УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Чужие» методично уничтожают сотрудников МВД

«Чужие» методично уничтожают сотрудников МВД

Милицейские сводки всегда интересовали простого обывателя. Как же - убийства, грабежи, поверженные на асфальт бандиты. Что-то жуткое, случившееся не с нами, притягивает наш интерес и вызывает какое-то внутреннее облегчение – слава Богу, не со мной!

Иногда мы искренне удивляемся – надо же! Оказывается, кроме продажных оборотней в погонах, которых нам постоянно навязывает телеэкран, есть и такие, кто задерживает и обезоруживает грабителей, ставит под преступные «Камазы» хрупкую «пятёрку», погибает от пуль бандитов, спасая нашу с вами жизнь. Как правило, именно эту часть сотрудников мы обходим вниманием, мол, для того и служат в органах, чтобы рисковать жизнью.

Впрочем, преданные своему делу блюстители порядка не очень-то и хотят афишировать свои поступки. Они редко сетуют на жизнь и не просят о помощи – скромно отмечая «нам бы не мешали». В последнее время эта фраза обрела особую актуальность – уж очень много жалоб среди рядовых милиционеров на «родных» руководителей.

В целом сотрудники признают: «мы относимся к Луценко с некоторой долей симпатией», но, в то же время, не могут закрывать глаза на самого министра и некоторых его назначенцев».

Первый раз новый министр озадачил подчиненных во время участия в прямом эфире. На вопрос жены сотрудника милиции со Львовщины, почему мужу не производят всех положенных выплат, министр ответил оскорбительным тоном, что муж просто утаивает деньги от семьи, хотя на тот момент было хорошо известно, что в областях сотрудникам милиции всех положенных выплат не дают из-за отсутствия финансирования.

Второй случай пренебрежения своими подчиненными министр продемонстрировал после проверки сотрудниками милиции офиса Рината Ахметова. Тогда сотрудники милиции, которых ахметовская охрана попросту послала на три известные буквы, были вынуждены для проведения повторной проверки задействовать БТР. Этот аргумент убедительно подействовал на смельчаков из охраны бизнесмена, но, естественно, машину крупным планом показали на всех принадлежащих Ахметову телеканалах. Сам факт использования техники прокомментировали как «вопиющий факт милицейского произвола».

Министр, пойманный журналистами на Сорочинской ярмарке, абсолютно не разобравшись в случившемся, назвал действия подчиненных «излишне театрализованными» и пообещал «разобраться». После «разборок» исполнители приказа на обыск оказались крайними.

Третье знаковое событие – задержание работников милиции Деснянского райуправления ГУ МВД Украины в Киеве. Факт виновности задержанных сотрудников милиции оставим определять суду, но то, что работников милиции еще до суда демонстрировали в наручниках, дискредитируя всех правоохранителей, задело многих. Ведь правовой нигилизм в стране и так бьет все рекорды, и пренебрежительное отношение к милиции окончательно убивает ее авторитет.

Безусловно, борьба с коррупцией – необходимость, но всегда ли нужно превращать это в шоу? Иначе может возникнуть подозрение, что вся «борьба» нужна лишь для того, чтобы министр с экрана заявил о выдающихся успехах. И козыри на стол бряк: на 500 сотрудников милиции возбуждены уголовные дела, 2,5 тысячи – не прошли переаттестацию.

Для сравнения напомним, что в СБУ таких фактов – единицы. Плохо выявляют, или, может, не рубят с плеча? Нисколько не пытаясь обелить преступников в погонах, предлагаем посмотреть на проблему с другой стороны. Что сделано министром МВД Луценко для улучшения работы своего ведомства и для подчиненных?

Начинаем загибать пальцы. Первое - уничтожена Государственная автомобильная инспекция. Хоть это сделано и не лично министром, но с его бездумно-поддакивающего согласия.

Второе - разбазарены здания дорожных постов. После объявления о массовых сокращениях тысячи сотрудников, оказавшись в подвешенном состоянии, ушли из милиции.

Третье - милиция лишилась сотен единиц такого необходимого и долгожданного современного автотранспорта. Автомобили можно было бы перераспределить и распорядиться ими должным образом – вооружив правоохранителей. Вместо этого ради пиара министр отказался от техники.

