УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украину ожидает вскорости еще и обвал гривни?

Украину ожидает вскорости еще и обвал гривни?

О том, что беда, обычно, не приходит одна, людям хорошо известно. Экономисты же отлично знают, что серьезные изменения каких-то одних экономических параметров непременно влекут за собой соответствующие колебания иных показателей. Теперь, когда до конца года осталось всего ничего, а по газовым вопросам с Россией не принято никаких решений, пора подумать, что может стоить нам эта неопределенность. Да и определенность, если она выразится в многократном повышении цены, означает те же, тревожные вопросы.

Наконец-то выразил свою обеспокоенность в связи с возможным ростом цен на газ и Национальный банк Украины. Мнение по этому поводу первого зампреда Нацбанка Анатолия Шаповалова и других банкиров изложило вчера (28.12.05) издание "Коммерсантъ". Затем повторили другие издания. Речь шла, понятно, о вероятных сценариях поведения курса гривни при ожидаемом увеличении цен на российский и туркменский газ. В вечернем телеэфире канала "Тонис" были озвучены комментарии руководителя группы советников Нацбанка Валерия Литвицкого – об этих публикациях и по сути вопроса.

Уже, наверное, ни у кого в Украине не осталось сомнений, что цена импортного газа вырастет существенно. Неясно только, на сколько конкретно и когда. Как на туркменский газ, так и на российский. О том, что для нашей страны возможен кризис с поставками в 2006 году российского газа, говорилось уже давно. Также многими высказывалось опасение по поводу негативного влияния на курс отечественной валюты резкого скачка цены на газ. "Обозреватель" писал об этом еще 1.11.05 ("Приватизация "Криворожстали": что упадет, доллар или гривня?").

Высказывания А. Шаповалова сводятся к следующему. В связи с предполагаемым существенным увеличением цены на газ Нацбанку не удастся удержать курс гривни в планируемом на 2006 год валютном коридоре 5,0 – 5,20 гривни за доллар. При цене на газ свыше 70 долл. за 1000 кубометров девальвация гривни может превысить отметку 5,20.

Приводится также мнение о нереальности заложенного на 2006 год уровня инфляции.

"Правительство говорит, что ожидает на следующий год инфляцию в 8,7 процента,– сказал глава Нацбанка Владимир Стельмах.– Однако мы так и не увидели, на основании чего рассчитан такой показатель".

Тревогу руководства НБУ можно понять. Ни один из показателей принятого Верховной Радой бюджета-2006 не учитывает более высокой цены на импортный газ, чем 50 долл. за 1000 кубометров. Наверняка, также Нацбанк не рассчитывал на увеличение уже с начала года стоимости для населения газа и электроэнергии. Вряд ли кто-нибудь предполагал такое (по понятным причинам) до выборов. Однако ситуация изменилась в связи с обострением газового кризиса. Правительство уже объявило о повышении цены на газ для населения на 25%, а на электроэнергию на 20% - с последующим поквартальным увеличением еще на 10%. Ясно, планируемый процент инфляции удержать не удастся.

Кроме того, всем понятно, что цена на газ для Украины превысит упомянутые банкиром 70 долларов. Вчера украинским правительством уже называлась цифра в 80 долларов за 1000 кубометров, как стартовая. На которую украинская сторона согласна. То есть, курс гривни однозначно преодолеет рубеж в 5,20.

Более смелые цифры назвал председатель правления банка "Петрокоммерц Украина" Дмитрий Кормилицын. В качестве пессимистического сценария им упоминаются значения в 5,5-5,6 грн/$.

Однако все банкиры отдают себе отчет, что НБУ имеет возможность влиять на валютно-курсовую ситуацию в ближайшее время. И лишь высказывают свою точку зрения. Одни считают курс 5,20-5,30 на сегодняшний день нормальным, высказывая при этом опасение, что значение 5,60 может вызвать панику у населения. Другие же считают вопросом политической важности удержание курса на сегодняшнем уровне.

Похоже, такой же точки зрения (необходимости удержания курса гривни) придерживается и Валерий Литвицкий. Он утверждает, что оснований для беспокойства нет. Национальный банк имеет солидный валютный резерв, и т.п. Вообще, слова В. Литвицкого носили успокоительный характер. Чувствовалось, что он хочет замять наметившийся ажиотаж. И в этом смысле, действительно, становится любопытным оживление в обсуждении этого животрепещущего вопроса украинскими банкирами, в том числе, руководителями НБУ: А не означает ли этот всплеск их словесной активности отработку чьей-то команды "валить гривню"?.. И будет ли тем самым дан старт, или все обойдется пока фальшстартом? Понятно, что в таком развитии событий могут быть заинтересованы не только экспортеры, но и отдельные банкиры.

Банкиры приводили свои доводы необходимости девальвации гривни. Экспортеры понесут убытки. Им необходима компенсация в виде повышения валютного курса. Нацбанк считает, что экспортеры будут лоббировать свои интересы в высших государственных кругах. Все это так. Лишь с небольшой поправкой: экспортеры всегда заинтересованы в ослаблении курса отечественной валюты, независимо от цен на газ, нефть и прочее.

Руководству Украины предстоит принять нелегкое решение. Отпускать гривню? Насколько плавно? Или удерживать ее на имеемых позициях?

Нам представляется, мало кто в Украине считает, что валютно-курсовую политику государства будет проводить именно руководство НБУ. Все знают, что наш нынешний Президент много лет являлся руководителем Нацбанка Украины. И многие помнят, какую политику исповедовал Национальный банк накануне финансового кризиса 1998 года. Тогда было принято решение на удержание искусственного значения курса доллара. Резервы НБУ тогда сократились на 70% - с $2,3 млрд. до $700 млн.! И известно, чем все закончилось. Падением курса гривни более чем в 2,5 раза. С колоссальным ущербом для экономики и огромными потерями для многих украинцев. Свидетелями какой политики нам предстоит стать в ближайшее время?..

На сегодняшний день всем гражданам Украины понятно одно. Газовый кризис, о возможности которого было известно давно, грянул. Соответствующие последствия для гривни – рано или поздно – неизбежны. Сейчас все ждут от Виктора Ющенко ответа на сакраментальный вопрос: что делать? Если убедительного ответа так и не последует, естественно, украинцы зададутся поиском ответа на второй из этой классической пары вопросов…