УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Елітні рейдери: хто захопив землю в заповіднику "Стугна" під Києвом

Елітні рейдери: хто захопив землю в заповіднику 'Стугна' під Києвом

Несмотря на многочисленные громкие обещания новой власти, земли под Киевом продолжают оккупировать богачи. Пока в Одессе сносят заборы элитных дач, заграждающих подходы к морю, недалеко от украинской столицы, словно грибы, вырастают элитные коттеджные городки. Дома точно богатых, но не всегда знаменитых, стоят посреди заповедников, охраняющихся законом, и на берегу рек, на пляжи которых после застройки могут попасть только избранные.

"Обозреватель" продолжает серию публикаций о захвате земель в Киевской области. Эта история – о застройке в заповеднике "Стугна".

В заповеднике за полтора года вырос закрытый коттеджный городок

Обуховский район давно считается самым элитным пригородом столицы. Здесь живет чета президента Петра Порошенко, политик и бизнесмен Виктор Медведчук, экс-премьер Юлия Тимошенко, миллиардер Виктор Пинчук и многие другие. Также под Обуховым расположены госдачи – официальные резиденции политиков и экс-президентов, которые сейчас, кстати, сдаются в аренду (около 8 тыс. гривен в месяц без коммуналки за номер). С каждым годом цена здешней земли вырастает в несколько раз, все лакомые участки возле воды давно застроены, так что теперь толстым кошелькам приходится захватывать заповедную зону.

С приходом новой власти "под раздачу" попал заповедник общегосударственного значения "Стугна". Еще прошлой весной в 38 километрах от Киева, недалеко от поселка Таценки Обуховского района, на территории заповедника не было массовой застройки. Тогда ходили слухи, что имение возле реки себе решил отстроить глава ВО "Свобода" Олег Тягнибок. Весной-2014 мы своими глазами видели, как в заказнике на самом деле строились два особняка, но ни сам Тягнибок, ни кто-либо из его семьи информацию о новой жилплощади так и не подтвердили.

Единственный, кто особо не скрывал, что имеет "избушку" в природной зоне – бизнесмен и политик Виктор Медведчук. Да, и скрывать было особо нечего: в феврале прошлого года на даче Медведчука сгорел гостевой домик, и фото подпорченного имущества сразу же разлетелись по Сети. Сейчас, как говорят местные дачники, чету Медведчука в заповеднике не видно, а сгоревший гостевой домик так никто и не восстановил.

...Я шагаю по лесу в природоохранной зоне и восхищаюсь местными красотами. Здесь легко дышится, под ногами пружинит трава и опавшие листья деревьев. В нескольких метрах от меня идет женщина с двумя мальчишками лет 9-12. Они улыбаются и машут случайному гостю обеими руками – в этом лесу встретить кого-то пешего, без элитной иномарки, оказывается, большая редкость. Я машу в ответ и прохожу дальше к высоченному забору.

"Добрый день! А тут ведь выход к речке Стугна, да? Хочу пройти", - обращаюсь к крепкому мужчине из будки охранника.

"Нет, девушка. Сюда нельзя. Тут частная собственность – закрытый коттеджный городок. Я могу пропустить вас только если кто-то из хозяев сообщит, что к ним идут гости", - отвечает мне он.

В недоумении я пытаюсь объяснить охраннику, что прямо перед воротами "закрытого коттеджного городка" стоит табличка, обозначающая, что это – природный заповедник, застройка которого категорически запрещена. Крепкий мужчина в ответ пожимает плечами, просит меня "по-хорошему удалиться", и прям перед моим носом закрывает высоченные автоматические ворота.

Тем временем меня догоняют встретившиеся ранее женщина и двое мальчуган. Дачница Людмила с внуками, оказывается, тоже идет на пляж за закрытыми воротами. В отличие от меня, как уверяет женщина, ее с ребятней запросто пускают за высокую ограду – потому что они свои и уже "примелькались".

"У нас тут домик недалеко от входа в заповедник. Давно уже здесь держим дачу. За забором находится очень хороший пляж, а у меня больные ноги, так что летом я стараюсь максимально много плавать. В коттеджный городок меня пускают – я просто показываю удостоверение (рабочее удостоверение, которое женщина отказалась показывать. – Авт.). Мы уже примелькались, нас все знают", - рассказывает Людмила.

О том, кто живет за высоким забором, женщина говорит неохотно, мол, расстояние до богатых соседей приличное, так что она ни сном, ни духом, кто там владеет элитными особняками. "Но дача Медведчука здесь, правда, есть. Она на противоположном берегу от коттеджного городка. Я раньше часто переплывала Стугну, подплывала к сгоревшему гостевому домику, и ко мне выходила их горничная. Приятная такая женщина – всегда с ней разговаривали. Теперь уже не выходит она – ее, видимо, уволили", - продолжает дачница.

На мои вопросы, как она думает, почему в заповеднике построили коттеджный городок, и куда же смотрят власти, Людмила разводит руками и говорит: "Время сейчас такое, тяжелое. Кто что хочет, то и делает. Никому и дела нет до простых людей".

"Я вырезал на дереве перед элитными дачами ПТН-ПНХ"

Дачники с другой стороны заповедной зоны тоже каждое лето приезжают покупаться и позагорать на Стугну. Для них, как и для меня, проход за зеленый забор в заповеднике строго запрещен. Но это, как признаются отдыхающие, еще полбеды: берег напротив их домиков тоже уже давно оккупирован – сюда ездит отдыхать вся бывшая "Партия регионов".

