Величайшее вымирание на Земле: названы сроки новой волны

48.4тЧитать новость на украинском

Шестое массовое вымирание видов на планете Земля может начаться уже к 2100 году из-за достижения критической отметки насыщения мирового океана углекислым газом.

К такому выводу пришли математики из Массачусетского технологического института (США) в статье в Science Advances, пишет российский пропагандистский ресурс LIFE, ссылаясь на EurekAlert!.

В частности, авторы изучили несколько сотен работ, посвященных вымираниям и геохимическому циклу углерода за последние 542 миллиона лет. Затем они выделили такие моменты, когда вымирания совпадали с резким колебанием соотношения изотопов углерода-12 и углерода-13 в осадочных породах. Исследователи интерпретировали такие моменты как вбросы в атмосферу больших количеств углекислого газа. Как они отмечают, массовые вымирания случались главным образом тогда, когда естественный цикл связывания углерода не успевал компенсировать подобные вбросы. Длина естественного цикла связывания — примерно 10 000 лет.

Ученые констатируют, что сейчас вброс человеком СО₂ в атмосферу идет настолько быстро, что естественный цикл никак не успевает его связывать. Они попробовали рассчитать, какое количество углекислого газа в океане нужно, чтобы ряд уязвимых к углекислому газу видов — например, моллюсков, чьи раковины предположительно растворяются в насыщенной СО₂ воде — начал активно вымирать. У них получилось, что для этого в мировой океан должно попасть всего 310 млрд т углерода. По расчетам к 2100 году в океан при нынешних темпах выбросов попадает 500 млрд т углерода. При резком сокращении антропогенных выбросов к этой же дате туда попадет 300 млрд тонн.

Вместе с тем, следует отметить, что в работе математиков Массачусетского технологического института есть ряд узких мест. Во-первых, она во многом базируется на интерпретации величайшего пермского вымирания как следствия вброса СО₂ в атмосферу и океаны. Однако, как стало ясно в 2017 году, на самом деле вымирание тогда случилось не от этого, а от всепланетного мощнейшего похолодания. Во-вторых, ожидание вымирания после попадания в океан соответствующего количества диоксида углерода основано на господствовавшей ранее идее, что раковины моллюсков растворяются в воде, насыщенной углекислым газом. Как выяснилось недавно, это не так: моллюски успешно борются с действием СО₂, а раковины ряда организмов при его избытке растут даже быстрее обычного.

Как сообщал "Обозреватель", группа ученых из Европейского космического агентства предполагает, что через 1,3 миллиона лет на планету Земля обрушится стремительный поток комет и астероидов.

Читайте все новости по теме "Конец света" на Обозревателе.

Подписывайся на "Обозреватель" в Facebook Messenger, чтобы быть в курсе главных новостей Украины и мира https://m.me/obozrevatel

Присоединяйтесь к группе "Обозреватель LifeStyle" на Facebook, читайте свежие новости!