11 ноября • обновлено в 22:10
МоваЯзык
Главная Блоги

/ Журнал

Мы видим лишь 20% трупов, остальные сбрасывают в трещины - первая украинка на Эвересте

65.6т
Читать материал на украинском

Уроженка Мукачево Ирина Галай стала первой украинкой, которая поднялась на Эверест. Свое восхождение она совершила 20 мая 2016 года.

Сейчас Ирина работает в нефтяной компании директором по маркетингу, продолжает покорять вершины и планирует ходить на восьмитысячники без дополнительного кислорода.

О подготовке к покорению Эвереста, опасностях, которые подстерегают альпинистов, и жутковатых находках она рассказала OBOZREVATEL в эксклюзивном интервью.

О первом восхождении

Я не начинала заниматься альпинизмом, я просто поспорила с другом, проиграла, и он отправил меня на Казбек. Это было что-то новое, и я не знала, куда иду. Думала, ну, гора... Посмотрела фото, там немного снега лежит, в августе. Поехала, чтобы купить всякие штуки для этого похода - почитала в интернете, что нужно. Ребята в магазине сказали, что будет очень трудно. Они поднимались на Казбек и чуть там не погибли. И я подумала: странно, а почему меня все отговаривают? Это же, вроде, не такая большая проблема.

Я тогда ходила к тренеру два раза в неделю. Думала, вроде, я не какая-то слабачка, чтобы не подняться. И когда приехала в Грузию, отправилась на Казбек. Там уже ждала группа. Мы начали подниматься, а у меня рюкзак огромный, и это был шок и ужас. Набрала ведь кучу всякого хлама, который наш проводник перебрал, половину выбросил и сказал "тебе это не надо, оставь все здесь".

Было так просто и легко подниматься! Но я видела, что с людьми что-то происходит после 4 000 м. Они садятся, начинается головная боль, тошнота. А у меня, наоборот, начал выделяться адреналин, хотелось идти дальше. Особенно после того как выдали снаряжение: кошки, ледорубы. Когда научили всем этим пользоваться, во мне что-то словно щелкнуло. Я тогда всю ночь не спала, столько было энергии.

Потом сразу отправилась на Килиманджаро. Там все получилось так же. Очень быстро удалось взойти на гору, была первой в группе. Правда, получила дикое обезвоживание, так как очень спешила и ничего не пила.

Я начала ставить над собой какие-то спортивные эксперименты. И вот тогда, пять лет назад, поняла, что меня затянуло.

Долго искала спорт, который мне подойдет. Здесь больше тренируешь силу воли, чем тело. Нужно быть морально сильным человеком, чтобы в горы подниматься.

Сейчас я хочу ходить на восьмитысячники. Это моя высота, я ее очень хорошо переношу: не теряю вес, аппетит, сон. Стандартная ситуация, когда человек спускается похудевшим. Я же не сбросила ни одного килограмма. Ребята, которые шли со мной на Лхоцзе, были в шоке - тем более они с кислородом все, а я без. Это какая-то особенность организма, которая помогает все легко переносить. Может, поэтому мне так нравится.

О желании стать первой украинкой на Эвересте

У меня не было времени готовиться к подъему на Эверест. Альпинист Валентин Сипавин сказал, что до меня там не было ни одной украинки, и надо этот рекорд как-то себе забрать. Но добавил, что необходимо три года готовиться. Ходить по горам, набираться опыта, так как Эверест - это же самая высокая гора в мире. 8848 метров - это уже другой мир, даже 300 последних метров даются очень тяжело.Ты находишься почти в космосе, даже с кислородным баллоном чувствуешь, что нечем дышать.

Потом я узнала, что альпинистка Татьяна Яловчак тоже хочет в этом году идти и может стать первой, тогда и решила: через полгода поднимаюсь на Эверест. Всего у меня было шесть месяцев на подготовку.

Чтобы подготовиться, я придумала себе упражения. Например, надевала грузы на ноги по несколько килограмм, чтобы сымитировать высотную обувь, и в этом ходила по ступенькам. Развивала мышцы, которые нужны для подъема: бегала, кросс-фитом и боксом занималась.

