УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Олександр Лазорко: міністр Демчишин - як мінімум п'ята колона Росії

Олександр Лазорко: міністр Демчишин - як мінімум п'ята колона Росії

Конец марта 2015 запомнился громким скандалом вокруг госкомпании "Укртранснафта" - на заседании наблюдательного совета было принято решение об отстранении Александра Лазорко от осуществления полномочий председателя правления компании с 19 марта. Сам Лазорко тогда заявил, что намерен обжаловать в суде свое отстранение от должности, после чего забаррикадировался в здании. Затем был приезд бойцов спецподразделения группы "Альфа" СБУ, блокирование предприятия, а также "рейдерский" захват компании "русскими диверсантами", как назвал эту ситуацию бывший глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский.

Сразу же на следующий день скандал несколько "погасил" министр внутренних дел Арсен Аваков, заявив, что "конфликт менеджеров, депутатов в помещении офиса" Укртранснафты "исчерпан, и перенесен в плоскость судебных решений".

Сейчас в распоряжении издания оказалось письмо за подписью отстраненного руководителя госпредприятия на имя Президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Украины Арсения Яценюка с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг ОАО "Укртранснафта" и восстановить законность и справедливость по отношению к предыдущему менеджмента компании.

"Обозреватель" пообщался с Александром Лазорко о причинах, побудивших написать обращение к высшему руководству страны, и в целом о ситуации в ПАО "Укртранснафта".

Александр, недавно Вы обратились к Президенту и Правительству. Вас к этому побудило?

В первую очередь то, о чем я говорил неоднократно - мое отстранение от должности было незаконным. По этому поводу я обратился в суды, в том числе и в Волынской апелляционный суд, который признал противоправным решение Наблюдательного совета об отстранении меня от исполнения обязанностей председателя правления компании. Фактически, судебным решением меня сейчас восстановлен в должности. Сразу после выигранного суда я планировал прийти на рабочее место, однако меня конечно не допустили. К этому времени руководит предприятием человек, которого поставило новое руководство НАК "Нафтогаз" и министр энергетики Демчишин с группой людей, которые за ним стоят. При этом вновь менеджмент компании намеренно искажает факты деятельности предыдущего руководства. Недавно на сайте "Укртранснафты" даже было размещено обращение коллектива также к высоким руководителям государства с такими "фактами". Работников предприятия просто заставляют - под страхом увольнения - подписывать это обращение.

Читайте: Жене руководителя "Укртранснафта" принесли похоронный венок. Фотофакт

Разве у Президента не знают об истинном положении дел в госкомпании? Почти четыре месяца ее деятельности за 6 последних лет изучали международные аудиторы так называемой "большой четверки", причем именно по поручению Порошенко ...

Конечно, Президент владеет информацией ... той, которую ему придают с "достоверных источников". Такими источниками свое время была группа "Континиум" и, конечно, Демчишин. Именно на основе их "достоверных" данных о краже технологической нефти из трубопроводов "Укртранснафта" Порошенко дал поручение о проведении проверки предприятия международными аудиторами. Было заключено соглашение с "PriceWaterhouseCoopers" и международной и профессиональной Сюрвейерская "SGS", специалисты которых вместе с ревизионной комиссией "Укртранснафты", представителями Минпаливенерно, НАК "Нафтогаз" и СБУ (всего около 25 человек, а потом дошло и до 40) по результатам проведенной инвентаризации подтвердили наличие нефти на всех трех заводах - "НПК-Галичина", "Нефтехимик Прикарпатья" и "Укртатнафта". То есть факт "кражи" не подтвердился. По этом свидетельствуют соответствующие акты, которые есть в наличии нового руководства компании, но к которым меня не допускают. Однако результаты проверки замалчиваются, а для СМИ и социальных сетей "вырывается" из общего контекста только информация, удобная для бизнес-групп, которые представляет новый менеджмент НАК "Нафтогаз" и Демчишина. При этом никакой реакции со стороны руководства страны, так и нет. Исходя из того, что сейчас происходит вокруг этой нефти, то Демчишин просто пытается как-то сохранить лицо перед Президентом, которого он уверял, что она украдена. Хотел заработать баллов, а здесь "присел".

