УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Доминик Гашек: Я играю в воротах, как Лев Яшин

414
Доминик Гашек: Я играю в воротах, как Лев Яшин

КОНТРАКТ С КОЛЕС

Есть верная примета — если Гашек сел на велосипед и поехал в горы родной Чехии, ждите громких новостей. Когда Доминик в 2001 году подписал контракт с "Крыльями", он катался по горам на двухколесном коне и подхватил доселе неизвестную науке инфекцию. В "Детройте" все были в шоке – Гашек к тому же решил лечиться на родине. Руководство клуба, не смея возражать преподобному Доминику, стиснуло зубы и дало добро игроку. Хотя и отправило в Чехию десант своих врачей с жесточайшим приказом: в случае необходимости изъять Доминатора из больницы и в любом виде доставить в Америку.

А четыре года спустя, полностью смазав вторую половину прошлого сезона в "Оттаве" из-за травмы паха, полученной на Олимпиаде, Гашек строго проинструктировал своего агента: "Какой бы клуб ни звонил, меня нет. Так и отвечай. Я завершил карьеру". Но в начале июля, снова катаясь на велосипеде (!) по горам, Доминик получает звонок от агента, который сообщает:

"Я тебя соединяю с генеральным менеджером "Детройта" Кеном Холландом, поговори с ним сам".

Гашек потом признается, что даже не мечтал о возвращении в "Ред Уингз". И свое согласие дал прямо в горах, не слезая с велосипеда. Когда "Детройт" объявил о возвращении Доминатора, в спортивной прессе поднялась не то что буря – цунами! Самый безобидный вопрос к Кену Холланду звучал примерно так:

"Вы с ума сошли? Он провалил прошлый сезон, и ему уже 41 год!". Подавляющее большинство специалистов предрекали "Крыльям" кошмарный сезон и заранее советовали запасаться костылями для престарелого вратаря. И вот развязка: сейчас "Детройт" идет на третьем месте в НХЛ, а Гашек имеет второй показатель среди всех вратарей по победам (30) и пропущенным в среднем шайбам (2,08).

В МОСКВУ НЕ ЕДУ —

(Вопрос от болельщика с ником Алекс Македонский.) Доминик, за какой клуб вы болели в детстве?

— За команду из моего города Пардубице. Чемпионы мира Штястны, Мартинец были моими кумирами. Но о НХЛ я в ту пору знал совсем мало. В 70-е у нас не было ни спутниковых антенн, ни видеомагнитофонов. Я был в курсе, что за океаном тоже играют в хоккей. Удалось посмотреть несколько матчей с Кубка Канады-1976, вот и все. Согласитесь, это мизер, чтобы составить ясное представление о лиге и уж тем более болеть за какую-нибудь команду.

(Fleek.) Что вы думаете о чемпионате-2007 в Москве? Команда Чехии может побороться за медали? — У всех команд есть шанс, тем более у чехов. Мы, как всегда, соберем сильную команду. Да и соперникам нас представлять не надо – за себя говорит чемпионство в 2005 году. Разумеется, это будет более молодая сборная. Наверное, мы не будем фаворитами, но победа входит в наши планы.

(Василий Васильевич.) А вы приедете в Москву? — Не собираюсь. В данный момент я играю в «Детройте» и у меня совсем другие цели в этом сезоне. Надеюсь побороться за Кубок Стэнли.

(Игорь.) У вас возникало чувство, что вот сейчас шайба влетит в ваши ворота? — Никогда! До тех пор пока шайба не пересекла линию, у тебя есть шанс этого не допустить. Такая моя философия. Я много раз попадал в позицию, когда отразить бросок физически невозможно. Но я все равно это делал. Просто немножечко удачи и старания. Правда, удача сопутствует тем, кто хорошо играет, — Доминик улыбается и хитро подмигивает.

(Василий.) Кто из русских хоккеистов доставил вам больше всего проблем? — Без сомнения, это была первая пятерка сборной СССР: Крутов, Макаров, Ларионов, Фетисов и Касатонов. Каждый из них забивал мне и не один раз. В свое время эти парни были лучшими в мире. Поверьте, я выступал против многих. Против этих было тяжелее всего.

