Ученые выдвинули новую природную теорию гибели цивилизации майя

Ученые выдвинули новую природную теорию гибели цивилизации майя

В США ученые твердят, что цивилизацию майя погубила столетняя засуха. Минералы, обнаруженные в Великой голубой дыре (у побережья Белиза) и соседних лагунах, указали на экстремальную засуху в период с 800 по 900 год нашей эры.

Когда нормальные осадки возобновились, центр цивилизации майя сдвинулся к северу — но спустя несколько столетий она окончательно исчезла. Как показали осадочные отложения, это произошло во время еще одного засушливого периода, сообщает Лента.

Читайте: Будущим поселенцам Марса для выживания придется пить мочу

По словам соавтора исследования Андре Дрокслера из Университета Райса, ученым впервые удалось убедительно доказать климатическую версию упадка майя — благодаря образцам для анализа, взятым в различных местах.

Исследователи взяли осадочные керны в Великой голубой дыре и Ромбовидной лагуне. Эти лагуны окружены со всех сторон плотными стенами коралловых рифов. Во время бурь и периодов обильных осадков вода из рек и ручьев переливается через стенки и оседает в глубинах лагуны. В пробах этих донных отложений ученых интересовало прежде всего соотношение титана к алюминию: первый металл попадает в воду, когда дожди размывают вулканические породы на полуострове Юкатан. Таким образом низкая доля титана в отложениях указывает на периоды засухи.

Читайте: Ученые решили спасать новогодние елки от "облысения"

Ученые обнаружили, что в годы упадка цивилизации майя (800-1000 годы нашей эры) количество тропических циклонов сократилось втрое: с пяти-шести до одного-двух в двадцать лет. После этого майя переместились к северу, к Чичен-Ице. Однако в 1000-1100 годах снова воцарилась сильная засуха — именно в тот период разрушенную Чичен-Ицу и другие города севера оставляют их жители.

Основной причиной засухи ученые считают сдвиги в межтропической зоне конвергентности (intertropical convergence zone, ITCZ) — системе, которая в норме направляет осадки на тропические регионы планеты, высушивая субтропики. В летний период ITCZ поливает дождями Юкатан, однако в период заката майя, как подозревают ученые, связанные с ней муссоны могли вообще не попадать на полуостров. Скудость осадков привела к упадку сельского хозяйства, поддерживавшего жизнедеятельность городов — а затем, скорее всего, пришел голод и междоусобные конфликты.

Читайте: Ученые стали на шаг ближе к созданию эмбриона человека