Предприниматель, уходи в тень!

Предприниматель, уходи в тень!

«Открывайте кооперативы, занимайтесь коммерцией!» - такой клич кинул в свое время незабвенный и ненавидимый потомками первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев. И закипело море коммерческое, забили волны предпринимательства, ломая сложившуюся годами, спрессованную плановую систему, систему дефицита и госторговли. По прошествии четверти века лозунги, провозглашенные Горбачевым, не утратили своей актуальности. Мы живем нынче как будто в капиталистической стране, где предпринимательская деятельность является своего рода куском пенопласта, позволяющим сотням тысяч граждан мало-мальски держаться на плаву.

Открытие СПД в Украине – дело, в общем-то, плевое. И простота процедуры вселяет оптимизм в тех, кто становится на укатанную денежным гравием дорожку предпринимательства. Куют они монетки, клепают гривны, но многим субъектам рано или поздно приходит время закрываться. И вот тут наше государство, ратующее за средний и очень средний бизнес, преподносит предпринимателям подарок. Вернее, преподносит игру в подарок. Игра называется – «а ну-ка, козел, попробуй закрыться».

Не ставя в пример что-то далекое и абстрактное, приведу случай из собственной практики. Случай горячий, ибо тема все еще жива. То есть, эпопея продолжается.

Итак, задумала моя знакомая закрыть СПД за ненадобностью. Причем, учтите – субъектом она была, прямо говоря, идеальным во всех отношениях. Ни одной задолженности, единый налог, работа без наемной силы, доход в 10 раз меньше допустимого и т.д. Спокойно делала работу, спокойно получала за свою работу гонорары.

Открытие СПД, как и любая операция по разводу лоха на деньги, несложная. Лоху предоставляется зеленая дорога, а улыбчивые работники налоговой стоят вдоль этой дороги, и приветливо машут лавровыми веточками. Пошла знакомая в районную администрацию, взяла квитанции, оплатила, после чего отправилась в налоговую своего района. Два-три похода по кабинетам, и ты предприниматель.

С закрытием сложнее. Начинается все тоже с Райгосадминистрации. Там предпринимателю сообщают - процедура закрытия СПД по протоколу длится 2 месяца. Это минимальный срок. И никого не волнуют твои личные обстоятельства, твоя возможность или невозможность, твое желание, нежелание, или необходимость пройти процедуру быстрее. Быстрее нереально. Кроме того, песчинки в огромных часах, отмеряющих 60 дней, начинают струиться не с момента написания заявления о желании закрыться, а с момента выхода газеты с неким объявлением о том, что ты прекращаешь предпринимательскую деятельность. Такое объявление выйдет через неделю. Если сумеешь договориться «по-быстрому».

В течение двух месяцев предприниматель должен принести в Районную администрацию пять справок:

- из налоговой;

- из пенсионного фонда;

- из центра занятости;

- из фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве;

- из фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности.

Обратите внимание – при открытии нужно посетить лишь Райадминистрацию и налоговую. Во всех перечисленных фондах в начале славного коммерческого пути предприниматель становится на учет автоматически. А вот снять СПД с учета так же автоматически отчего-то не могут. Обувай быстрые кеды, дорогой наш предприниматель, надежда страны, и начинай бегать.

Кому нужна эта беготня? Уж точно не предпринимателю. Первый поход – в налоговую инспекцию. В налоговой моей знакомой предложили перейти на общую систему налогообложения ввиду того, что в первом квартале закрыться она не успела. Дабы не платить по 200 гривен те месяцы, пока идет закрытие, знакомая согласилась. Каждому предпринимателю, решившему прикрыть лавочку, нужно пройти аудит.

В среде коммерсантов ходят упорные слухи (не являющиеся байками) о том, что аудит – весьма непростая операция. Тебе скажут – «ждите письма». В данном письме будет указана дата проверки, имя инспектора и необходимый пакет документов. Ты уйдешь, и начнешь ждать. Ожидание может продлиться бесконечно долго – и два месяца, и три, и полгода. В Интернете на форумах обсуждаются варианты воздействия на налоговую. Кто-то пишет о том, что звонит в налоговую каждый день, кто-то подал заявление в прокуратуру, но толку – ноль. Вариант ускорения один – «дать».

