УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Дипломатическая «отходная» Николая Белоблоцкого

Дипломатическая «отходная» Николая Белоблоцкого

«Отходная», нашел я в словаре Ожегова, — это «молитва над умирающим».

Но в кругу друзей «отходной» называют прощальную вечеринку, на которой говорят много теплых и ненужных слов другу-коллеге, уезжающему или покидающему старое нажитое место службы или работы.

Говорят, что дипломатическая «отходная» — это обязательное протокольное мероприятие. Правда, я не знаю, регламентируется ли эта традиция международным правом или придумали ее высокопоставленные дипломаты для удовлетворения собственной значимости и амбиций. Но знаю, что после ухода на пенсию дипломаты пишут толстые мемуары, которые читают их дети и внуки, а также студенты дипломатических академий.

Наверно, «отходная» Белоблоцкого не была «молитвой над умершим», а мероприятием, на котором гости дружно говорили об исключительных исторических заслугах и личных достоинствах героя банкета.

В плане «говорящих» всякие приятности Николаю Петровичу повезло — статус «мероприятия» был самым высоким. На приеме «по случаю» присутствовал глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, заместитель министра иностранных дел господин Лощинин, российские высокопоставленные дипломаты, московские друзья Николая Белоблоцкого, многочисленные послы иноземных держав в России.

Сергей Лавров прекрасно говорил о «большом вкладе Николая Петровича в развитие межгосударственных российско-украинских отношений», подчеркнул, что «все нынешние проблемы будут урегулированы в интересах обеих государств». «Ну конечно же, а как же еще!» — подумал я про себя. Ведь, как известно, внешняя политика (и деньги тоже!) любят тишину, а язык дипломату, как учил Талейран, дан лишь для того, чтобы скрывать собственные мысли и эмоции.

Украинский экс-посол шесть лет тому приехал в Москву, покинув в Киеве могущественное кресло главы администрации президента Леонида Кучмы — это произошло аккурат после избрания «Данилыча» на второй срок. Ожидалось, что он станет вполне равновесной фигурой российскому посолу в Киеве Виктору Черномырдину. Но этого не произошло. Вряд ли можно сравнить самого сильного лоббиста на постсовестком пространства, «гения фразы» и любимца журналистов Виктора Степановича с малопубличным и косноязычным, никому не известным Николаем Петровичем.

Кстати, это заочное соревнование, в котором Белоблоцкий всегда был аутсайдером, отравляло ему жизнь и работу. Николай Петрович часто с обидой повторял, что стоит Черномырдину хоть что-то произнести, как его цитируют взахлеб все мировые агентства.

Но виноват во всем был, конечно, сам посол. Мое личное мнение: Белоблоцкий — это «человек в футляре», чиновник, который перед приездом в Москву начитался классических трудов по дипломатии эпохи Бисмарка (или не начитался). В России, которая в конце 1990-х была, пожалуй, самой открытой и демократичной в смысле свободы слова страной в Европе. Но Николай Петрович приехал со своим «уставом», особо не вникая, что место его новой работы — это не Украина, лидер которой под номером «6» числился в мировых рейтингах врагов свободной прессы. В то же время Бориса Ельцина можно критиковать за многое, но я не помню ни одного случая, чтобы он «наехал» на журналиста или на газету, которые что-то там позволили написать себе нехорошее о нем или о его семье.

«Нафталинная традиция подковерной дипломатии» стала его неукоснительным правилом. Отсутствие публичности в работе, закрытость и «застегнутость на все пуговицы» — это и был украинский посол в России в 1999 году. Во всяком случае никакой информации из посольства было невозможно добиться. Причем это не только мое личное мнение, а многих московских журналистов. Но, в то же время, я прекрасно понимаю, что это не вина дипломатов, особенно пресс-службы посольства, а беда самого посла.

Другими словами, некарьерный дипломат Николай Белоблоцкий, в первые месяцы своей работы продолжал оставаться комсомольским функционером, совковым чиновником, «птенцом гнезда Леонида Кучмы», известного своей любовью к «акулам пера и диктофона».

