УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Валентин Ким
Валентин Ким
Психолог, эксперт по вопросам невербальной коммуникации

Блог | Характер Путина в жестах и мимике

Характер Путина в жестах и мимике

Любое решение, озвученное тем или иным политиком, любая эмоциональная или не эмоциональная реакция при ответе на неудобные вопросы, любое движение рук или смена мимики - это сигналы, которые позволяют делать глубокие выводы, как об искренности слов, так и о характере самого политика. Слова политиков регламентируются нормами дипломатического этикета и протокола. Действия политиков не ограничиваются ни протоколами, ни моральными нормами. На словах мы слышим об очередной "глубокой обеспокоенности", а на деле сталкиваемся с жесткими экономическими санкциями. На словах лидер страны говорит о том, что "наших войск там нет", а на деле десятки тысяч людей десантируются на территории чужого государства с оружием и техникой.

Не хватит слов, чтобы передать всю гамму чувств, которые скрываются за их намерениями. А тем более, если говорить о политике. Зато невербальные признаки: интонация, мимика, жестикуляция - позволяют сделать гораздо более верные выводы о настроениях и намерениях политиков.

Занимаясь вопросами декодировки эмоций российских политиков, я сталкиваюсь с одной существенной проблемой. И эта проблема не позволяет провести масштабное исследование российского политического бомонда. Название этой проблемы – полное отсутствие политиков.

Сейчас объясню, почему я так считаю.

Читайте: Удача отвернулась от Путина

Политическую жизнь можно сравнивать с животным миром. По степени активности и разнообразию политиков и их образу жизни можно сделать то или иное сравнение. Европейская и Американская политика – это животный мир лесостепной зоны. Практически каждое животное (политик) на своем месте в системе пищевых цепочек (политическая иерархия). Все четко, понятно и достаточно прозрачно.

Украинская политическая жизнь напоминает джунгли. Ничего не прозрачно и совершенно ничего не понятно. Самый большой вес имеет тот, кто громче всех кричит. Потом приходит какой-нибудь мега слон (в основном это политик, накачанный олигархической подпиткой), но его влияние на ситуацию все равно мизерное, потому что в этих джунглях, пройдя два метра, он уже ничего не видит, и его тоже особо не замечают. По сути, здесь каждый имеет право голоса, хотя, в конечном счете, их мнения ничего не решают.

Российская политика – это безжизненная пустыня: практически полное отсутствие разнообразия, высочайшая степень ядовитости и максимальный уровень камуфляжа своих истинных мыслей и отношений. Единственное заметное животное – верблюд. Под верблюдом я естественно подразумеваю Путина. Вот этим верблюдом и остается заниматься приличному невербалисту, так как остальные животные настолько мелки и незначительны, а их поведение настолько зависит от воли одного единственного авторитета, что их влиянием на политическую ситуацию можно пренебречь.

Итак, что на самом деле может нам сказать невербальная сторона коммуникации хозяина Кремля? Здесь есть несколько интересных моментов, которые помогают ответить на вопрос: "who is mister Putin?"

В первую очередь нужно обратить внимание на сам характер жестов. Их слишком мало. Обычная речь, тем более, речь политика, сопровождается большим количеством жестов, частыми сильными махами, активным использованием рук. Путин в этом плане находится где-то в конце линейки между Иосифом Виссарионовичем и Леонидом Ильичем. До таких товарищей как Гитлер, Муссолини или даже Фидель Кастро ему никогда не дорасти.

Столь скромное использование жестикуляции, её скудный, ограниченный в пространстве характер может говорить как о высоком уровне самоконтроля, так и явно выраженном отсутствии ораторских навыков. Путин – совершенно не публичный политик. Яркий типаж советской школы политического управления. Школы, ориентированной не на конкурентный политический процесс, а на кулуарные, закрытые решения, с непонятной причинно-следственной связью.

Рассмотрим второй сегмент невербальной коммуникации – мимику. Традиционно политик должен обладать богатой и содержательной мимикой, чтобы верно передавать своим избирателям свое эмоциональное состояние. Скажем, присутствие на траурных мероприятиях требует от политика умения выражать скорбь. И от этого умения зависит поверят ли граждане в искренность и человечность своего лидера, скорбящего по ушедшим в небытие героям и невинным жертвам собственного народа.

Адекватность отражения своего эмоционального состояние одно из ведущих умений, которыми обязан обладать публичный политик. Что же можно сказать о мимике Владимира Путина? Пожалуй, лишь то, что его мимика отличается скованностью и ограниченностью своего выражения. Все мимические проявления ограничены по степени своей интенсивности. Максимум, что мы могли наблюдать – это неискренние слезы в Монголии, вызванные исполнением государственного гимна РФ. Другие "мимические проявления" носят такой же сдержанный и ограниченный характер. Улыбка – виноватая, удивление – наигранное. Ни единого проявления гнева или сильной радости за всю историю своей публичности Владимир Путин не продемонстрировал. Это говорит как о зажатости и самоконтроле, так и о внутренней черствости и неумении выражать свое эмоциональное состояние.

Читайте: Организуем Путину маленький ад

Третий сегмент невербалики, который можно рассмотреть сейчас – это речь. Для оценки невербальных проявлений имеет значение не только что мы говорим, но и как мы это делаем. Другими словами имеет значение не смысл сказанных слов, а особенности речи: интенсивность, акценты, паузы, оговорки, темп и громкость повествования, характер используемых слов, слова паразиты и пр. Путин отличается своей вкрадчивой, тихой манерой. Его речь ровная, не громкая, без эмоционального накала и харизмы. Это не пламенные зажигательные речи Микояна и Троцкого. Это не громкая демагогия Хрущева и Молотова. Путин состоит совершенно из другого психологического теста. Он скрытен и последователен. Он ориентируется на логику и предварительный расчет. При этом обращает на себя внимание и характер его лексики. Он часто ссылается на пошловатые анекдоты и вставляет в свою речь грубоватые шутки и намеки. Гремучая смесь циничного ума и низкой культуры.

В итоге перед нами портрет человека скрытного, эмоционально скованного, не обладающего никакими проявлениями харизмы или иными чертами яркого лидерства. Путин зажат и неискренен. Он старается устанавливать контакт с другими людьми, оперируя низменными мотивами и чувствами. Он стремится контролировать себя и не позволяет себе расслабляться. Все это усиливает ту атмосферу кулуарности и непрозрачности, которой отличается российская политическая действительность. И вполне естественно, что такой человек, наделенный всеми ресурсами власти, не потерпит рядом с собой никого, кто мог бы составить ему эмоциональную конкуренцию. Господин Жириновский не в счет, так функция этого "политика" состоит в том, что он использует противоположный Путину инструмент коммуникаций, также доведенный до степени абсурда. Путин насаждает вокруг себя особые правила поведения – обезличивание, эмоциональную скупость, грубость и пошлость, самоконтроль, подчинение и отсутствие публичности. Путин – явление типично советское. Это представитель номенклатурной политики силового толка. Такие люди опасны как среди врагов, так и среди друзей.

Радует лишь то, что в пустыне российского политикума этот крупный представитель носит единичный характер. Двух Путиных вряд ли кто выдержит.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...