Активную подготовку начала за полгода до подъема. Было несколько случаев, когда меня "скорая" забирала из зала. На высоте 6400 я провела 10 дней, а это считается практически нереальным для человеческого организма. Тело после этого было истощено, начались гормональные сбои...

О правилах и опасностях восхождений

Есть такая схема акклиматизации в высоких горах: ты должен приехать в базовый лагерь, там провести два-четыре дня, затем пойти в первый лагерь, если есть силы, то во второй. Там переночевать две ночи, снова спуститься в базовый и отдохнуть. Затем снова идти в первый, второй и ночевать в третьем. Потом спуститься в базовый лагерь, там снова отдохнуть и начать штурмовать гору со спуска до самой вершины. Это стандартная процедура.

Я могу и без этого. Мы поднимались на высшую точку Америки без акклиматизации. Взяли ее за пять дней, а люди ее минимум за две-три недели берут. Каждый день набирали высоту.

На Эверест мы взошли за месяц. Ходили туда-сюда. Это ужасно, много времени находиться просто в лагере, в палатке. День сурка какой-то. Люди одни и те же.

Трупы на Эвересте - это правда. 8600 метров такая высота, с которой трудно спустить тело. Можно отправить экспедицию за ним, но это очень дорого. На тоненьком гребне может находиться один человек. Поэтому их там оставляют. И мы видим лишь 20% тел, которые не сбрасывают в трещины. Было немного неприятно, но я была к этому готова.

Не вернуться можно с любой горы. Эльбрус (5600), например, самая высокая точка Европы. И там умерло много людей. Например, в позапрошлом году погиб мой первый гид Владимир Могила. Гора не сказать, что опасна. У Володи была маленькая ошибка - он просто не взял с собой медикаменты, хотя и был очень опытным гидом, помешанным на безопасности. А здесь оказался в ситуации, когда началась горная болезнь.

Это очень опасный спорт.

О бескислородных восхождениях

Я ходила в последний раз без кислородного баллона на Лхоцзе (8516), так как "с" уже поднималась. Поэтому хотела попробовать, реально ли это. Есть очень маленький процент людей в мире, который поднимается без кислорода. Интуиция подсказывала, что я смогу. Мне же, в принципе, нормально, могу спать на высоте.

Попробовала, теперь знаю, что буду продолжать без кислорода.

На Эверест я бы не рискнула. Это уже очень серьезная высота. Знаю людей, которые там просто сходили с ума без кислорода. А на такие вершины, как 8300, - без проблем. Но даже теперь сижу и жду постоянно каких-то последствий. Я две ночи вынужденно переночевала на 7800, а это очень опасно. Мой гид, который провел меня в экспедицию на Катманду, говорил: "Делай что хочешь, только не сиди на 7800, не оставайся там". Он говорил: "иди на штурм и сразу спускайся, потому что без кислорода не сможешь".

О состоянии здоровья после экспедиций

Каждый раз я прохожу медицинские обследования. Магнитно резонансную томографию (МРТ) всего тела. И до, и после. Кстати, интересный факт: я, наверное, никому этого не говорила. После Килиманджаро я сделала МРТ головы. Мне врач сказал, что я не смогу больше ходить в горы выше 4000 метров. Он там что-то увидел, какой-то завиток. Я вышла, тихонько разорвала этот результат, выбросила его в урну. И что? Сколько уже всего прошла после этого.

В прошлом году, кстати, не смогла подняться на Ушбу на Кавказе. Это такая очень техничная, скальная вершина. Мы пошли в несезон, но решили попробовать, потому что было погодное окно. Оно нас подвело - начался сильный снегопад. В этом году хочу еще раз попробовать покорить эту вершину.

Как ранее писал OBOZREVATEL, украинцы рассказали, как зимовали в Таиланде с собакой.

Как там дела у Насти с Потапом - читайте у нас в Instagram!