УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бардак за 200 миллионов. Как реформировали ГНАУ

Бардак за  200 миллионов. Как реформировали ГНАУ

Наше исследование не претендует на докладную Генеральному прокурору, нет. Это рассказ о том, как в стране с повальной бедностью, но рвущейся в Европу, в стране, где любой вытянутый из акул капитализма миллион долларов инвестиций считается огромным завоеванием внешней политики, эти же миллионы уходят в песок из-за халатности, безразличия и некомпетентности тех руководителей, кто уже получил доступ к народным миллионам.

Речь пойдет об инициированной украинским правительством ещё в конце прошлого тысячелетия «Программе модернизации Государственной налоговой службы Украины». Проект был рассчитан на 10 лет, и равных ему в Европе можно перечислить на пальцах двух рук.

Целью реформ было построение эффективной современной налоговой службы, для чего нужно было осилить весь спектр операционных, организационно-управленческих и общественно-политических мер. Это требовало привлечения усилий не только Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ), но и Верховной Рады Украины, Кабинета Министров, других центральных органов исполнительной власти, так как экономическое развитие государства зависит не только от качества деятельности налоговой службы, но и от уровня налогового законодательства, экономической политики государства, Правительства Украины, инвестиционной привлекательности государства и многих других составляющих.

Перспективным было и то, что трансформирование налоговой службы Украины в налоговую службу европейского образца, ускорило бы интеграцию страны в мировое сообщество и, в том числе, в Европейский Союз.

Поскольку магистральные направления развития цивилизации в нашем государстве всегда определялись по высказываниям вождей, то, как сказал тогдашний президент Украины Леонид Кучма, «В результате налоговых превращений должна быть создана такая налоговая служба, которая бы стимулировала экономическое развитие в нашей стране, что означает создание условий для привлечения инвестиций в экономику Украины; развитие предпринимательства; снижение налогового давления с целью соблюдения налогового законодательства плательщиками налогов и повышения поступлений на основе добровольности; обеспечение стабильных поступлений в бюджеты всех уровней».

Таким образом, стратегическое направление было определено. Получив понимание и поддержку со стороны Президента, тогдашний председатель Государственной налоговой администрации Украины Николай Азаров привлекает к сотрудничеству академика Олега Меркулова, поручив ему возглавить специально созданный постановлением Кабинета Министров Украины за № 1454 от 19 сентября 2000 года Департамент развития и модернизации государственной налоговой службы.

Штат определили достаточный - двести человек. Справедливости ради, нужно признать, что это был первый и последний директор Департамента модернизации, который знал, что делать, как делать и куда идти.

При нем создается необходимая документально-нормативная база, формируется профессиональная команда специалистов, налаживаются тесные связи с Кабинетом Министров Украины, Министерством финансов, представителями Мирового банка.

Именно при первом директоре Департамента, для обеспечения прозрачности в деятельности налоговой службы и привлечения общественности для участия в проведении модернизации начинается сотрудничество с Ассоциацией плательщиков налогов Украины, закладываются основы создания «Громадської колегії» и «Наглядової ради» при ГНАУ, куда привлекаются представители большого и среднего бизнеса, ученые, специалисты.

После сложной подготовительной работы и нескольких проверочных миссий Мирового банка, руководством Государственной налоговой администрации Украины принимается десятилетняя Программа модернизации ГНСУ, реализация которой и была запланирована в виде огромного государственного Проекта - «Проекта модернизации государственной налоговой службы Украины».

Реализацию Проекта модернизации предусматривалось провести сначала в три, потом - в два этапа.

Первый этап(2002-2006 годы) – реорганизация налоговых органов и их консолидация, внедрение пилотных проектов. Второй этап (2007-2011 годы) – окончание консолидации налоговых органов, внедрение модернизованных операционных и управленческих процессов.

Финансирование Проекта модернизации планировалось провести в два этапа с привлечением средств Мирового банка реконструкции и развития (МБРР). Стоимость Проекта оценивалась в 196,19 млн. долларов США. Часть Украины в нем составляла 83,30 млн. долларов США. Часть Мирового банка, в виде кредитных средств, - 112,89 млн. долларов США. Кредит предоставлялся Украине в долларах США на 20 лет с пятилетним льготным периодом.

И вот, архиважный для страны Проект утвержден, работа закипела. И все бы хорошо, но не сложились личные отношения у директора Департамента модернизации Олега Меркулова с куратором – первым заместителем ГНАУ Федором Ярошенко. Не раз мирил их господин Азаров, так как ценил обоих: Федора Алексеевича - за личную преданность, Меркулова – за высокий профессионализм, неоднократно призывал их к взаимопониманию и благоразумию. Но – увы…

Больно крут был Федор Алексеевич. Не терпела его пролетарская гордость мнений какого-то академика, а хотя бы и трижды в интересах дела! И начались у господина Меркулова черные дни. Мелкие придирки по поводу и без оного вылились поначалу в предынфарктное состояние, потом последовательно переросли в выговоры, и, (знай наших!) понижение в должности до начальника управления Департамента модернизации.