А что сейчас происходит?

Придумываются различные причины: то нефть какая некачественная и ее надо продать за границу, а вместо того приобрести другую, более качественную; то теперь они проворачивают манипуляции, чтобы эту нефть назад закачать в недействующие нефтепроводы, полностью противоречит Закону Украины "О трубопроводном транспорте". Согласно его нормам, если нефть не транспортируется по нефтепроводу, то лицензионный оператор, в данном случае "Укртранснафта", обязан перевести его в режим безопасного содержания, откачав оттуда нефть. Именно это я и сделал в свое время, чтобы не допустить ее простой и не дать таким трубопроводам укрыться коррозией. Соответствии с технологическими нормами, если нефть стоит в трубах, то выпадают соли и воды, а это в десятикратном размере ускоряет коррозию трубопровода.

Почему ее просто не переделать? Все-таки это наши собственные энергетические ресурсы, в которых Украина сейчас испытывает серьезный дефицит

Потому что Демчишин и тем активным лоббистам-импортерам, которые с ним сотрудничают, выгоднее завозить импортные нефтепродукты, которые затем на так называемых тендерах "успешно" продавались Вооруженным силам и Нацгвардии. Все эти факты уже неоднократно поднимались в журналистских расследованиях. Соответственно, отечественная бесплатная нефть, в результате переработки которой можно обеспечить нефтепродуктами наши войска, наше хозяйство и мазутом наши ТЭС для подготовки к отопительному сезону, им не интересна, то негде "нагреть руки". Поэтому обычно Демчишин выгоднее импортировать электроэнергию из России, оттуда же везти уголь, закупать российский газ ... В общем делать все, чтобы только не использовать отечественные нефтепродукты. Такие деструктивные пророссийские действия нашего отраслевого министра, которые несут серьезную угрозу энергетической безопасности нашего государства, - это еще одна причина того, почему я обратился к Президенту и премьер-министра. Я прошу их лично вмешательство в ситуацию, чтобы поставить точку над этим беспределом в лице Демчишина и руководства НАК "Нафтогаз".

Читайте: "Нафтогаз Украины" нашел покупателя на нефть "Укртранснафты"

То есть Вы фактически обвиняете Демчишина в том, что он - "пятая колонна" России?

Так, как минимум. Потому что его действия противоречат энергетической безопасности нашего государства.

Вы также неоднократно говорите о "людях, которые за ним стоят". Кто эти люди?

Те, кто сегодня у Демчишина управляют в профильном министерстве, в НРКЭ, те новые люди, которые пришли в "Укртранснафта" и НАК "Нафтогаз". Все они - один пул, известная бизнес-группа, где постоянно пытаются поднимать старые старые известные фамилии и рассказывают, что деолигархизация у нас происходит в каких-то узких направлениях. Но почему-то сегодня никто не хочет трогать таких же, которые сегодня находятся у власти.

Ваши оппоненты обвиняют Вас не только в краже но и в слишком высокой цене хранения той нефти. Есть ли основания для таких обвинений?

Здесь надо четко понимать всю предысторию этого вопроса. В каждом случае, принимая решение о скачивании нефти из трубопроводов, я пытался заполнять под верх все собственные резервуары "Укртранснафты", не обращаясь к услугам частных компаний. В свое время соответствующее решение было принято по одной из ветвей трубопровода "Дружба", которая не работала еще с 2010 года, так как закон не позволяет хранить нефть в таком трубопроводе. Я об этом говорил. Кроме того, необходимо было спасать ее от воров, которые тоннами выкачивали нефть через такие неработающие трубопроводы, и которых никто не может посадить, потому что они откупаются. Я сотни писем писал об этом и прокуратуре, и СБУ, и МВД. Все безрезультатно.

Затем начались пресловутые события в Крыму и первые результаты деятельности "ЛНР / ДНР" - упал вертолет с десантниками между Славянском и Краматорском в двух километрах от трубопровода "Укртранснафты". Конечно, я собрал правление, где мы решили приступить к консервации этого участка нефтепровода и, соответственно, выкачивание из нее нефти. Все было сделано законно, так сделал бы любой руководитель.

