Роман Зварич: "Оранжевые договорились об основных контурах коалиционного соглашения"

810
Роман Зварич: 'Оранжевые договорились об основных контурах коалиционного соглашения'

Один из лидеров «Нашей Украины» Роман Зварич постоянно оказывается в эпицентре скандалов, но вместе с тем ему удается удержаться на политическом Олимпе и активно участвовать в избирательной гонке. Он уверен в том, что оранжевая коалиция будет создана, но не скрывает, что переговоры практически сошли на нет

По-прежнему много говорят о создании оранжевой коалидои. Как продвигаются переговоры? — Откровенно говоря, они немного остановились в связи с тем, что день голосования приближается, и партии или блоки сейчас больше переживают о том, чтобы обеспечить себе соответствующий результат. Но я хочу сказать, что те силы, которые принимали участие в переговорном процессе, на самом деле уже договорились. Основные моменты относительно организации коалиции, ее деятельности, в частности, относительно определения кадровых вопросов на сегодняшний день уже решены. Мы договорились об основных контурах коалиционного соглашения, которое будет подписано. И у меня нет ни малейших сомнений, что основные игроки — «Наша Украина», БЮТ и социалисты, «ПОРА» - ПРП и блок Костенко — Плюща в случае, если преодолеют 3-процентный барьер, после 26 марта договорятся о создания парламентской коалиции и парламентского большинства и приступят к формированию нового правительства. А вопросы, которые остаются открытыми, носят программный характер. Мы, естественно, продолжаем настаивать, что основной вектор уже был определен, когда вместе стояли на Майдане, в предвыборной программе Виктора Ющенко, которая со временем стала президентской программой, а затем легла в основу деятельности правительства под руководством Юлии Тимошенко. Наши партнеры, мне кажется, колебались, согласовывая программный вопрос, чтобы не предоставлять нам определенное преимущество во время избирательного процесса. «Наша Украина» явно связана с почетным главой партии — Президентом Виктором Ющенко. После выборов этот вопрос будет значительно проще утрясти.

Почему складывается такая ситуация, когда «Наша Украина» и БЮТ, пытаясь договориться, постоянно в чем-то обвиняют друг друга?

— Мы не инициировали ни одного выпада против Юлии Владимировны или БЮТ. Но вспомните определенные выступления лидера БЮТ, где она обвиняла отдельных лидеров нашего блока в коррупции, а со временем оказалось, что все это мыльный пузырь. Потом она обвиняла отдельных наших активистов в том, что они имеют интерес в «РосУкрЭнерго». Но и это не доказано. Также Тимошенко обвиняла правительство... Вы можете сами посмотреть так называемый реестр неправды и убедиться в том, что мы никогда не инициировали подобные вещи. Для примера: нам предъявили обвинение в том, что мы раздаем листовки с черным пиаром против лидера БЮТ, а через несколько дней получаем видеозапись, как в палатках БЮТ раздают грязные листовки против наших лидеров. Мы сказали, что теперь имеем все основания для направления жалобы в ЦИК, но не стали этого делать. Думали, что это уймет БЮТ, но они продолжали раздавать эти листовки. Наверное, это судьба более сильного, когда он должен уметь выдержать удары от более слабого. Я думаю, что мы это достойно делали... даже когда возник вопрос о прослушивании. БЮТовцы меня обвиняют втом, что я это использую как пиар-ход. Поверьте, я стараюсь чрезвычайно осторожно говорить об этих вещах. Тем более что не я инициировал мой допрос в Генеральной прокуратуре. Уже не раз говорил, что я приблизительно полтора месяца старался отгородиться от таких вызовов в органы прокуратуры, но вынужден был пойти на допрос, причем как раз в день рождения моей жены, поскольку мне было сказано, что в противном случае для обеспечения моей явки будут применены меры принуждения.

Избирательная кампания подходит к концу, а такое ощущение, что она только началась...

— Думаю, что основные лидеры избирательной гонки проявляют адекватную активность и не только по роликам, которые мы видим. Я всегда говорил и буду говорить, что выборы выигрывают не телеролики, а ноги, то есть конкретные агитаторы, которые работают в каждом регионе, районе, селе... Следует отметить, что избирательная кампания сейчас более цивилизованная, чем в минувшие годы. Считаю, что фактор, влияющий на этот высший уровень цивилизованности — то, что эти выборы проходят исключительно на пропорциональной основе.

Как юрист вы удовлетворены тем, как проходит избирательная кампания?

— Меня беспокоят две составляющих организации и правового обеспечения избирательной кампании, которые до сих пор надлежащим образом не налажены. Это, во-первых, касается вопроса списков избирателей. В соответствии с законом, на этом этапе за списки избирателей несут ответственность органы местного самоуправления, которые были избраны в 2002 году. Наибольшие проблемы в тех областях, где предыдущая власть осталась на своих должностях. Имеется в виду, в частности Донецк, где большие проблемы со списками избирателей. Там практически ничего не было сделано на уровне органов местного самоуправления, чтобы уточнить эти списки. То есть в списках осталось очень много двойников, тройников... Почему это беспокоит? Потому что это может быть использовано для фальсификации выборов. То же самое, хотя и в меньшей степени, мы видим в южных областях Украины. В западных и северных областях эта проблема менее актуальна.

Вторая проблема — недоукомплектация участковых избирательных комиссий. А в соответствии с действующим законодательством ответственность за это несут субъекты избирательного процесса, то есть партии и блоки, которые зарегистрированы как участники избирательных гонок. Поэтому мне кажется, следовало бы на будущие выборы записать такую норму, в соответствии с которой если субъект избирательного процесса не может обеспечить две трети или половину избирательных комиссий своими представителями, то он выпадает из избирательного процесса Думаю, таким образом можно было бы решить эту проблему.

А эти нарушения могуг стать основанием для срыва выборов, или перевыборов?

— Ябы не отважился называть их нарушениями. Нарушение может быть осуществлено лишь субъектом избирательного процесса. Это, скорее всего, проблемы правового и организационного обеспечения избирательного процесса, поскольку они не могут считаться нарушениями, то есть не влияют и не должны влиять на волеизъявление граждан. А действия или бездействие отдельных должностных лиц, которые влияют на результаты выборов или на волеизъявление народа, в том числе и в контексте невозможности такого волеизъявления, можно считать нарушениями. Поэтому считаю, что они не могут иметь значения для установления результатов выборов и не могут быть использованы как правовой аргумент, чтобы выборы могли признать недействительными.

На какой результат вы рассчитываете?

— Не буду называть какие-то проценты. Могу только сказать, что относительно спокойно смотрю на наши перспективы, в частности, в контексте наших возможностей построить такую конфигурацию в парламенте, которая даст возможность выйти на большинство голосов.

Евгения КОВАЛЕНКО, «Столичне Новости»

http://cn.com.ua