Надо иметь мужество признать, что результатом попыток реформировать милицию стало резкое ухудшение статистики аварий на дорогах. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать: структура, которую создадут вместо ГАИ, будет отличаться только названием. При прежних зарплатах и неизменных подходах останется прежним и уровень коррупции. Всего несколько месяцев хватит сотрудникам новой структуры, чтобы освоиться, и новая госавтоинспекция станет точной копией своей предшественницы.

Для вновь созданной структуры потребуются новые штампы, вывески, форма, нужно будет провести массу больших и малых перетасовок. А это все – деньги и немалые! А не проще ли было добавить зарплату сотрудникам ГАИ? Глядишь, и не продавались бы люди за червонец.

Скорее всего, имеет место не желание провести эффективную реформу, а необходимость демонстрировать активность, деятельность. Главное - не качество реформ, а их количество. А пострадали в первую очередь лучшие руководящие кадры МВД.

Сейчас в органах полнейший разгром – сродни репрессиям Сталина против командных кадров Красной Армии. Сотни опытных руководителей уволены без объявления причин - по звонку. Например, человек – легенда, полковник милиции Прошковский, на счету которого личные задержания вооруженных преступников, который за высокий профессионализм и личное мужество отмечен самыми высокими наградами МВД и страны остался без работы. Именно он был инициатором многих начинаний, ставших всеукраинскими. Например, основал программу подготовки участковых «Шериф», сотрудников «Беркута» - «Профессионал», акции «Прощай оружие», которая позволила спасти сотни жизней граждан и, в первую очередь, детей от случайной смерти.

Многие его разработки вошли в программы подготовки сотрудников милиции, получили международное признание и стали примером для подражания. Знает ли об этом министр Луценко? Пожалуй, ему не до того. Складывается впечатление, что его интересует только личный, проходной балл для будущей политической карьеры.

Яркий тому пример – назначение на должность директора Департамента по связям с общественностью МВД пресс-секретаря Юрия Луценко Инны Кисель. Ни в коей мере не желая умалить присущих ей талантов, хочется поставить несколько риторических вопросов, которые не дают покоя профессионалам. Ведь руководителю министерского Департамента всего 23 года, и в её трудовом прошлом только должность пресс-секретаря господина Александра Мороза, лидера социалистической партии.

Что знает эта девушка о работе милиции? Как может направлять и организовывать работу огромного аппарата МВД и отраслевых подразделений всех областей Украины? Как будет строить освещение опыта лучших сотрудников милиции, формировать милицейские программы по связям с общественностью? Кто, в конце концов, формирует образ правозащитника в нашей стране? Ответ очень простой – российский сериал «Менты» и примитивное «Джентльмен-шоу»…

В то же время Департамент вместо работы над имиджем правоохранительных органов занимается персональным имиджем министра. Любое выступление – о тысячах возбужденных уголовных дел, о саботажниках в прокуратуре, о сотнях выявленных вредителей в собственных рядах и изнуряющей работе до 24 часов. Забота о самопиаре министра видна во всем – особенно в рассуждениях о том, какой политической партии он принесет больше очков в случае своего перехода к ним!

Успехи в пиаре, безусловно, следует занести в актив министру. В то же время его представление о будущем правоохранительных органов весьма сумбурны. Профессионалы считают бессмысленным слияние двух абсолютно разных по назначению, функциям и задачам служб - патрульно-постовой и дорожно-постовой.

Очевидна неуверенность Луценко и в других организационных вопросах. В интервью «Зеркалу недели» министр вначале сожалеет о сложившейся неподконтрольности председателей сельсоветов, депутатов райсоветов сотрудникам милиции, а затем признается, что мечтает создать милицию, финансово зависящую от этих же местных Советов. У журналиста «ЗН» Сергея Рахманина рассуждения министра о роли и методах совершенствования работы подразделений «Беркута» вызвали лишь иронию. Ведь, оказывается, «Беркут» нужно только переместить с вокзалов, где бойцы коррумпировались, на рынки, в подземные переходы и на пляжи. Плюс к этому, по словам министра: «На каждый день – четкий наряд. На каждую операцию – ясный приказ, подписанный начальником управления (почему сразу не министром, для убедительности! – авт.). По исполнении – подробный рапорт и доскональный отчет».

Но почему же этого нельзя осуществить сейчас, пока «Беркут» ещё на вокзалах? - Непонятно. Наивен министр и в вопросах обновления МВД, уверяя что все вопросы реформирования уместились бы на одной странице, а решить их могут три человека за один час. Мешает же этому отсутствие политической воли у неназванного кого-то.

