Демагогия финансов

1,5 т.
Демагогия финансов

Если вы спросите у среднестатистического выпускника вуза, получившего диплом по специальности "финансы", что угрожает стабильности национальной валюты, каково состояние наших государственных финансов или банковской системы, почему так лихорадит наш фондовый рынок, вряд ли вы получите хотя бы один вразумительный ответ. В лучшем случае дело сведется к общим фразам и обычным обывательским разговорам. Вы не услышите ни конкретных доводов, ни их обоснований. Если бы только – выпускник вуза! Но в октябре 2008 года, когда мир уже вовсю штормило от финансовых потрясений, первые лица в Правительстве Украины во всеуслышание заявляли, что эти потрясения нас не коснутся, кризис обойдет нас стороной, так как финансовая система Украины слишком слабо интегрирована в мировую финансовую среду. Буквально через несколько дней после этих заверений курс гривни обвалился более чем на 50%, фондовый рынок лег на дно, а вкладчики украинских банков безуспешно пытались получить свои вклады. Реальный сектор экономики Украины начал самое крутое падение по сравнению с любой европейской страной и не только европейской.

Немалая доля вины за такие "грамотные" прогнозы ложится на тех, кто обучает многочисленных экономистов и финансистов. Почему по-прежнему ценится наше образование в области точных наук? Прежде всего потому, что оно построено на прочном теоретическом фундаменте – физика, математика, теоретическая механика и другие фундаментальные дисциплины. К сожалению, наше финансовое образование такого фундамента не имеет. Как следствие, студент на инженерном факультете значительно легче, глубже и продуктивнее осваивает специальные дисциплины, чем его собрат-финансист.

Живем в глобальном мире, на очень подвижной рыночной платформе, которая легко продувается всеми экономическими ветрами с Запада и Востока, которую постоянно трясет изменение валютных курсов, фондовых индексов, процентных ставок, нередко сотрясают настоящие финансовые бури, а основная теоретическая учебная дисциплина для подготовки финансистов – курс "финансы" - старается этого не замечать и давно, еще с советских времен, превратилась из финансовой теории в финансовую демагогию.

Задающий генератор всех учебных планов и программ во всех вузах Украины - образовательно-профессиональная программа (ОПП). В качестве авторов этой программы – около сотни фамилий из десятков вузов Украины. ОПП устанавливает обязательный и рекомендованный перечень учебных дисциплин, их объем и содержание. Открываем курс финансов, который относится к обязательным фундаментальным дисциплинам и изучается на всех экономических специальностях. Начальный тезис не вызывает никаких возражений. Указывается, что целью этого курса является "формирование базовых знаний по теории финансов, освоение закономерностей их функционирования на макро- и микро уровнях…" Но этот тезис оказывается благим пожеланием – дальше излагается не теория финансов, а дается простое перечисление основных сфер финансов: финансы государства, местные финансы, финансы предприятий, международные финансы.

Основные причины такого чисто ознакомительного и слабого курса "финансы" - это рудименты финансовой "теории" из эпохи административной экономики, недооценка отрыва современных финансов от реального сектора экономики, непонимание глубины интеграции финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых секторов, диверсификации и глобализации финансов.

В условиях административной экономики финансовые ресурсы распределялись государственными структурами под заранее спланированные балансы материальных фондов и людских ресурсов и таким образом оказывались жестко привязанными к плановой действительности с неподвижными административно устанавливаемыми ценами и заранее расписанными сметами и фондами. Но сейчас условия совсем другие – рыночные. Денежные фонды формируются с помощью сложнейших финансовых механизмов в условиях инфляции, неопределенности, рисков, меняющейся доходности. Нравится нам это или нет, но они сами определяют движение материальных и людских ресурсов. Поэтому ни в одном западном учебнике, ни в одной учебной программе вы не найдете такой примитивной структуры, которая бы основывалась на простом описании финансов государства, предприятий и населения. Основой там является взаимосвязь фундаментальных категорий финансов: время и деньги, инфляция, норма процента, доходность и стоимость финансовых активов, неопределенность финансовых рынков и риски, параметры внешней финансовой среды, финансовое положение фирмы и др.

