планшета Участвовать
Приз

/Наука

Ученые раскопали древнего четырехглазого хищника

5.7т

Палеонтологи обнаружили окаменелости древнего членистоногого — хищника кембрийского периода. Тварь обладала четырьмя глазами и универсальными передними конечностями, которые были приспособлены для поиска, схватывания и расчленения добычи.

Ранее неизвестного хищника обнаружили в каньоне Марбл (национальный парк Кутеней в Британской Колумбии). Назвали морское членистоногое Yawunik kootenayi — в честь индейцев кутеней (ктунаха) и одного из главных персонажей их мифологии.

Явуник жил около 508 миллионов лет назад. По размеру он достигал 15 сантиметров длину и принадлежал к вымершему отряду Leanchoiliida. Скорее всего, он вел подвижный образ жизни, а четыре глаза давали хищнику отличное зрение, передает Лента.

Однако больше всего ученых поразили передние конечности хищника. Они состояли из трех длинных когтевидных выростов, на двух из которых обнаружили длинные ряды зубов. Кроме того, с кончиков выростов вытягивались длинные гибкие жгутики — явно органы для выслеживания добычи и средство ориентации в пространстве (аналог антенн у современных насекомых).

Иными словами, передние конечности явуника представляли собой оружие двойного назначения. У современных членистоногих такое не встречается: все их конечности обладают узкой специализацией — используются только для еды, дыхания, захвата добычи или совокупления.

Каньон Марбл, где нашли множество окаменелостей кембрия, располагается всего в 40 километрах от знаменитых сланцев Берджесс. Хотя хронологически эти породы отделяет всего сто тысяч лет, фауна их разительно отличается. Точное местоположение каньона скрывается от общественности — чтобы туда не добрались нелегальные охотники за окаменелостями.