А вскоре появился и первый варяг - новый директор Департамента Юрий Емченко, диссидент из Херсонщины, которого спрятали здесь от губернатора края, ныне покойного, Юрия Федоровича Кравченко, с которым бывший начальник налоговой инспекции, видимо, не сошелся в цене.

Наступил период временщиков. Забегая вперед, скажем, что в дальнейшем назначение руководителем в Департамент модернизации воспринималось кандидатом как наказание ссылкой в штрафной батальон, а поскольку НИ ОДИН из них понятия не имел о подобных проектах, то единственной их задачей становилось одно – решить свои личные проблемы и выжить любой ценой.

Но вернемся к господину Емченко. С его приходом жизнь в Департаменте модернизации потекла по-новому. Человек он был веселый, незлобивый, от премудростей модернизации далекий, потому и позволил сотрудникам модернизировать налоговую службу по своему разумению.

Тут-то и наметился первый разнобой в подходах к путям этой самой модернизации. За одним только ревностно следил новый начальник – за трудовым и моральным обликом бывшего предшественника. И следил так старательно, что успешно довел его до инфаркта, а потом и вовсе выжил, чтобы не умничал.

Одно плохо, вслед за Меркуловым потихоньку ушла из Департамента и его команда ведущих специалистов и наметились первые тупиковые моменты дальнейшего пути модернизации.

Но это не сильно озаботило господина Емченко, тем более, что председателем ГНАУ стал Юрий Кравченко и ему самому пришлось, с помощью высоких покровителей, спешно ретироваться на свою прежнюю должность, где он облегченно вздохнул и, наверное, не один раз перекрестился.

С легкой руки Федора Ярошенко руководить Проектом в 200 миллионов долларов была назначена Валентина Москаленко. Человек, что называется «от сохи», в недавнем прошлом - скромный бухгалтер воинской части. Пройдя краткосрочный курс молодого бойца в Управлении по работе с крупными плательщиками налогов, она была выдвинута на генеральское повышение.

Сколько близких и дальних родственников, далеких не только от модернизации, но и от образования вообще, пригрела в своём Департаменте Валентина Николаевна - сказать трудно. Но и те «сиротки», которые нам известны, всегда, щёлкая семечки на компьютерную клавиатуру, искренне благодарили её за свою устроенную жизнь и называли не иначе, как «наша мать Тереза».

Так как Валентина Москаленко о проектах имела понятие весьма отдаленное, а честно сказать, вообще не имела - бухгалтер! - то она утвердила себя на поприще жесткой экономии внутри департаментских финансовых средств, выделяемых на необходимое обучение специалистов, и нетерпимости к существованию в Департаменте оставшихся меркуловских «знаек».

Быстрый срок пребывания в должности не дал ей развить свое скромное хобби – заграничные турне. Кстати, выезжавшие под ее руководством на учебу в Италию сотрудники Департамента кулуарно возмущались отсутствием суточных в валюте, но о чем только не промолчишь, ради возможности поехать снова!

Положа руку на сердце, признаем, что именно благодаря Валентине Николаевне 20.ХI.2003 года за № 1317-IY Верховной Радой был принят Закон Украины «О ратификации Соглашения о займе между Украиной и Международным банком Реконструкции и Развития (МБРР)», разработанный Департаментом модернизации под ее чутким руководством.

Этим законом, юридически закреплялась неизбежность модернизации, но, в частности, уплата миллионов на финансирование Наглядовой Рады, почему-то, перекладывалась с Мирового банка, как планировалось ранее, на украинскую сторону.

Достигнутые же Валентиной Николаевной «успехи» на поприще модернизации характеризуются уже тем, что по итогам работы за 2003 год, когда, согласно плану, модернизация должна уже идти полным ходом, председатель ГНАУ Юрий Кравченко отмечал: «Этот год стал решающим этапом завершения подготовкик внедрениюПроекта модернизации»!

Уже становилось видно невооруженным глазом, что не контролируемый никем и возглавляемый профанами огромный дорогостоящий Проект модернизации налоговой службы Украины заходит в тупик и вскоре начнутся поиски козла отпущения. И не только в Департаменте модернизации, но и в ГНА Украины.

Валентина Николаевна не думала им становиться. Поэтому кометой вознесшись на должность заместителя председателя ГНА Украины по линии кураторства Департамента, она так же быстро сгорела той же кометой, уйдя в неизвестность.

Правда, по слухам, этот манёвр позволил ей получить пятикомнатную квартиру на левом берегу могучего Днепра. Очередным директором Департамента модернизации стала протеже и лучшая подруга Валентины Москаленко – Лариса Васильевна Боцманова, совершившая, естественно, как особо талантливая, удивительный карьерный взлет с главного налогового инспектора Департамента до его директора.