Как утверждает моя знакомая, ей давать не пришлось. Ну, может совсем немного. Буквально – пару копеек. Она прошла аудит, а потом сдала отчет уже как плательщик налога на общей системе налогообложения. Это заняло около трех часов – очереди традиционно космические. После сдачи отчета предприниматель должен позвонить в налоговую через две недели, и поинтересоваться – готова ли справка? Через две недели справка в данном конкретном случае оказалась не готова. Приготовили бумажку через четыре недели.

Дальше начинается у предпринимателя эпопея со всевозможными фондами. В Пенсионном фонде ксерокса нет, потому нужно запастись копиями документов загодя. Моя знакомая при закрытии СПД предоставила в Пенсионный фонд копии всех своих единоналожных квитанций по 200 гривен. В налоговой эти проплаты, разумеется, внесены в базу. Точно так же в базу вносится информация о ежегодном прохождении предпринимателем персонификации и в Пенсионном. Но то, что данные имеются в компьютере, не освобождает спдшника от обязанности переться туда при закрытии с ксерокопиями уже внесенных в их базу документов! Помните, как в начале девяностых - «считаем на калькуляторе – перепроверям на счетах».

После доставки в Фонд кучи документов, дублирующих документы, внесенные в базу, в течение 10 дней Пенсионным выдается справку о том, что предприниматель снят с учета. Почему в течение 10 дней? Да кто ж его знает! Первая мысль - чтобы спдшник прогулялся лишний раз. Прочувствовал прелесть очередей и ласковость толстых теть, сидящих за облупленными столами Фонда. Нет, вовсе нет. Все гораздо прозаичнее. Просто в Пенсионном… нет печати. Справка едет в другое место, там ее заверяют, а потом она возвращается. Такой вот нехитрый процесс.

Далее нужно посетить Центр занятости. Приносишь документы, заказываешь справку – на следующий день забираешь.

Потом идет Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности. Вернее, не он идет, а вы в него идете. Это единственный фонд, справка из которого не едет в другое место, и ее не нужно ждать несколько дней. Выдают на месте – щелк, и готово.

Самым мерзким в случае с моей знакомой оказался Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве. Во-первых, найти это учреждение в Соломенском районе столицы практически нереально. Для немого человека это СОВСЕМ нереально. Язык и сочувствие прохожих поможет обнаружить в промзоне подъезд, в который нужно зайти, и убитый коридор с облупленными стенами, по которому нужно пройти, и лестницы, по которым нужно подняться.

К слову, во время всех этих проходов, подъемов и переходов по воняющим краской и мазутом лестницам и коридорам заброшенного завода с посетителем вполне может произойти несчастный случай. Несчастный случай на пути к Фонду страхования от несчастных случаев – это круто. С идентификацией кабинета у Фонда также проблема – вывески нет. На стене скрутившийся от времени, пожелтевший файл со вставленной в него бумажкой формата А4. Кабинет моя знакомая нашла, но он оказался заперт. Дама, в кабинете работающая, заявилась в 9-40, то есть, на сорок минут позже начала приема. Но это, право, мелочь, по сравнению с тем, что произошло дальше.

Инспектор взяла копию свидетельства и справку из Центра занятости. «Больше никаких документов не надо. Позвоните через три дня». Через три дня моя знакомая позвонила, и напоролась на хамскую ругань в свой адрес: «чего вы звоните, вы у меня не были, у вас не хватает документов», и вообще - это не Соломенского района фонд, а… Шевченковского! Когда телефонное хамло получило ответ в том же духе (нервы у предпринимательницы на пределе), то назвало адрес фонда Соломенского района, куда были переданы документы.

На другом конце телефонного провода в фонде Соломенского района сидела сестра-близнец хамовитой бабы из фонда Шевченковского района. Такая же грубость, с концовкой – «все, у меня нет времени тут болтать…»

Не утомительно читать? А представьте – каково это все испытать на себе. Учтите – все походы за справками происходят в рабочее время. Да по жаре. С ожиданием в набитых людьми коридорах. С непременной грубостью и тупостью бездельников-бумагоперекладывателей.

На сегодняшний день эпопея с хождением по кабинетам для моей знакомой предпринимательницы не закончена. В общей сложности совершено уже более двадцати героических путешествий за справками. С момента подачи заявления в Районную администрацию прошло три месяца. На вопрос о том, будет ли она еще когда-нибудь оформлять предпринимательство в Украине, или же станет впредь уходить от налогов и работать в темную, знакомая отвечает весьма недвусмысленно…