Наши же учебники по курсу "финансы" похожи как близнецы-братья - все дают описательную характеристику основных сфер финансов. Никакого намека на теорию финансов, на закономерности реальных финансовых отношений и механизмов нет и в помине. По старой "доброй" традиции больше половины объема фактически каждого учебника уделяется описанию государственных финансов, далее идут финансы субъектов хозяйствования, населения и схемы социального страхования, опять же, в основном – государственные. Вскользь и не без греха говорится о финансовой системе, финансовом рынке и международных финансах. Получается вместо теоретического - чисто ознакомительный курс. Это как, если бы вместо изучения принципов устройства и работы автомобиля, студентам соответствующего профиля предложили описательный обзор автомобильного ряда: автобусы, грузовые, легковые автомобили, и т.д. Вряд ли после такого обзора они осознанно смогли бы усвоить современную технологию производства и ремонта машин. Но именно так получается в нашем финансовом образовании. Студент подходит к специальным профильным дисциплинам без необходимой теоретической подготовки, без знания таких основополагающих понятий как доходность, финансовые риски, процент, стоимость денег во времени. В процессе изучения специальных дисциплин и освоения конкретных финансовых механизмов и технологий ему приходится самостоятельно осваивать основные понятия современных финансов и их взаимосвязь.

Самый большой грех курса "финансы" - это стена, которой они отгородились от современной теории денег. Отговорку найти легко – существует учебная дисциплина "деньги и кредит" - там студенты и изучают все вопросы, касающиеся денег. Но в наше время такая отговорка не действует. Современные деньги – кредитные по своей природе, обслуживают не только и не столько товарные потоки, сколько – финансовые. В мировых финансовых центрах США, Еврозоны, Великобритании, Японииобщая сумма всех финансовых активов в 4-5 раз превышает объем ВВП этих стран.

В своем движении деньги все больше игнорируют привычный для них контур товар-деньги-товар – и все в большей степени начинают и замыкают свое движение в финансовом секторе, идут по пути Д – Д'. Структура денежной массы – более чем наполовину представлена не собственно деньгами (агрегат М1), а различными финансовыми инструментами. В США собственно деньги составляют менее 20% денежной массы. Процент давно перестал быть только денежной категорией - он все больше становится категорией финансов. Если процентная ставка в банковской сфере увеличивается, то стоимость ценных бумаг и, прежде всего, - цены на ранее выпущенные долговые бумаги снижаются. И наоборот, снижение банковского процента ведет к росту стоимости ценных бумаг. С другой стороны, величина банковского процента в немалой степени определяется состоянием финансовых рынков и экономики в целом. Финансовая политика любой страны в значительной степени реализуется монетарными рычагами. Это то, что лежит на поверхности. А если копнуть глубже, то откроются многообразные и сложнейшие взаимосвязи между денежной и финансовой средой. Границы между ними настолько размыты, что вполне могут считаться условными. Учитывая все это, можно ли оправдать полное отсутствие важнейших положений современной денежной теории в курсе "финансы"? По крайней мере, важнейшие взаимосвязи денег с государственными финансами, с финансовыми рынками должны присутствовать в курсе финансы. Не напрасно в большинстве цивилизованных стран функции мегарегулятора финансовой среды чем дальше, тем больше отдаются центральным банкам.

Другая беда этого курса – это игнорирование не только смежных с другими дисциплинами категорий, но и своих собственных важнейших

понятий. Выше уже упоминались некоторые из них. Речь идет о таких фундаментальных понятиях как доходность, процент, финансовый риск, инфляция, стоимость денег во времени и, наконец, закономерности формирования денежных потоков и фондов во взаимосвязи с этими понятиями. Все это вместе с основополагающими категориями денежной теории должно составить основной раздел курса – теоретические основы финансов. И только после этого раздела можно переходить к описанию основных сфер финансовых отношений (государственные финансы, финансы предприятий , финансы населения) и финансовой среды – финансовые рынки, основные финансовые институты.

