УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Саміт НАТО: чи є привід для занепокоєння

саммит

По итогам саммита НАТО почему-то активнее всего обсуждают невоспитанность президента США Дональда Трампа, который весьма грубо отодвинул в сторону премьер-министра Черногории Душко Марковича под прицелом десятков камер. То, что дипломатический этикет главы Белого дома порой хромает, не новость. Но на фоне курьеза куда более важный месседж саммита ушел на задний план. Председатель Европейского Совета Дональд Туск после встречи с Трампом заявил, что не уверен в совпадении позиций ЕС и США по России. Что это может означать – разбирался "Обозреватель".

Трамп не спешит сжигать мосты

По словам Туска, в отношении Украины его позиции с Трампом сходятся, а вот в отношении России – не факт. Заявление в некоторой степени парадоксальное, потому что украинский вопрос вот уже несколько лет во многом определяет отношения Запада с Москвой. Но классического Запада – не Трампа.

Очень показательно, что в тот же день появилось еще одно важное заявление, которое проливает свет на то, в чем конкретно могут не совпадать позиции США и ЕС относительно Кремля. Советник президента США Дональда Трампа по экономическим вопросам Гэри Кон заявил, что Белый дом пересматривает санкции против России, введенные бывшей администрацией. Он подчеркнул, что Трамп еще не решил, что делать с санкциями, введенными в 2014 году за аннексию Крыма. "Думаю, президент рассматривает это. Сейчас у нас нет позиции", – признал Кон, хотя и сообщил, что у Трампа есть "много вариантов" относительно санкций.

Читайте: "Можете на меня положиться": Трамп выступил с угрозой в адрес КНДР

Заявление Кона несколько диссонирует с риторикой Вашингтона последних месяцев, которая стала куда жестче и принципиальнее, чем еще зимой. На днях Трамп сказал, что Россия должна ответить за Крым и Донбасс. В конце апреля государственный секретарь Рекс Тиллерсон в телефонном разговоре с украинским президентом Петром Порошенко заверил, что США не отменят санкции до полного выполнения Москвой Минских соглашений. В Сенате же говорят, что уже летом могут ввести новые санкции. Но заявление Кона отчасти перечеркивает более ранние месседжи, возвращая к предмету дискуссий времен предвыборной кампании.

Это говорит о том, что процесс формирования стратегии действующей администрации на российском направлении далек от финала. Внутриполитическая ситуация, расследования о связях с Москвой не позволили Трампу выполнить одно из предвыборных обещаний – нормализовать отношения с РФ. После американского ракетного удара по позициям союзника Кремля, сирийского президента Башара Асада они стали даже более напряженными, чем когда-либо были при Обаме. Но все это не отменяет того факта, что, по словам Тиллерсона, один из приоритетов Госдепа – восстановление взаимодействия с Россией.

Читайте: Связи с Россией: зять Трампа попал в эпицентр скандала

Учитывая настроения в Конгрессе, расследование, мощную оппозицию в лице СМИ, Трампу едва ли удастся перейти мост нормализации американо-российских отношений, но, судя по всему, и сжигать его глава Белого дома не хочет. Позицию ястребов-республиканцев по РФ Трамп считает контрпродуктивной, если не сказать жестче. Например, сенатора Джона Маккейна он вообще обвинял в попытках развязать Третью мировую войну. То есть свои обещания Трамп реализовать не может, концепцию республиканцев считает опасной, действия Евросоюза неэффективными. В итоге целостной стратегии на российском направлении как не было, так и нет.

Что говорили об Украине

Это отнюдь не означает, что Трамп наивно воспринимают Москву, не осознавая опасности с ее стороны. Во время речи на саммите президент США отнес Россию к главным угрозам НАТО наряду с терроризмом и миграцией. Конечно, все это он говорил в контексте главного месседжа, который привез в Брюссель: члены альянса должны увеличить расходы на оборону до 2% ВВП. В то же время глава Белого дома, как многие и опасались, прямо не подтвердил обязательства США в сфере коллективной обороны.

Читайте: Трамп хотел бы помириться с Россией, но есть нюанс – международник

Проблемы Киева не были в списке главных тем, в отличие от Варшавского саммита в позапрошлом году. Тогда Украина была единственной страной, которой посвятили отдельную комиссию. Но и в этом году НАТО выразил свою поддержку. "Многие члены отметили, а также в нескольких выступлениях это подразумевалось, что они желают развивать практическое сотрудничество альянса с Украиной", – сказал генеральный секретарь Йенс Столтенберг. Также на саммите говорили о необходимости выполнения Минских соглашений и помощи Киеву в сфере реформ. Все это декларативные заявления, безусловно, важные как политический сигнал, но не более.

Как сообщал "Обозреватель", Трамп обратился к НАТО с предупреждением.