Но когда я увидел, что вся нефть с Востока Украины уже не помещается в собственных резервуарах "Укртранснафты", надо было принимать решение о ее размещении на нефтеперерабатывающих заводах, которые в то время имели большое количество резервуаропарку. С тремя такими заводами был заключен годовой контракт, хотя сначала речь не шла об оплате вообще. Я их уговаривал, что со дня на день в течение месяца или двух мы эту нефть заберем и переделаем согласно постановлению Кабинета министров. Ведь коммерческие операции с технологической нефтью можно делать исключительно на основании письменного распоряжения Правительства. Таким образом, с заводами мы договорились о трехмесячном бесплатное хранение.

Между тем я обратился к НАК "Нафтогаз", в министерство и в Кабмин с просьбой рассмотреть предложение переработки той нефти, которая находилась на заводах. На одном из заседаний правительства, на котором, кроме меня, присутствовал также Коболев (руководитель НАК "Нафтогаз". - Ред.) И тогдашний министр энергетики Продан, я всю эту ситуацию рассказал, что сразу вызвало ряд вопросов ко мне. Но глава Госрезерва тогда подтвердил, что у государства нет своих хранилищ для хранения темных нефтепродуктов. Именно поэтому было дано указание премьер-министром на заседании правительства непосредственно Коболев с Проданом подготовить проект решения КМУ о переработке нефти на нефтеперерабатывающем заводе с последующей реализацией нефтепродуктов для Вооруженных Силы, Нацгвардии и мазута на ТЭСы. Это указание было дано в апреле-мае 2014 года, все это отражено в стенограмме. Но новое руководство отрасли ее, мягко говоря, проигнорировало.

Читайте: Тушите свет, разводите костры! Как власть готовит украинцев к отопительному сезону

Вы имеете в виду новое руководство Минтопэнерго?

Когда Демчишин сел в кресло министра, он начал применять разного рода манипуляции, чтобы только не дать эту нефть переработать на заводе в Кременчуге. Он даже готовил уже постановление и хотел на Кабмине пропихнуть возможность переработки нефти в Беларуси. Я тогда задавал ему вопрос: "А как Вы потом оттуда украинскую нефть закачаете, когда Путин даст указание Лукашенко не отгружать нам нефтепродукты?". Тогда бы не увидели ни нефти, ни нефтепродуктов. Но на заседании СНБО такое не пропустили, а обязали нефть переработать для обеспечения ВС и Нацгвардии. Сейчас решили другую причину, о которой я говорил выше - продать эту нефть "за море" и купить более качественную. То есть придумывается любая бред, чтобы только не пустить бесплатные энергоресурсы на различные бюджетные направления.

Но все-таки возвращаясь к цене хранения нефти, завищування которой Вам обвиняют ...

Когда закончилось трехмесячное бесплатное хранение, о котором мы договаривались, что мне делать? Ведь заводы несли соответствующие затраты эти месяцы. Попросил их провести калькуляцию затрат и предложить цену, по которой они готовы хранить нефть и дальше. Знаете, сколько после этого писем я получил? Десятки. Просьба у них было одно - "нам не надо ни денег от вас, ничего. Просто уберите эту нефть!". Потому что, например, Кременчугский завод, который хочет работать, не может купить себе дополнительный объем нефти, у него резервуары забиты моим ресурсом, а я у него просил максимум на три месяца, еще и бесплатно. Соответственно, в ту цену, которая сформирована за аренду резервуаров, заложена не только услуга по хранению. Это и соответствующие затраты, и упущенная выгода заводов. Но никто сейчас с этим считаться не хочет. Почему за три месяца не дали возможности ее переделать? Тогда ни копейки за аренду не было потрачено из бюджета! Я каждый месяц писал об этом на имя отраслевого министра Продана, а затем и на Демчишина, на руководителя НАК "Нафтогаз" как основателя "Укртранснафты". И никакой реакции ни разу не было.

Недавно народный депутат Сергей Лещенко в своей колонке одного из украинских изданий рассказал почти детективную историю по вывода Вами "Укрнафты" сверхприбылей. Что Вы по этому поводу скажете?