Охота на ведьм в многострадальном Департаменте получила второе дыхание, перспектива новых перемещений внесла в коллектив уже привычное чемоданное настроение, а стратегическая линия модернизации опять получила новое направление.

Но Лариса Васильевна не успела должным образом ни осуществить свое видение по внедрению дорогостоящего Проекта, ни перетасовать в очередной раз серую колоду затаившихся сотрудников в порядке «любимый-нелюбимый».

С уходом Юрия Кравченко с поста председателя ГНАУ и неожиданным назначением нового председателя, уже знакомого нам Федора Ярошенко, Лариса Боцманова, как бабочка-однодневка, было перемещена на должность первого зама, а директором Департамента назначен близкий друг нового председателя - Анатолий Козименко.

Новый директор Департамента был человек прямой, решительный, поэтому сразу обнародовал свою позицию о ненужности Департамента, как такового. Сотрудникам было прямо объявлено о грядущем сокращении Департамента до 50 человек, предложено получить материальную помощь перед уходом и аврально искать новое место работы.

Странно, почему же именно господин Козименко стал инициатором сокращения своего Департамента, о чем с настойчивостью, достойной лучшего применения, докладывал новому председателю ГНА Украины господину Кирееву?

Разгадка оказалась очень простой. Как потом выяснилось, он был полностью уверен в своем скором назначении на должность начальника налоговой администрации города Киева или, как минимум, Киевской области, а Департамент только создавал дополнительные трудности своими модернизационными поручениями.

Но тут вышла досадная промашка. На город Киев назначили другого, с областью не получилось, а на должность директора Департамента, учитывая отношение г-на Козименко к модернизации, г-н Киреев разумно назначил нового директора – Наталью Флиссак, экс-начальника одного из расформированных Департаментов ГНАУ.

Г-н Козименко бесславно канул в Лету, а его первый зам г-жа Боцманова, из-за давних «дружественных» отношений с новым директором, была вынуждена срочно спасаться бегством с Департамента модернизации и прятаться в ГНАУ на должности рядового сотрудника!

И вновь сотрудники Департамента беспокойно заерзали в креслах, слюнявя палец в поисках телефонов покровителей, разрабатывая тактику «подстройки» под нового начальника, а свежая команда, пришедшая с новым Директором, тщательно вычитывала штатное расписание Департамента, отмечая птичками непыльные должности, которые следовало для них освободить.

Департамент, и так давно уже не работающий на модернизацию, окончательно опустил руки. Следует отметить, что в Департаменте модернизации уже давно сложился весьма своеобразный порядок пополнения штата сотрудников. Именно пополнения, а не подбора. Ведь, как правило, после каждого руководителя, часть его свиты оседала здесь.

И учителя, и библиотекари, да и вообще люди без образования - кто только не нашел пристанища в стенах Департамента модернизации! И ничего. Получили генеральские звания, высокие должности, льготы и прекрасно себя чувствуют.

Мало того, как показала жизнь, именно эти люди оказались самыми приспособленными к выживанию в условиях постоянных перемен. Специалисты же, не выдержав бредовых новшеств очередного самодура и конкуренции с его протеже, были вынуждены уходить.

Не зря говорил великий Райкин: « Где же делись мамонты? А? Вымерли, эти горы десятиэтажные! Зато клопы!..» Уж до чего точно подмечено! А слабо господину Кирееву провести аттестацию кадров Департамента? Ведь Департамент – миллионщик в своем роде. Интересно, нашел бы он из двух сотен хоть десяток сотрудников, соответствующих своему статусу?

То, что Департамент модернизации давно запущен, сомнений не возникает. Пока около года решается вопрос быть ему или не быть, пока руководители тасуются как крапленая колода карт, пока сотрудники модернизируют только один навык – сложить чемодан, разложить чемодан, - о какой модернизации налоговой службы можно вести речь?!

Украина стремится в Евросоюз. Это хорошо и похвально. Но, видя только один пример подхода Правительства Украины, руководства налоговой администрации к модернизации налоговой службы Украины Мировой банк берется за голову.

Трещат по швам европейские одежды на брюхе отечественной безалаберности, безответственности и безнаказанности еще только на примерке! Почти половина срока, отведенного на модернизацию налоговой службы Украины, уже позади. Кроме неразберихи и коррупции в деле модернизации налоговой службы Украины – ничего не достигнуто.

В планах руководства ГНА Украины – сокращение Департамента модернизации до управления в составе ДПА Украины и увольнение сотрудников. Можно не сомневаться – уйдут лучшие, последние.Так к чему же мы пришли? Кто ответит за весь этот бардак, стоимостью в 200 миллионов долларов?