Еще одной бедой действующего курса "финансы" является его чисто описательный характер, полное игнорирование каких либо количественных критериев или оценок, формульных зависимостей, элементов статистического моделирования финансовых процессов. Но реальные финансы не существуют вне цифровых форм. Те же понятия доходности, стоимости капитала, финансовых рисков имеют вполне конкретные количественные критерии и оценки, их взаимосвязь описывается конкретными формулами. Свои количественные индикаторы имеют и сферы финансов. Государственные финансы – это удельный вес средств, которые перераспределяются через бюджет и другие государственные фонды ( по отношению к ВВП), доля местных бюджетов в сводном бюджете страны, дефицит бюджета, уровень и структура государственного долга и др. Корпоративные финансы – это уровень доходности предприятий, показатели их задолженности, структура активов и пассивов и др. Финансы населения – это уровень сбережений, структура доходов и расходов и т.д.

Конкретные количественные критерии и индикаторы имеют кредитно-денежная и банковская система, небанковский сектор, денежные, валютные и фондовые рынки. Все это начисто отсутствует в учебном курсе "финансы" и в учебниках отечественных авторов. Впоследствии, когда студент переходит к изучению специальных дисциплин, он оказывается растерянным и безоружным от нахлынувших на него формул и моделей. Нечего удивляться, что оценка финансовой среды и финансовой ситуации очень часто сводится к общим фразам и гаданию на кофейной гуще. Поэтому заканчивать изучение общего курса финансов целесообразно разделом – финансовая политика и оценка финансовой ситуации в стране и в мире. Это исключительно важная часть учебного курса, так как она будет практическим применением ранее усвоенного теоретического материала. Именно в этом разделе обозначенные выше критерии и оценки, характеризующие состояние отдельных секторов и сфер финансов, должны быть сведены в единую систему, показана их взаимосвязь и взаимозависимость, названы основные факторы, определяющие тот или иной показатель, ту или иную оценку финансового состояния. Например, если речь идет о таком общем индикаторе финансов и экономики как инфляция, то должны быть коротко рассмотрены монетарные и немонетарные факторы, определяющие ее уровень. Оценка государственного долга должна быть связана не только с текущим бюджетным дефицитом, но и со стоимостью обслуживания долга, с состоянием внутренних и внешних финансовых рынков. При этом студенты должны привыкать к системному анализу финансовой ситуации, понимая, что, если для экономики главным критерием является ее динамика и структура, то для финансов, которые давно оторвались от реального сектора, таким критерием является их стабильность. Сложность этого анализа обусловлена не только многообразием действующих факторов, но и, как правило, их разнонаправленным действием. Например, движение курса национальной валюты может реагировать на увеличение денежной массы и снижение нормы процента на внутреннем денежном рынке, которые порождают отрицательную динамику валютного курса. Но в это же время рост позитивного сальдо текущего счета платежного баланса или валютные интервенции НБУ будут способствовать укреплению курса национальной валюты и его реальное изменение будет зависеть от того, какой из названных факторов в данный период возобладает. Этот раздел еще не будет в полном смысле методикой оценки финансовой ситуации, но он должен активизировать усвоение теоретического материала по общему курсу "финансы".

Впоследствии в программах обучения магистров материал раздела может и должен быть развит в отдельный учебный курс – "Оценка финансовой ситуации в стране и в мире, финансовое регулирование и финансовая политика". Не исключено, что в отдельных университетах эта проблематика может быть выделена в отдельную специальность. Таких специалистов сейчас катастрофически не хватает. Последний мировой финансовый кризис показал, что современные финансы вступают в новую стадию своего развития. Эра бесконтрольной либерализации финансов, которая привела к беспрецедентному господству разбухших финансовых рынков и институтов подходит к концу. На наших глазах рождаются новые механизмы регулирования финансовой среды как на национальном, так и на международном уровне, изменяются требования к государственным финансам и частным финансовым институтам. Специалисты по финансовому анализу, которые привыкли работать даже на очень крупные банки и компании, оказываются беспомощными, когда проблемы выходят на макроуровень. Ярким подтверждением тому является монополия трех рейтинговых агентств в оценке финансовой ситуации на национальном, региональном и мировом уровне.

Таким образом, назрела насущная потребность в подготовке новых специалистов. В наших условиях в качестве первого шага надо многое изменить в финансовом образовании, превратить финансовую демагогию в финансовую теорию и практику. Хотя оптимизма здесь не много – как сказал один французский профессор – "легче перенести кладбище на другое место, чем изменить что-нибудь в системе образования", но хочется верить, что жизнь все-таки заставит это сделать.

Нечаев Ю, доцент кафедры финансов КНУТД.