УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Ликуд" ликует

1,2 т.
'Ликуд' ликует

Досрочные выборы в Кнессет 19-го созыва завершились без особых сенсаций. Если не считать, конечно, второго места партии "Еш Атид", которая существует юридически чуть больше полугода. Общие расклады остаются неизменными. Действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху, похоже, сохранит свое кресло, но общие позиции политика станут значительно слабее. Если в предыдущей коалиции Нетаньяху его "персональных штыков" насчитывалось аж 42 депутата ("ликудовцы" + союзники из "Нашего дома Израиль"), то в этот раз из 120 мест в Кнессете, правящей коалиции удалось набрать только 31 депутатское место.

Общие результаты голосования (согласно экзит-полам) выглядят следующим образом:

Итого - 8 партий и блоков, где даже у коалиции "Ликуда" и НДИ нет большого отрыва от партий, занявших второе и третье места. Однако Израиль – это не Украина, где возможны самые дивные варианты коалиций (лишь бы цифры сходились). По результатам выборов, депутатов у Нетаньяху хоть и стало меньше почти на десяток бойцов, но он все равно обречен повторно быть переизбранным премьер-министром.

Партии в Израиле делятся по двум классическим признакам – на правые и левые, однако со своей специфической внешнеполитической конфигурацией. И здесь снова уместно провести аналогию с Украиной. Если у нас "правые" - это в основном прозападные и антимосковские партии, то в Израиле правые партии являются в своих догматах антиарабскими. И опять же, "левые" в Украине – это партии, как правило, ориентированные на Москву и антизападные, то в Израиле это партии "соглашательского" (относительно арабов) толка.

При этом, классическая идеология XIX века, которая и составляет водораздел между "правыми" и "левыми" в том же Израиле, как и в Украине, имеет весьма условный характер. Стоит сказать, что досрочные выборы в Израиле состоялись из-за сугубо социальной проблематики – премьер Нетаньяху собирался урезать соцвыплаты в новом бюджете, а его партнер по коалиции лидер ШАС Элияху Ишай резко выступил "за обездоленных". И это при том, что ШАС по своей форме является религиозно-клерикальной партией правого толка… Но конъюнктура, как известно, даже Папу Римского заставила подружиться с интернетом.

Прошедшие выборы показали другую тенденцию. Нетаньяху хоть и является по своей сути лидером правоцентристской коалиции, но израильский избиратель активно проголосовал и за ряд более радикальных правых партий. Это и крайне правая, да еще и с клерикальными замашками, партия "Еврейский дом" (4-е место), и ультра-ортодоксальная Яхадут ха-Тора (аналог нашей "Свободы", кстати, могли бы подружиться). Наконец, главная сенсация выборов – партия журналиста Яир Лапида "Еш Атид" (переводится как "Наш путь"), занявшая 2-е место, формально позиционирует себя как центристская, но наверняка тоже войдет в коалицию с Ликудом и НДИ.

И хотя во внутренней политике почти все израильские партии остаются невероятно социально-ориентированными (всё как и в Украине, где по программным заявлениям практически все крупные партии являются более или менее социалистическими), то во внешнем векторе стоит ожидать, что политика Нетаньяху станет более агрессивной. При этом, агрессивной не только относительно арабов, но и в диалоге со своим главным союзником – США.

Формально Биньямин Нетаньяху не является противником создания независимого палестинского государства. Более того, сами социологические опросы в Израиле показывают, что 2/3 израильтян не против создания государства Палестина. Наконец, процесс зашел уже так далеко, что международное признание Палестины – это дело очень недалекого будущего.

Однако настроения в Израиле (в том числе, и среди правящей элиты) сегодня таковы, что идти на односторонние уступки арабам по поселениям в Иудее и Самарии, а также по вопросам еврейских кварталов в Восточном Иерусалиме и возвращении арабских беженцев, крайне непродуктивно. В 2000-ом Израиль под нажимом Клинтона уже вывел свои войска из Сектора Газа, и все завершилось тем, что там сегодня правят исламисты из ХАМАС.

Сегодня Обама уже настоятельно требует снести все израильские поселения на западном берегу Иордана. Однако любая, даже самая максимальная (по меркам Израиля) уступка даже на миллиметр не приближает к принципиальному урегулированию палестино-израильского конфликта.

Поэтому вполне вероятно, что при новом переизбрании, Нетаньяху станет более радикальным в своих действиях. Штаты Израиль все равно не оставят (в конце концов, обе страны последние 20 лет – Израиль, правда, намного дольше – только тем и занимаются, что бомбят арабов по всему миру), а вот Тель-Авив наконец-то сможет проводить политику не руководствуясь исключительно ЦУ "старшего заокеанского брата".

И одним из элементов такой политики может быть инициация Израилем создания Иордано-палестинской конфедерации, где переговоры Тель-Авиву придется уже вести не с буйными фанатиком Махмудом Аббасом, а с вполне вменяемым и даже светским иорданским королем Абдаллой II. По крайней мере, то, что для палестинцев будет считаться "уступкой врагу", для Иордании будет рассматриваться через призму территориальных приобретений.

В любом случае, политическая жизнь у старого-нового премьера Израиля по результатам парламентских выборов легче не станет. И чтобы Нетаньяху оставаться "в тренде", ему придется существенно ужесточить свою внешнеполитическую деятельность. Таковы запросы сегодняшнего израильского общества.