УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Андрій Жалко-Титаренко
Андрій Жалко-Титаренко
Консультант з політико-економічних питань в Канаді

Блог | 25 років українського космічного агентства. Що далі?

космическое агенство украины

Космическая деятельность штука не только очень сложная, но и очень вдохновляющая. Космос, как говорят американцы, последняя граница для человечества. Мне довелось быть одним из первых сотрудников Национального космического агентства, еще в 1993 году, заместителем, а затем исполняющим обязанности Генерального директора. За время моей работы Украина спасла космическую индустрию от распада и присоединилась к эксклюзивному клубу государств-участников космического рынка. У меня все еще есть где-то пропуск в НКАУ за номером два (номер первый — у создателя НКАУ, академика Владимира Горбулина). Уже 20 лет я занимаюсь коммерческими космическими проектами, хоть и с другой стороны Атлантики. Я считаю, что я имею моральное право сделать некоторые комментарии и предложения относительно украинского космического агентства.

Украина находится в уникальном положении. Это единственная космическая держава, у которой космическая промышленность мирового класса выживает с очень небольшой государственной поддержкой, исключительно на коммерческой основе. Продукция космической промышленности теперь является второй по величине статьей экспорта страны, когда речь заходит о высокотехнологичной продукции. Но я пишу это не для того, чтобы похвастаться прошлыми успехами. Сейчас в Украине есть некоторые тенденции и дискуссии, которые даже ставят под вопрос существование космического агентства; циркулируют идеи о создании концерна космической отрасли и т. д.

Читайте: Трамп, Клинтон и последствия для Украины

Создание космического концерна может быть необходимым шагом, хотя и является, на мой взгляд, попыткой копирования в целом неудачного российского подхода к созданию корпорации "Роскосмос". Здесь дьявол таится в деталях. Создание гигантской космической монополии в России привело к неконтролируемому росту цен и дало новый импульс коррупции. Между тем вопросы экономики и контроля качества как-то проглядели. В итоге,. например, в июле 2013 года авария Протона обошлась бюджету России в 4,4 млрд рублей только прямых потерь, и все из-за того, что перепутали положение датчиков размером со школьной ластик. Это явный провал контроля качества. Кроме того, космический концерн как монополия является отголоском планового подхода социалистической экономики, в соответствии с которым правительство должно направлять в ручном режиме развитие отрасли. История показала, что это не работает, даже если страна вкладывает большие деньги. Между тем в Украине как не было, так и нет ресурсов на инвестиции в развитие космической отрасли и на ручное управление. Я уверен, что вопрос реорганизации космической промышленности решаем, но это тема отдельного разговора. Сейчас речь о космическом агентстве.

Читайте: Бардак в центре разработки ядерного оружия России

По моему глубокому убеждению, правительственное учреждение не должно вручную управлять развитием какой-либо отрасли. Оно должно создавать условия для саморазвития отрасли в условиях рыночной экономики. Это означает: обеспечить нормативные, договорные и другие условия, необходимые для функционирования отрасли, обеспечить международную поддержку и выход на рынки, и не мешать отрасли работать и зарабатывать. Опыт показал, что мы в Украине это умеем делать лучше всех в мире. С момента обретения независимости в Украине выросли собственные руководители космической промышленности мирового уровня. Государственное учреждение не должно ими управлять, а скорее должно не вмешиваться, помогать координировать усилия, и создавать условия для развития. Такая помощь требует очень специального опыта и знаний: в космической отрасли приходится сталкивается с проблемами технологии, международно-правовыми нормами, международными отношениями, финансами, вопросами окружающей среды, обороной и безопасностью и т.д. Каждый космический проект включает в себя почти все эти элементы. Потому должно быть государственное учреждение и люди, которые способны формулировать и решать эти проблемы в комплексе. Сейчас в Украине такие люди есть в Космическом агентстве и только в Космическом агентстве. Ни одно из министерств не имеет такой команды. Это означает, что Космическое агентство как правительственный орган должно быть сохранено. Его, вероятно, нужно реформировать; по моему мнению, оно должно скорее регулировать отрасль, чем непосредственно управлять ею.

Читайте: У российского ВПК начались проблемы

Космическое сотрудничество и использование космоса являются международными по своей природе. Существует широко развитое международное сотрудничество в освоении космоса и его коммерческом использовании. Только один пример: 14 февраля 2017 года европейская "Ариан-5ECA" (продукт партнерства 10 европейских стран) вывела на орбиту бразильский и индонезийский спутники связи со стартовой площадки во Французской Гвиане. Можно представить себе масштаб одних только согласований, которые сопровождают такие проекты даже сейчас, когда это вполне рутинный запуск. В космическом агентстве такие вопросы решать умеют. У всех стран, которые регулярно проводят коммерческие запуски в космос, есть космические агентства. Этим зарубежным партнерам нужно иметь с кем работать в Украине, а Украине нужно говорить с международным космическим сообществом одним профессиональным голосом, а не разлаженным хором случайных любителей. Есть и очень специфические вопросы лицензирования, регистрации, разрешения и т.д. Первоклассные игроки на космическом рынке, к которым Украина по праву принадлежит, делегируют эти вопросы Космическому агентству.

Наконец, есть вопросы исследования космоса, развития космической технологии и космической техники. Нужно понимать, что в современном мире исследование космоса уже совсем не так дорого, и все более важно для государства. За последних три года Литва запустила 2 спутника, и в 2016 году свой спутник запустила и Эстония. При чем бюджету отдельные спутники либо не стоили ничего, либо обошлись в меньше чем 300.000$. Это дешевле автопарка многих олигархов, не говоря уже об их поместьях.

В США вопросы исследования космоса и развития технологий решаются NASA (некоторые - NOАА), во Франции - CNES, в Германии - DLR и т.д. Мировой опыт показывает, что централизованные усилия в этой области являются абсолютно необходимым ключем к успеху. Это так же функция космического агентства.

И последнее по порядку, но не по значимости: не нужно забывать о национальном достоинстве и самоуважении. Индонезия, Алжир, Бахрейн, Бангладеш никогда не запускали ничего своего собственного производства в космос, но космические Агентства у этих стран есть, и пользу из их работы они извлекают.

disclaimer_icon
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...