ТРАВМЫ СМЕРТИ ПОДОБНЫ —

(Anka.) Некоторое время назад Мартин Бродо заявил, что зеркальное стекло на шлеме Александра Овечкина мешает ему полноценно выполнять свои функции вратаря. Что вы думаете по этому поводу? — Не могу ничего сказать. Я ни разу не играл против Овечкина, когда тот был в необычной амуниции. Мы же все-таки выступаем в разных конференциях и встречаемся крайне редко.

(Alexander.) Кого вы считаете своим главным конкурентом из коллег? — Назвать вам лучших в нашей конференции? Пожалуйста – Кипрусофф, Люонго. На Востоке вне конкуренции Мартин Бродо. Мы очень много играли друг против друга, и я его сильно уважаю.

(Алексей Палыч.) Каким вы видите свое будущее по окончании сезона? Если бы поступило предложение от клуба суперлиги, стали бы серьезно его рассматривать? — Я пока не строил никаких планов. Давайте доиграем этот сезон, а там будет видно. Да и не только от меня все зависит. Вопрос будем решать на семейном совете.

(Даниил.) Почему вы выбрали вратарскую позицию? Ведь все мальчишки с детства мечтают играть в нападении и забивать голы. — Я был голкипером с тех пор, как я себя помню. Стоял в воротах в хоккее, в футболе во дворе дома. Для меня не было ничего интереснее, чем остановить шайбу или мяч.

(Макс.). У вас был период в НХЛ, когда все хотелось забросить и вернуться в Европу? — Конечно, не надо далеко ходить за примерами. Я два раза заканчивал карьеру. В 2002-м сделал это после того, как мы выиграли Кубок Стэнли. Я почувствовал, что с меня довольно. Больше не было желания выходить на лед. Целый год я не притрагивался к хоккейной форме, а потом… Снова проснулось желание. Выходит, мне просто был нужен отдых.

(Жек@.) Многие специалисты уже поспешили списать вас на пенсию, но своей игрой вы опровергаете их слова. Как вам удается в 42 года поддерживать такую форму? — У меня есть личный тренер по физподготовке, с которым я занимаюсь в течение лета. Слежу за здоровьем, за формой. В моем возрасте получать травмы смерти подобно, поэтому берегу себя. Вот и ответ.

(Алех.) Поддерживаете ли вы отношения со своим братом? Он еще продолжает играть в футбол? — Разумеется! До ноября прошлого года Мартин выступал за пражскую "Спарту" — одну из лучших команд Чехии. Сейчас он перешел в первый дивизион. Гашек-футболист больше десяти раз выступал за сборную страны. Так что его карьера в целом удалась.

АКТИВНЫЙ ВРАТАРЬ — По окончании прошлого сезона вы попросили агента не давать никому вашего телефона и не беспокоить вас по поводу предложений из НХЛ. И вдруг выясняется, что Кен Холланд вас чем-то заинтересовал. Чем? — Тем, что предложил играть за "Детройт". Ради любого другого клуба я бы не вернулся в хоккей. Мне очень не хотелось начинать все с начала в том месте, где я не знал ни команды, ни руководства, ни болельщиков. Не хотел становиться новичком на пятом десятке лет. А в Детройте у меня много друзей.

— На что вы надеялись, подписывая контракт? В сезоне-2001/02 "Крылья" имели такую фантастическую атаку, что команду не представляли без Кубка Стэнли. А сейчас? — Да, теперь "Детройт" не располагает таким количеством звезд. Но у нас отличная оборона – Лидстрем, Шнейдер, Челиос, Крунвалл. Наверное, эта защита лучшая в лиге. А в нападении много талантливой молодежи с ярким будущим. Поэтому я думаю, что у нас и сейчас хороший шанс выиграть Кубок Стэнли. По крайней мере он не меньше, чем у других команд.