Дипломат, представлявший в Москве Украину, через некоторое время же после вручения верительных грамот президенту РФ «влетел» в невиданный скандал.

На своей первой пресс-конференции для российских и иностранных журналистов в Украинском культурном центре в Москве, Николай Петрович стал учить журналиста культовой для всего СНГ «Независимой газеты» как «правильно освещать события межгосударственных российско-украинских отношений». «А то научились, — громко возмущался Чрезвычайный и Полномочный, — ставить крикливые заголовки, не вникать в суть проблемы! Вы бы лучше писали, почему в Тюмени не продается украинская колбаса», — наставлял российских журналистов иностранный посол.

Естественно, на следующий день «Независимая газета» опубликовала гениальный шарж художника Вадима Мисюка — Николай Петрович в украинский шароварах, говорил: «Надо правильно освещать события», а в руках его горела факелом «Независимая газета». Гневные филиппики нового посла разочаровали московский бомонд, для которого, повторюсь, в то время демократии в России было больше, чем в старой Европе и США вместе взятых.

Но для меня (а я тогда работал обозревателем в «Независимой газете»), критика посла закончилась печально. Года два вашего покорного слугу, гражданина Украины, украинского журналиста аккредитованного МИД РФ, не пускали на порог посольства в Москве, а украинские дипломаты шарахались от меня как от чумы. Но, к чести Николая Петровича, он забыл обиду, и мы помирились.

Посол Николай Белоблоцкий, легко обучался — видимо, сказывался большой опыт аппаратной работы и чиновничья мудрость играть по правилам. К тому же он учился и защитил диссертацию по экономическим наукам в Москве, в знаменитой Академии общественных наук при ЦК КПСС (ныне РАГС при Президенте РФ).

Уже через год товарооборот между Россией и Украиной стремительно взлетел вверх. Помните, как в британской энциклопедии Черчилль написал о Сталине: «Он принял Россию с сохой, а оставил с ядерными ракетами». Вот так и Белоблоцкий. Если в 1997–1999 годах произошел обвал товарооборота России и Украины и скатился где-то до 5 миллиардов долларов, то сегодня, когда Николай Петрович покидает Москву, он зашкаливает за 18 млрд. долларов.

Правда, если вникнуть в структуру торговли, то выясниться, что «летит стрелка вверх» только благодаря огромным продажам российских энергоресурсов. Дисбаланс торговли ужасный. Только на НДС (по стране назначения) Украина «делает» Россию на 1 млрд. долларов. Вот так за «спасибо», потому что обратных потоков товаров в Россию не существует или они очень маленькие.

Взлеты и нынешнее «позорное увольнение» (именно формулировка президентского указа «уволен», а не «отзыв» в результате ротации) говорит о том, что Николай Белоблоцкий оставался «маленькой пешкой» в большой геополитической игре Президентов России и Украины. Когда Борис Ельцин, Владимир Путин и Леонид Кучма дружили и, оказывается, были «взаимовыгодные интересы», то и посол был на коне, а когда Владимир Владимирович и Виктор Андреевич поссорились, то Николай Белоблоцкий стал ну «очень плохим послом» для Банковой и МИДа Украины, которым сегодня командует Борис Тарасюк.

К слову, Белоблоцкий стал заложником не только «большой политИк», но и мстительности нынешнего министра иностранных дел Украины. Оголтелый западник, «профессиональный кретин» (по Карлу Марксу), но при этом, кстати, — этнический великоросс, Борис Тарасюк все сделал, как я уже писал ранее, чтобы «утопить и развалить» посольство Украины в Москве.

После своего назначения Борис Иванович, сделал вид, что 150-миллионной России, ядерной соседки Украины, просто нет на политической карте Евразии. Позор! В течение года, министр Тарасюк лишь однажды, через шесть месяцев после своего назначения, был в Москве с рабочим визитом, который и длился-то всего пару часов. Всё, что он сделал «на корысть» Украине, — обменялся любезностями с Сергеем Лавровым.