Впрочем, правоохранители уже сейчас могли бы указать министру на проблемы, которые в состоянии решить именно Луценко, даже не привлекая этих «трех человек», на которых так надеется министр.

Например, с легкой руки Юрия Витальевича 7 июля 2005 в министерстве внутренних дел Украины случилось новое знаменательное событие. В кресле заместителя министра появилась Лидия Поречкина, закончившая Киевский технологический институт легкой промышленности, и на которую возлагается миссия решения важнейших материальных и кадровых вопросов милиции Украины.

В ее «послужном списке» значатся: ректор Киевского института банкиров, ДАК «Хлеб Украины», председатель правления Украинской государственной инновационной компании и руководитель общественного объединения «Центр сприяння розвитку особистості».

Ну да ладно. Снимем все вопросы к Лидии Степановне по поводу предыдущей деятельности и перейдём непосредственно к её деятельности уже на новом поприще.

Начиналось оно хорошо. Для самой Лидии Степановны. Уже через два месяца после назначения, ко Дню независимости Украины, она награждается за выдающиеся заслуги. Видимо, авансом.

Учитывая то, что на квартирной очереди стоят 18 тысяч сотрудников органов внутренних дел, а милицейские кадры, потеряв веру в ставшую непредсказуемой систему МВД, сотнями пишут рапорта об уходе, - работа предстоит огромная. Видимо, в один прекрасный момент Поречкиной стало скучно от служебной рутины. Представьте себе, постоянно одно и то же – произносить эти глубокие, набившие оскомину фразы о заботе о подчиненных!

И родилось у неё желание чего-то смодернизировать. Нет, не создать что-то новое, свое, хотя милицейских недостроев полным полно, а именно смодернизировать что-то уже готовое. Стоит отметить, что грустный опыт, особенно последних лет, показывает: самое страшное для любого ведомства – пришлые модернизаторы-аматоры. Помодернизируют-помодернизируют годик-другой - и уходят на повышение, или в другую отрасль, оставив после себя в разрухе хорошо отлаженное старое и дилетантски недостроенное новое.

Лидия Степановна решила реформировать центр подготовки киевского областного милицейского главка в с.Хотяновка Вышгородского района, где давно создана инфраструктура, действует отлаженный механизм учёбы сотрудников областной милиции.

Начался министерский передел собственности. После первого шока, озадаченные начавшимся разрушением, многие руководители начинают понимать - главное-то, пожалуй, не реформы, а земля. Каких-то 2-3 гектара, но где - под Киевом, в курортной зоне!

После скромных хотяновских земель, министерские аппетиты резко возрастают. Нежные женские ручки потянулись к большему куску – территории больницы с поликлиникой опять же киевского областного милицейского главка, что размещена в черте города Киева на прекрасных лесных землях.

Что там Хотяновка - 80 гектаров - это куда лучший кусок! «Зэмэлька! Дыхание спырае!» – так отобразил когда-то подобное состояние украинский классик. И снова реформаторам плевать, что десяток лет, после отказа МВД в финансовой помощи строительству, все райотделы милиции Киевской области тянулись бурлаками, создавая этот Реабилитационный центр, ставшим впоследствии уникальным медицинским комплексом. Организовали условия для лечения, питания, проживания ветеранов, чернобыльцев и членов их семей.

Однако горе-реформатора в юбке не убеждает и тот факт, что в Киевской области самое большое количество ликвидаторов аварии на ЧАЭС, что в этой больнице обслуживается около 19 тысяч человек, в том числе четыре с половиной тысячи пенсионеров органов, пять тысяч ликвидаторов и пострадавших от аварии, около тысячи двухсот инвалидов. И, самое главное, что лечение и быт уже налажены, люди получают уже сейчас такую необходимую реальную медицинскую помощь.

«Вон! И чтоб до Нового года!» - стучит нежный кулачок по министерскому столу. Вносятся реформаторские предложения перекроить, разбросать, переиначить, а в итоге – попросту уничтожить то, что приносит реальную помощь людям…

Видимо, «чужим» в МВД совершенно нет дела до реальных проблем правоохранителей. Куда большее рвение они проявляют в набивании карманов и внедрении своих реформ и экспериментов на людях.