— Вы следите за другими ветеранами-вратарями? — Я бы не сказал, но вот с Эдди Бельфуром меня связывает то, что мы играли вместе в "Чикаго". Там мы начинали карьеру. Он был первым номером, я — вторым. Потом руководство решило оставить его в команде, а меня отправили в фарм-клуб…

— Вы когда-нибудь интересовались, сколько сердечных приступов случается у болельщиков, когда вы выскакиваете на середину поля навстречу нападающему и отбираете шайбу? — А что, вам на самом деле становится страшно? – смеется Гашек.

— Еще как! Как вы определяете момент, когда можно выскочить из ворот? — Вот этого я вам не смогу сказать. Это надо чувствовать в каждой игровой ситуации. Во многих случаях я не решаюсь выйти из ворот. А иногда просто уверен, что смогу опередить соперника. Таков мой стиль – как у вашего Льва Яшина в футболе. Быть активным участником происходящего на площадке, а не ждать, когда тебе привезут шайбу в сетку. Я люблю помогать своим ребятам на площадке, ведь хоккей — командная игра.

ПОЛИТИКА – НЕ МОЕ — Я слышал, вы приглашали одноклубников на ужин в Нью-Йорке. Они что, заставили вас проставляться на ужине новичков? — Ну что вы, я уже стар для этого, — смеется Гашек. — Просто таким образом я хотел отблагодарить ребят за шесть "сухарей", которые сделал в этом сезоне с их помощью. Мы посидели, поели хороших стейков, выпили немного красного вина. А на следующий день, если вы помните, разгромили соперников в хоккей.

— Фетисов стал министром спорта в России, Третьяк – глава ФХР, Кен Драйден — член парламента Канады. А кем вы видите себя в будущем? — Я не испытываю ни малейшего желания заниматься политикой. Об этом говорю с уверенностью – это не мое! Буду заниматься бизнесом, в котором у меня есть уже кое-какие успехи, стану участвовать в благотворительных программах для детей, буду больше времени проводить с семьей. Но только не политика!

— А работа тренера? Ваш опыт бесценен. — Нет, не могу себя представить и в этой роли, — качает головой Гашек. — Я люблю хоккей, но не настолько, чтобы руководить другими игроками. Вряд ли тут я добьюсь успеха.

— Совсем недавно вас прокатили с участием в матче "Всех звезд". Вы не скрывали своих эмоций... Как считаете, почему вас проигнорировали? — От меня там ничего не зависело. Решения принимались тренерами, которые участвовали в матче "Всех звезд". Да, вы правы, я не был с этим согласен, но... Зато отдохнул. У нас очень плотный график. А я вернулся в НХЛ, чтобы участвовать не в звездных вечеринках, а в параде победы по окончании сезона.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО Доминик ГАШЕК

Голкипер "Детройт Ред Уингз"

Родился 29 января 1965 года в Пардубице (ЧССР).

Рост 187 см, вес 76 кг

Выбран "Чикаго" на драфте-83 под 199-м номером.

Выступал за "Чикаго Блєкхокс" (1990–1992), "Буффало Сейбрз" (1992–2001), "Детройт Ред Уингз" (2001–2002, 2003–2004, с 2006-го), "Оттава Сенаторз" (2005–2006).

В составе сборной Чехии выиграл золото Олимпиады-98 (лучший голкипер) и бронзу Олимпиады-2006.

Обладатель Кубка Стэнли (2002), а также "Харт Трофи" как самый ценный игрок лиги (1997, 1998), "Везина Трофи" как лучший голкипер (1994, 1995, 1997, 1998, 1999, 2001), "Дженнингс Трофи" как участник лучшего тандема вратарей (1994, 2001), "Лестер Пирсон Авард" как лучший игрок, по мнению хоккеистов (1997, 1998).

В регулярном чемпионате НХЛ провел 679 матчей – 353 победы, 82 ничьи, 210 поражений, 74 матча "на ноль", 2,21 шайбы, в среднем пропущенные за игру, 92,3% отраженных бросков.