Нынешний газовый тупик, информационная газовая война, — в первую очередь вина министра иностранных дел Украины, который дает ценные советы своему президенту на российском векторе внешней, в том числе и газовой, политики Украины.

Чтобы не быть голословным в своем мнении об эффективности работы посольства Украины в РФ за последние одиннадцать месяцев, можно подчеркнуть следующее: уже скоро год, как Николай Белоблоцкий был «подвешен» своим шефом, фактически отстранен от работы.

Как известно, в феврале 2005 года он написал «рапорт» с просьбой отозвать его из Москвы. Решения по кандидатуре нового посла Украины в РФ до сих пор так и не принято. Кстати, насколько мне известно, «по объективным трудностям» Киев посла для России так и не найдет до парламентских выборов. Во всяком случае, в российский МИД (на 16 декабря), за агреманом никто не обращался.

Пока же, до марта 2006 года, то есть целых четыре месяца, в России будет «Временно Поверенный», — скорее всего, нынешний советник-посланник, курирующий политические вопросы посольства господин Николай Осаволюк. Я с искренним уважением отношусь к господину Осаволюку, но быть помощником украинского правительства, то есть мобилизовать всех проукраинских лоббистов в российской столице на решение газовой катастрофы и информационной войны в отношениях России и Украины, он вряд ли способен.

Повторюсь, Борис Тарасюк «добивал» посольство Украины в Москве методично и системно. Пять месяцев в посольстве были не заполнены вакансии советника-посланника по политике (господин Осаволюк вступил в должность лишь в сентября), и уже пять месяцев в посольстве нет советника-посланника по экономике. То есть целый год в главной лоббирующей украинские государственные интересы в России организации — посольстве — не было ключевых чиновников, способных профессионально и квалифицированно «советовать» правительству Украины и находить «друзей Украины» в Москве.

Тем не менее Николай Белоблоцкий стал «своим человеком» в Москве — он профессионально работал, его авторитет в администрации президента РФ, в правительстве был достаточный, чтобы обеспечить дипломатический и межправительственный диалог двух стран.

Его упрекают в том, что во время прошедшей президентской компании он «работал» на команду Виктора Януковича. Это ложь! Объективно Николай Белоблоцкий как только мог дистанцировался от политических игр. Но, в то же время, он не мог не выполнять прямые указания президента Леонида Кучмы. Думаю, что главным организатором, кузнецом и режиссером победы Виктора Януковича в России был не посол, а советник-посланник посольства Николай Дорошенко, который уже в конце января 2005 года был отозван в Украину. Мне трудно понять, почему на дружеском прощании с Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в Москве Николаем Белоблоцким были одиозные для Украины политологи — господа Сергей Марков и Вячеслав Никонов.

Николая Белоблоцкого можно и нужно критиковать и за то, что за все шесть лет его работы в России в Москве так и не появилось ни одного представительства украинских СМИ.

Всю информацию о России, украинский зритель и слушатель, по-прежнему, как и пятнадцать лет назад, получает от российских СМИ и российских журналистов. В период затишья и политического «штиля» может сойти и такой вариант, хотя, конечно, хочется иметь свой собственный взгляд на все вещи. Но во время скандалов и информационных войн украинское общество остается практически беззащитным перед вероломством информационного агрессора — что и можно во всех подробностях наблюдать в течение последних двух недель.

Хотя, если честно, Виктор Ющенко должен быть очень благодарным Николаю Белоблоцкому — это ведь именно он не разрешил открыть в России несколько сотен избирательных участков для украинских «гастербайтеров» — эта избирательная технология рассматривалась как одно из главных орудий Виктора Януковича.

Итак, на сегодняшний день Украина остается без российского посла. И, возможно, в этом что-то есть: такая вот анархия, безвластие, политическое «Гуляй-Поле» — это и есть квинтэссенция украинской национальной политической культуры. По крайней мере, по-другому пока не получается.

Виктор Тимошенко, http://www.politua.ru