марта сказано, что "Свобода" настаивает на отмене закона о русском языке как региональном, не упомянув, однако, что эта инициатива не была поддержана временным президентом Александром Турчиновым.

В то же время, в России среди националистов в высших эшелонах власти есть такие известные личности как бывший представитель в НАТО, премьер-министр Дмитрий Рогозин, пришедший в политику как лидер националистического блока "Родина". В 2005 году "Родина" была запрещена администрацией Москвы за проведение откровенно расистской кампании: был снят клип, в котором три мигранта из Азербайджана оскорбляют русскую женщину, Рогозин же вступается за нее и обещает "убрать мусор". Если сам Рогозин не является поклонником Америки, то в Америке у него много поклонников: яркий слоган "Будем надеяться, что Рогозин придет ко власти в России – за успех Рогозина в Америке и во всем западном мире" появился на вебсайте "белой идентичности" в Occidental Observer ("Западный Обозреватель") в 2011 году.

Сергей Глазьев, один из основателей "Родины" и соперник Рогозина за лидерство в партии, а также недавний ставленник Путина, отвечает за развитие Таможенного союза – союза с Казахстаном и Беларусью, который предполагает также членство Украины. Как и Рогозин, Глазьев привлек внимание не совсем адекватных крайне правых американцев – в этом случае Линдона Ларуша: в 1999 году в издательстве LaRouche Books ("ЛаРуш Букс") вышел английский перевод книги Глазьева "Геноцид. Россия и новый мировой порядок" с предисловием самого издательства ЛаРуш.

Но ни Рогозину, ни Глазьеву не сравниться с "традиционалистом", имеющим ярко выраженный собственный стиль, а также интеллектуалистом Александром Дугиным, писателем и профессором Московского государственного университета. В своей статье "Новая Республика", Снайдер идентифицирует Дугина – "настоящего фашиста" – как "основателя Евразийского движения", идеологии, которая закладывает основу для продвижения России в сторону Украины.

Исходя из его статей, написанных в 1990-е годы, Дугина вполне можно классифицировать как фашиста и даже нациста, несмотря на его утверждения о том, что в России фашизма никогда не было и быть не может. На самом деле, Дугин – не просто отец идеи. Как утверждает Андреас Умланд (политолог, исследующий рост экстремизма в Украине) в своей статье 2009 года, у Дугина имеются тесные связи с российскими политическими элитами и прокремлевскими СМИ. Много высокопоставленных чиновников и журналистов работали в совете его организации "Международное евразийское движение". Дугиным восхищается Иван Демидов, телевизионный продюсер, который когда-то в 2008 году возглавлял идеологическую секцию лидирующей партии "Единая Россия".

Устрашающая риторика Дугина снова прозвучала в последние дни. После массовой антивоенной демонстрации 15 марта, он написал на своей странице в фейсбуке: "Это уже не просто негодяи, идеологические оппоненты или инакомыслящие – это парад предателей. Сегодня они пошли против русских людей, против нашего государства, нашей истории. Они защищают убийц, оккупантов, нацистов и НАТО. Все участники этого марша пятой колоны приговорены – историей, людьми, нами". Потом он процитировал строчку из известного военного стиха: "Как только видишь, убивай их" (стихотворение, конечно же, относилось к немецким захватчикам).

Если такова идеология, неудивительно, что некоторые российские солдаты, выступавшие в конфликте с Украиной, – "коричневорубашечники" (по аналогии с цветом военной формы штурмовых отрядов немецких нацистов, военизированных формирований НСДАП).

Заметной также является фигура Павла Губарева, прорусского активиста в Донецке, который провозглашал себя городским "народным управителем" и поднял российский флаг над местной администрацией. Через несколько дней после того как Губарев нажил себе дурную славу, стало известно, что он когда-то был активистом международной православной организации полувоенного устройства "Российское Национальное Единство", эмблема которой очень напоминает свастику. Фото Губарева в униформе сейчас ходит по интернету.

А незадолго до референдума 16 марта, кремлевский ставленник в Крыму Сергей Аксенов использовал откровенный антисемитский код в своей телевизионной речи, говоря об украинском новом правительстве как о "неестественном объединении неонацистов и олигархов-космополитов, которые разбогатели, грабя богатое советское наследие". Конечно, "космополит" воспользовался когда-то как известный немногим эвфемизм слова "еврей" – и это неслучайно, ведь самый известный бизнесмен-олигарх, который сотрудничает с новым правительством, Игорь Коломойский – еврей.

Также стоит обратить внимание на то, кого пригласила Москва в качестве "международных наблюдателей" для референдума в Крыму. Среди них истинные неосталинисты и крайне правые, включая бельгийского неонациста Лука Михеля, венгерского крайне правого экстремиста Бела Ковача и уроженца Сербии, американcкого палеокона и апологета военных преступлений Сержа Трифковича. Еще один наблюдатель, член польского парламента Матеуш Пискорский, который расхваливал референдум в интервью "Россия сегодня" – бывший неонацист в прямом смысле этого слова. В конце 1990-х – начале 2000-х, Пискорский издавал журнал под названием "Одала", в котором открыто прославлялась нацистская Германия, были опрошены отрицатели холокоста, а также провозглашалась идея, что "в виду разложения Запада и преобладания многих рас", объедененная славянская империя – "единственная надежда для спасения белой расы". Сейчас Пискорский состоит в дугинском Евразийском движении.

Статья Умланда, написаная в 2009 году, о Дугине и распростаняющемся российском фашизме содержит жуткое предсказание в конце: "Если Дугин и его последователи преуспеют в продвижении своих идей в высших эшелонах российской политики и в обществе, новая холодная война – самое безобидное из того, что Запад может ожидать от России в последующие годы". Возможно, фашизм действительно победил, но не в Украине.

Перевод Ольги Карасевич ОТ РЕДАКЦИИ. Интернет-издание "Обозреватель" может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале.