Янукович - 'спокойная сила-2'
Начинался и заканчивался политический сезон практически одинаково – борьбой Виктора Януковича и Юлии Тимошенко за возможность активнее влиять на Виктора Ющенко. Объективно и в сентябре 2005-го, и в августе 2006-го эти схватки выиграл лидер Партии регионов, сначала вернувшийся из политического небытия, а потом и вовсе занял премьерский кабинет. Парадокс, но энергичная и напористая хрупкая женщина вынуждена была пропустить вперед в дверях правительственного здания «регионального» гиганта. Наверное, стоит отметить, что БЮТ так и сохранил на протяжении минувшего сезона свою оппозиционность, разве что риторика «сердечных» вождей стала еще радикальнее. «Предательский парламент», «капитуляция оранжевой команды» и «преступная Партия регионов» так и слетают с уст Тимошенко со товарищи. Юлии Владимировне вновь, как и год назад, придется бороться за место под политическим солнцем, с той только разницей, что число ее союзников уменьшилось.
Наверное, главная для БЮТ потеря – это лояльность Виктора Ющенко. Если даже сентябрьская отставка Юлии Владимировны с поста премьера многими экспертами воспринималась как досадное недоразумение, а сама Тимошенко всячески подчеркивала духовно-политическую приближенность к президенту, то передача премьерского портфеля в руки Януковича эту идиллию разрушила. Впрочем, нельзя не отметить, что первая четверть президентской каденции ознаменовалась для гаранта Конституции значительными рейтинговыми потерями. Президентские инициативы (повышение проходного барьера на парламентских выборах 2006 года, попытка «нашеукраинцев» создать парламентское большинство, подчиненное Ющенко, нивелировав тем самым смысл политической реформы) с треском провалились. Банковая не то, чтобы недооценивала потенциал своих оппонентов, а относилась к работе с ними спустя рукава. Одно предварительное назначение даты президентского обращения к парламенту на январский понедельник, в который должны были начаться каникулы законодателей, говорит о многом.
Приходится констатировать: Виктор Ющенко потерял политическую инициативу, а его команда продолжает идти на уступки. Преподнесенная Виктору Януковичу прошлой осенью «Декларация единения и сотрудничества» и вымученный Универсал национального единства трудно назвать президентскими успехами, скорее, борьба шла за минимизацию уступок. Глава государства фактически против собственной воли живет и работает уже согласно обновленной Конституции – не сумев переломить ситуацию в 2005-м, на успехи в 2006-м рассчитывать не стоит. «Регионалы» охотно предоставят Ющенко возможность пребывать в статусе эфемерного лидера нации, но рычаги оперативного управления экономикой правительство Януковича захватило всерьез и надолго.
Виктору Януковичу ни к чему форсировать демонстрацию политической самодеятельности, он определенно заинтересован в том, чтобы президентские выборы состоялись в срок. Лидер Партии регионов имеет неплохую возможность, подаренную оппонентами и новыми союзниками – обкатывать различные имиджевые модели, в целом продолжая курс на экономическую стабильность. В отсутствие в большой политике Евгения Марчука вполне может подойти пресловутая «спокойная сила» - комплекция и успехи последних месяцев позволяют. Да и минувший политический сезон правительство Еханурова провело без потрясений в экономике. Так что Януковичу будет где развернуться, особенно учитывая возвращение в экономический блок правительства старой проверенной «региональной» гвардии.
Партии регионов определенно пора позиционировать себя в качестве партии власти, для чего неплохо было бы сформировать более внятную идеологию и обозначить первичные задачи в новом статусе. Объективные проблемы ожидают Народный союз «Наша Украина» - пропрезидентская партия уже предпринимала попытку очистить свои ряды от вознесших Ющенко на президентскую орбиту «любых друзив», а сейчас стоит на пороге раскола на прагматиков и «рафинированных оранжистов». Да и хорохорящимся после избрания Александра Мороза спикером социалистам еще предстоит пройти испытание выборами, чтобы доказать, протисте за каламбур, правильность выбора алгоритма действий их вождем.
Хотя, раскол или кризис относительно «оранжевых» партий – наверное, слишком сильные определения. Попытки продолжать эксплуатацию «идеалов Майдана» ни к чему не привели, они лишь подчеркнули существующие между разными силами, поддерживавшими Ющенко в 2004 году, различия. Вообще украинские политики предпочитают пользоваться старыми наработками даже в кризисных ситуациях. Даже Партия регионов, заблокировав в июле 2006 года работу парламента, по сути творчески переработала «нашеукраинский» опыт образца декабря 2003 года. Разве только конфигурации политических союзов приобретают все более причудливые формы. Например, Александр Мороз эффективно напомнил, что для политика важно беспокоиться о собственных перспективах, не уповая на пресловутые идеологические обязательства. Политическая элита Украины оказалась плохо подготовленной к необходимости жить по измененной Конституции. Ее ведущие представители отдают предпочтение одноходовым действиям, даже не пытаясь разыгрывать многоходовки. Отсутствие реально функционирующего гражданского общества не позволяет общественности эффективно подстегивать политиков, призывая их к ответу за данные в разное время обещания.
Ограниченность маневра во внутренней политике отражается и на внешней. На протяжении прошлого политического сезона официальный Киев излишне увлекся собственным позиционированием в качестве альтернативного лидера постсоветского пространства, на которое Москва ответила с медвежьей грацией «газовым блицкригом» и «мясо-молочной войной». Официальная риторика о стремлении к 2008 году стать членом НАТО напоролась на инцидент в Феодосии, порожденный головотяпством официальных лиц, и результаты парламентских выборов. Выиграть референдум по вопросу о вступлении в Альянс нынешней власти не по силам, собственно, она и не ставит перед собой такую задачу. Похоже, Украина и впредь обречена балансировать между разными центрами геополитического влияния.
Минувший политический сезон, хоть и был ознаменован первыми в истории Украины парламентскими выборами на пропорциональной основе, не порадовал появлением новых лиц. Более того (к примеру) депутатского мандата лишился Владимир Литвин, казавшийся неотъемлемой частью парламентского интерьера. Разве что шансы нынешнего главы государства на вторую президентскую каденцию ссохлись подобно шагреневой коже. Результаты голосования 26 марта, по сути, законсервировали сложившуюся по итогам президентских выборов и начала правления Виктора Ющенко ситуацию, заставив политиков вариться в собственном соку. Так что августовский политический компромисс был обусловлен развитием событий и потенциалом основных игроков. Они сделали выбор в пользу мира, временно презрев преференции, которые можно было получить по итогам активной фазы конфликта. Интересно, кто первым рискнет нарушить сложившееся хрупкое политическое равновесие – понесший значительный имиджевые потери Ющенко, взявший реванш и ощутивший вкус побед Янукович или способная сегодня рассчитывать только на себя Тимошенко?