С тех пор как Лещенко стал уже не журналистом, но еще не депутатом, риторика всех его "журналистских расследований" резко изменилась, зафарбувалась в провластные краски. Было видно, что он реально на зарплате в определенных бизнес-групп в государстве, и до сих пор так.

Вы можете назвать конкретные фамилии?

Фамилии сейчас называть нет смысла. Но он (Лещенко. - Ред.) Точно работает с группой бизнесменов, которые стоят за блоком БПП, за министром Демчишин, и это точно группа "Континиум". Это то, в чем я уверен. А те статьи, в которых он дает какие-то цифры и данные, исключительно из рук Андрея Пасишника (исполнительный директор НАК "Нафтогаз". - Ред.). Это человек, которого поставила своей квоте группа "Континиум", в которой он в свое время работал. Он и сейчас у них "на зарплате". И теперь Пасишник с помощью борца с цифрами Лещенко фактически вводят в заблуждение правоохранительные органы недостоверной информацией о том, что я якобы страховал в 2013 году нефтепроводы, не имея на это разрешения НАК "Нафтогаз" и без утвержденного финплана. Но это откровенная ложь. У меня был финансовый план, который утверждался не только НАК "Нафтогазом", но и согласован всеми министерствами и Кабмином.

Читайте: Бродский: в конфликте с Коломойским Лещенко и Найем обслуживают интересы Пинчука

Лещенко пишет еще и о 2014 год, в котором Вы потратили на страхование нефтепроводов 80 млн. Долларов?

Это даже не поддается никакой критике. Может он еще и во сне придумывает эти цифры? В 2014 году я ни копейки не потратил на эти цели, потому что как раз тогда финансовый план у меня не был утвержден. В его информации нет ни одного подтверждающего факта. В этом плане надо заняться тем, чтобы вводить какие-то уголовные статьи в законодательстве за такого рода "журналистские расследования".

В целом же я хочу подчеркнуть, что все 6 лет моей деятельности на посту руководителя "Укртранснафты" проверялись компаниями, которые не входят в пятерку мировых международных аудиторов - "PricewaterhouseCoopers", BDO, Deloitte, Ernst & Young. Они ежегодно нас проверяли, давали отчеты, и никакого подтверждения любых незаконных действий со стороны руководства "Укртранснафты" за все это время не было. Поэтому я спокоен за все свои действия, а также за те цифры, которые показывала компания под моим руководством.

Только несколько из них: 3 млрд долларов уплаченного налога в бюджет, до моего прихода это были "копейки" - сотни тысяч, 2 млрд гривен на счета в твердой валюте в долларах и евро, когда меня отстранили, и никаких долгов. Когда я принимал компанию, то долги перед Мерил Линч банков составил около 100 млн. Долларов, а также перед "Сбербанком" - около 300 млн грн. К 2013 году я все эти кредиты погасил "под ноль". Такого компания не достигала ни разу. И, конечно, я новому руководству НАК "Нафтогаз" и Демчишин разрушал все планы по статистике и отчетности, потому что "Укртранснафта" стала единственным прибыльным предприятием в отрасли.

С другой стороны, видя такой объем денег, они теперь понимают, что можно туда засунуть руку. Сейчас Демчишин направляет средства от транспортировки нефти в "Ощадбанк" и "Укрэксимбанк", которые держат их на обычных текущих счетах. Я такого себе никогда позволить не мог, как минимум размещал средства на депозиты с различным сроком действия, в зависимости от сумм и последующей необходимости в этих деньгах. Теперь политическая сила, которая находится у кормила государства, с помощью своих менеджеров пытается добраться до сокровищницы государственного предприятия, понося мою деятельность и деятельность моей команды.

И напоследок - Вы собирается подавать на Лещенко в суд?

Я уже говорил вчера об этом со своими адвокатами, хотя для него (Лещенко. - Ред.) Это будет очень большая честь. Но я буду с ним судиться. Хотя бы для того, чтобы он, если не на коленях извинился, то публично признался, за какие деньги он делает такие опусы в своих блогах, скоро его депутатская карьера завершится, и тогда он ответит за все свои грехи перед страной в суде .