УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Лист Ердогана: примирення з Росією або сигнал для Заходу

7,8 т.
Владимир Путин и Реджеп Эрдоган

Письмо президента Реджепа Тайипа Эрдогана президенту России Владимиру Путину вызвало немалый резонанс. Однако послание, посвященное инциденту со сбитым турецкими военными российским бомбардировщиком, было истолковано абсолютно по-разному. Кто-то усмотрел в нем извинение, кто-то лишь соболезнование родным погибшего летчика, но очевидно одно – Анкара ищет контакта с Кремлем. О том, зачем это понадобилось Эрдогану и как такой жест оценивают в самой Турции, "Медузе" рассказали местные политические эксперты. Далее приводим эту публикацию.

Споры о том, извинился ли Реджеп Эрдоган в письме Владимиру Путину или нет, ведутся не только в России, но и в Турции — в обеих странах оригинала письма никто не видел. Пресс-служба Эрдогана утверждает, что ни о каких извинениях речи не идет и употребляет выражение "kusura bakmak" — не обессудьте, не взыщите; извинение без выражения сожаления. Тем не менее, многие турецкие СМИ, переводя информацию с сайта Кремля, употребляли слова "ozur dilemek" — извинение, в котором есть значение раскаяния в содеянном. Кроме того, в прессе появлялось и "bag?slay?n" — "простите нам нашу вину".

Бехлул Озкан, профессор Университета Мармара в Стамбуле, специалист по международным отношениям и внешней политики Турции

[Письмо Эрдогана Путину] — очень неожиданная новость. Я ее объясняю так: в последнее время на Эрдогана оказывается давление как изнутри, так и снаружи. Во-первых, война с Рабочей партии Курдистана (курдская сепаратистская организация, признанная в Турции, США и ЕС террористической — прим. Ред.) на Юго-Востоке страны, которая превращается в глубокий кризис. Ежедневно погибают люди. В Турции опасаются, что российское оружие попадет в руки курдским сепаратистам.

Во-вторых, кризис в отношениях с Россией стал тяжелым испытанием для нашей экономики. Особенно это касается сферы туризма. Отрасль несет колоссальные потери.

В-третьих, это геополитические причины. В последнее время у Турции резко испортились отношения с США и ЕС, поэтому Эрдоган и решил пойти на нормализацию отношений с Россией, а ранее с Израилем.

Читайте: Примирение между Россией и Турцией ударит по "благословенному Крымнашу" – Ганапольский

Керим Хас, эксперт по евразийской политике независимого аналитического центра "Международная организация стратегических исследований" (USAK)

Для меня новость о письме не стала шоком. Я знал, что по крайней мере в течение последнего месяца велась работа над таким письмом. Почему сейчас? Ответ прост. В последнее время во внешней политике Турции произошли изменения: Анкара взяла курс на нормализацию отношений со своими соседями. На эти перемены указывают последние события: улучшение отношений с Израилем и шаг, сделанный нашим руководством навстречу Москве (Отношения между Турцией и Израилем резко ухудшились и были понижены до уровня третьих секретарей после инцидента с турецким гуманитарным конвоем, который попытался прорвать блокаду сектора Газы 30 мая 2010 года, но был остановлен израильскими пограничниками; в результате девять человек погибли, восемь из них — граждане Турции — прим. Ред.).

Сирийский кризис стал тяжелым испытанием как для внутренней, так и для внешней политики Турции. Поэтому в последнее время назрела необходимость перемен во внешней политике. Президент Эрдоган вместе с новым премьер-министром Бинали Йылдырымом (он стал главой правящей Партии справедливости и развития, а также правительства 22 мая 2016 года — Прим. Ред.) хотят внести изменения во внешнеполитический курс страны. В связи с этим шаг навстречу Москве я оцениваю, как очень положительный сигнал. А письмо только придаст импульс процессу примирения Анкары с Москвой. Не исключаю, что в ближайшее время мы также станем свидетелями дипломатических шагов, направленных на разрешение сирийского кризиса.

Читайте: "Люди просто сходили с ума": украинцы рассказали о теракте в аэропорту Стамбула

Хакан Аксай, специалист по России, колумнист интернет издания T24

Неожиданный, но очень позитивный шаг. Особенно если принять во внимание позицию Эрдогана, который не так давно говорил: "Мы ни за что не извинимся. Пусть Россия перед нами извиняется". Его слова подхватывали его соратники из политических и экспертных кругов, а также прогосударственные СМИ. Они были убеждены, что общенародный лидер ни за что, никогда и ни перед кем не извиниться. Но он извинился. Впервые. Из необходимости, конечно.

Это очень правильный и позитивный шаг. Я лично и другие эксперты, мои единомышленники, на протяжении всех 216 дней кризиса в отношениях Москвы и Анкары призывали турецкое руководство извиниться. Тем не менее я скептически смотрю на быструю нормализацию отношений. Это невозможно. Нельзя в одночасье наладить отношения после семи месяцев кризиса.