Чернобыль как туристический объект

930
Чернобыль как туристический объект

Экскурсии в Чернобыльскую зону отчуждения действуют не первый год, хотя в МЧС эти поездки предпочитают называть «исследовательскими». Сложность посещения зоны в том, что агентство с громоздким названием «Чернобыльинтеринформ» при МЧС запрашивает цены, которые нередко отпугивают даже иностранных туристов с тугими кошельками. Посудите сами: стоимость такого путешествия из Киева для одного человека начинается с 400 долларов, для двоих примерно 450. Вместе с тем в зону можно попасть при помощи двух турфирм, которые, собирая большие группы, снижают цену и предлагают проделать этот же маршрут за 320 – 360 гривен с человека. С одной из них мы и отправились в зону отчуждения…

Расстояние от Киева до Чернобыля по трассе - 131 километр, и по дороге наш гид, историк Александр Анисимов, подробно рассказывает об истории станции и о том, что произошло на ней 22 года назад.

Чернобыль

Несмотря на то, что слово Чернобыль воспринимается во всем мире как символ крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества, сам город жив. «Чернобыль сегодня отличается от аналогичного украинского городка тем, что здесь нет только детсада, школы, больницы-стационара, кинотеатра, загса, роддома и суда. А все остальное здесь есть», - рассказывает наш гид Сергей Чернов, служащий в «Чернобыльинтеринформе». В местном доме культуры по праздникам местные таланты даже устраивают концерты. В Чернобыле работают спортзалы, магазины, библиотека, гостиница, кафе-бар. Здесь действуют также метеостанция, санстанция, отдел СБУ, прокуратура, райотдел милиции. Есть даже кружок художников. В городе работают вахтенным методом более четырех тысяч человек. В понедельник их привозит автобус из Киева, а в четверг забирает. Те, кто живут в более отдаленных районах, работают здесь по 15 дней, а 15 дней отдыхают дома.

Крупнейшим предприятием зоны остается Чернобыльская АЭС. Только на ней работают около 3000 человек. Все они проживают в Славутиче, городе вне зоны, и добираются на работу электричкой.

Самоселы

Людей, которые живут в селах зоны на свой страх и риск, называют самоселами. Их во всей зоне осталось сегодня не более 300 человек. Государство помощи им не оказывает, но у каждого есть огород. Они выращивают овощи и фрукты. Многие держат курей, свиней, коров. Один человек держит пасеки. Кроме того, люди живут с леса и с речки. Кому здоровье позволяет, собирают грибы и ягоды, ловят рыбу. Все вышеупомянутые промыслы здесь категорически запрещены, но, по словам Чернова, власти уже давно закрыли на это глаза и позволяют людям дожить достойно.

Люди здесь живут в основном немолодые. Самому молодому мужчине - 50, а самой старенькой бабушке, которая недавно умерла, было 94 года. А 10 лет назад в зоне родилась девочка. Говорят, на вид вполне здоровый и привлекательный ребенок. Так как здесь школы нет, ее возят на занятия в Иванков. По словам Чернова, ее родители вполне освоились с повышенным спросом репортеров увидеть ребенка и по крайней мере для зарубежных гостей сразу называют таксу: пятиминутная фотосессия девочки – 100 долларов!

Животный мир

За 22 года после аварии очень изменился состав животного мира зоны, превратившейся в заповедник. Сейчас здесь проживает около 200 видов птиц и животных, занесенных в Красную книгу. Появились виды, которых до аварии не было. Но если дикие лошади Пржевальского были завезены сюда человеком и хорошо прижились в зоне, то, например, орлы и рысь появились здесь сами по себе. Дикие кабаны часто ходят здесь по улицам и дворам. Сомы в реке Припять и прудоохладителе станции достигают двух с половиной метров.

Станция и город Припять

АЭС и город Припять находятся в 10-километровой зоне. Здесь, в отличие от 30-километровой зоны, проживание запрещено категорически. И если на станции работают люди, то абсолютно опустевший город атомщиков производит невеселое впечатление. В течение 22 лет мародеры тащат отсюда все, что только можно продать. Улицы постепенно превращаются в рощи, деревья прорастают внутри домов. Александр Анисимов рассказал, как здесь, в центре Припяти, свернув за угол, вдруг наткнулся на огромнейшего лося. «Бежал потом очень долго», - весело вспоминает он. Вместе с тем посещение Припяти чем-то похоже на перемещение в 1986 год на машине времени в страну, которой больше нет. В местной школе мы находим учебники, по которым учились 30 лет назад, газеты «Правда» с передовицами про М.С. Горбачева, «Учительскую газету». Александр Анисимов демонстрирует невесть откуда вынутый журнал школьной столовой, где последней записью значится меню учеников 26 апреля. В детском садике осиротевшие куклы грустно сидят на шкафчиках и подоконниках, будто бы дожидаясь своих повзрослевших хозяев…

В мастерской художников обнаруживаем огромные портреты Громыко, Алиева и Устинова, а также избирательную урну с гербом УССР. В городском парке, рядом с аттракционами, приземлялись вертолеты, которые гасили реактор. Радиоактивные пятна остались на асфальте, радиометры здесь зашкаливают и сегодня.