"Я называю себя бомжом, хоть, на самом деле, люди разрешили мне жить вместе с ними тут, на дачах. А раньше я в лесу жил в вигваме, который сам, кстати, построил. А теперь вот, считайте, на берегу обитаю. Сколотил себе тут лавочку, а еще вырезал на дереве всем известное "ПТН-ПНХ". Первая часть – это для Путина, а вторая – для Порошенко. Не нравится он мне, как и те, что на противоположном берегу реки себе забрали и лес, и пляж", - рассказывает 66-летний дачник Валерий.

Мужчина разгуливает по пляжу и деловито следит, чтобы все вокруг было убрано и чисто. По словам Валерия и остальных дачников, которые встретились нам на берегу Стугны, весь противоположный берег захватили экс-регионалы. В каждом поместье – свой закрытый пляж, причал для яхт и прогулочных катеров, а еще – коттеджи для хозяев, гостей и обеденные террасы с выходом к воде.

"Тут их лес. Пляж с той стороны – тоже их. Невозможно ни пройти, ни проехать. Туда никого не пускают. Даже не знаю, каким смельчаком надо быть, чтобы просто переплыть реку на тот берег… Мы тут купаемся, но, чувствую, скоро и это все заберут – им все мало и мало. Вот, прямо напротив, - это поместье экс-министра инфраструктуры Бориса Колесникова. Он приезжает сюда каждое 15 июля – с салютом отмечать День Рождения дочери Екатерины", - продолжает Валерий.

По словам дачника, на том берегу он часто видит бойцов "Беркута". Парни из расформированного подразделения, которые избивали активистов Майдана, теперь, якобы, охраняют элитные коттеджи свиты беглого президента Виктора Януковича.

"Кто прямо в форме с надписью "Беркут" гуляет, кто просто в серой футболке и темных брюках расхаживает… Они и сейчас, видите, на той стороне стоят, и смотрят, чего это мы тут в их сторону пальцами тычем. Эти ребята охраняют элитные дома и днем, и ночью. Как-то гулял на той стороне, так слышал, что бывшие регионалы редко приезжают сами. В основном, они сдают поместья своим друзьям – чтобы переждать неспокойные времена, или просто отдохнуть в тихом месте. Кому война – кому мать родная… Все, что происходит в стране, им ни по чем", - подытожил Валерий.

Разобраться, кто разрешил застройку в заповеднике, крайне сложно

На самом же деле, проблема захвата земли в природных заповедниках, вроде "Стугны", - это не просто вопрос законодательных разрешений. Теперь, даже, если местные власти начнут проверки и выселят из элитных коттеджей захватчиков леса и пляжа, - восстановить природную зону после застройки будет крайне сложно. Вырубка деревьев, проведение коммуникаций, да, и сами строительные работы сильно нарушили здешние фору и фауну.

Первый замглавы Киевской областной госадминистрации Лев Парцхаладзе говорит: в последнее время стал получать огромное количество жалоб от жителей Киевщины касательно незаконных застроек. Больше всего жалоб, по словам Парцхаладзе, – от жителей 30-километровой зоны в радиусе столицы.

"Мы получаем много жалоб от жителей Киево-Святошинского района, от жителей городов Ирпень, Буча, Макаров. Также сложная ситуация в Вышгородском районе, где земельные участки прибережной полосы были отведены под застройку с грубыми нарушениями законодательства", - рассказывает Парцхаладзе.

Первый замглавы Киевской обладминистрации уверяет: последние громкие застройки, с которыми боролись власти, - незаконное строительство в Ирпене, а также захваты леса вокруг поселков Лесники (Киево-Святошинский р-н, сходит в ботанический заказник местного значения "Урочище Бездна") и Ходосиевка.

"Совместно с активистами общественных организаций, в том числе программы "СТОП коррупции в Киевской области", сегодня решаются ситуация в Ирпене касательно незаконной вырубки леса и захвата его под застройку. Уже есть решение суда, открыто криминальное дело по факту незаконного строительства. В полном взаимодействии с местной властью и активистами Киевской областной государственной администрацией контролируется ход дальнейших действий строителя", - подытожил Парцхаладзе.

Тем временем, наш источник, близкий к руководству области, уверяет: доказать незаконность застройки на территории заповедника "Стугна" будет крайне сложно. Всему виной, по его словам, - неразбериха в законодательстве.

"С одной стороны, за заповедники отвечает профильное министерство, с другой – облсовет и власти непосредственного, в данном случае, Обуховского района. Но, если копнете глубже, то окажется, что за землю по Украине отвечает специальный орган – Земельный кадастр. Хотя, стойте, а захват произошел силой? Местные выступали против застройки, грудью защищая лес? Кто-то пострадал? – Так, может, еще и в МВД обратиться? – И пока вы будете искать, кто выдал разрешения на застройку, выкуплена ли земля в заповеднике или ее сняли в долгосрочную аренду, - элитные рейдеры сотню раз поменяют документы, найдут любые лазейки, чтобы избежать скандала и выйти сухими из воды. Система, увы, пока еще, остается прежней", - сказал нам источник.

Напомним, ранее, после скандала с коттеджами на Трухановом острове, "Обозреватель" решил выяснить, где еще заповедные киевские берега Днепра перешли в частные руки. Мы обнаружили не только множество вилл и поместий (некоторые стоят на стратегических объектах), но и приватизированный остров и даже аэродром. Наглости, с которой "хозяева жизни" застраивают берег, можно безмерно удивляться.