УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Уэйн ГРЕТЦКИ: Канада обязана выиграть чемп-т мира в Москве

408
Уэйн ГРЕТЦКИ: Канада обязана выиграть чемп-т мира в Москве

В конце концов исполнительный директор сборной Канады, во главе с которым "Кленовые листья" выиграли Кубок мира-2004 и Олимпиаду-2002. Гретцки не смог получить олимпийское золото как действующий хоккеист – он сделал это как менеджер. Упертый у него характер, что ни говори.

Проще написать трехтомник "Как я видел Гретцки на пресс-конференциях и в подтрибунных помещениях", чем получить у него эксклюзивное интервью. Пусть пятиминутное, но вдумчивое и обстоятельное. Корреспонденту "СС" удалось найти подход к Уэйну Уолтеру Гретцки по прозвищу Великий.

СИЗИФОВЫ МУКИ А вообще нынешняя работа Гретцки напоминает мне безуспешные попытки Сизифа, сына Эола, втащить на гору тяжеленный скользкий камень, на боку которого выгравировано: "Финикс Койотс". Вот только к такому пожизненному наказанию Гретцки приговорили не боги, тайну которых он выдал людям. Это был добровольный выбор Уэйна. Такой же, как в свое время сделал самый великий баскетболист в истории НБА Майкл Джордан, внезапно решивший уйти в бейсбол на два года. Гретцки как раз второй сезон работает главным тренером "Финикса"…

Недавно телеканал МСNBC проводил опрос среди своих зрителей:

"Правильно ли поступил Уэйн Гретцки, решившись возглавить "Финикс"?". 54% опрошенных дали положительный ответ, 46% – отрицательный. Почему так много недовольных? Потому что людям обидно смотреть, как Мистер Чемпион, выигравший четыре Кубка Стэнли за карьеру, терпит поражения за поражением в песках аризонской пустыни. Лузеров нигде не любят, пусть даже его зовут Уэйн, и на него как на икону молились последние четверть века.

Чтобы изменить общественное мнение, Гретцки должен вывести "Финикс" в плей-офф. Последние пять лет такого чуда с "Койотами" не случалось. Похоже, не будет этого и теперь – команда отстает от зоны плей-офф на 12 очков. Даже в Канаде, откуда Гретцки родом, не стесняются пускать в него стрелы критики. Выходят большие статьи с заголовками "Уэйн, ты занимаешься не своим делом!". Гретцки упрекают в некомпетентности – да, он был отличным игроком и хорошим организатором. Но тренер? Извините… Хотя, если задуматься, я не уверен, что даже Скотти Боумэн сумел бы из нынешнего состава "Финикса" сколотить конкурентоспособную команду, которая бы поборолась за Кубок Стэнли. Но все-таки ради чего Гретцки обрек себя на сизифовы муки?

99 НАВСЕГДА Гретцки появился в Аризоне в 2000-м, всего через год после завершения карьеры. Он стал совладельцем "Финикса" – бывшего "Виннипега", переехавшего на юго-запад Штатов в 1996 году. На первый взгляд кажется, что "Великий" просто соскучился по хоккею. Ну не может он жить без дела, которому посвятил всю сознательную жизнь. А почему "Койоты"? Подвернулся шанс купить акции, вот Гретцки и сделал инвестиции. Тем более команда стоила относительно недорого. А то, что к хоккею среди кактусов интерес всегда был ниже плинтуса, – так Гретцки наверняка понимал, что сможет изменить ситуацию. Это уже было в 1988-м, когда Уэйна обменяли из "Эдмонтона" в "Лос-Анджелес". Через пять лет "Короли" играли в финале Кубка Стэнли против "Монреаля", а в Калифорнии начался хоккейный бум.

А вот что думает Дэвид Вист, журналист "Аризона Репаблик"

– Хоккей в Аризоне держится исключительно на имени Гретцки. В штате всегда было категоричное отношение к спорту. Если твой клуб ничего не выигрывает, он перестает быть популярным. Яркий пример – бейсбольная команда "Даймонд Бакс", которая была необычайно любима в 2001 году, когда стала чемпионом лиги МЛБ. Но стоило им в следующем году не попасть в плей-офф, как посещаемость резко упала.

Аризонцы любят хоккей. Но что поделаешь, если "Койоты" – откровенные неудачники? Тут даже Гретцки не поможет. На прошлом матче с "Нэшвиллом" официально присутствовали 14 тысяч болельщиков. Но на самом деле посещаемость была гораздо ниже. Но выйди завтра "Финикс" в плей-офф – и, я уверен, на арене яблоку будет негде упасть.

…Тут я от себя добавлю, что посещаемость "Койотов" – болевая точка работников клуба. Когда другой русский журналист, приехавший на матч "Финикс" – "Нэшвилл", спросил Гретцки в лоб, почему так мало народу на игре против лучшей команды лиги, ему попросту запретили доступ на пресс-конференции. И, конечно же, поговорить с Уэйном тет-а-тет ему не удалось. Охраняют Гретцки почище, чем папу римского.

Но снова дадим слово Дэвиду Висту:

– Почему Гретцки решил стать тренером? Ему надоело играть в гольф. А если серьезно, он просто решил помочь команде. Захотел защитить собственные инвестиции. Уэйну надоело смотреть, как уходят в песок его деньги.

До Гретцки команду тренировал Боб Фрэнсис, который, между прочим, был признан лучшим тренером НХЛ в 2002 году. Это совершенно другой тип наставника. Он был спокоен, даже если дела обстояли не лучшим образом. С Гретцки все по-другому. Его мимика во время матчей – театр одного актера. Он заставил обратить больше внимания на селекционную работу клуба. Раньше "Финикс" строился вокруг звезд, уже сделавших себе имя в НХЛ. Теперь нам нужна молодежь с горящими глазами, голодная до побед.

Да, поначалу у Гретцки все шло не слишком ладно. Однажды он даже забыл внести в заявку на матч с "Лос-Анджелесом" форварда Фредрика Шестрема. А затем выпустил шведа на лед в первой же смене. Потом, правда, Уэйн понял свою ошибку и посадил Шестрема в запас. "Койотам" светила дисквалификация, но команду не наказали – видимо, сказался авторитет Гретцки. Так что нет худа без добра, – закончил монолог Вист.

Гретцки в Аризоне всерьез и надолго. В команде все его слушаются беспрекословно. Критиковать методы работы Великого не рекомендуется, хотя это Америка, страна гласности и развитого плюрализма. Гретцки в клубе на особом положении. Это можно понять даже по стоянке машины – у всех членов команды перед парковочным местом торчит табличка с именем. Перед "Лэнд Ровером" величайшего – всего две цифры: 9 и снова 9. Если кто забыл, под таким номером Гретцки играл в хоккей. "99" висит сейчас под сводами арены "Койотов", хотя Уэйн никогда в жизни не выступал ни за "Финикс", ни за "Виннипег".

БАГРОВОЕ ЛИЦО Взять обширное интервью у Великого практически невозможно. Сам Гретцки объясняет это просто: "За свою жизнь я столько раз давал интервью, что теперь наступило пресыщение. Наговорился уже, извините". Классический пример – как два корреспондента "СС" во время Кубка мира-2004 в течение двух недель атаковали пресс-атташе Уэйна, чтобы тот дал хотя бы пять минут эксклюзива. Цербер с голливудской улыбкой старательно кормил их "завтраками", а после победы канадцев в финале сообщил, что "Михаил Светлов ту-ту". В смысле Гретцки улетел в Аризону, там и ищите его среди кактусов. Как рассказывали коллеги, они все-таки встретились с Гретцки лицом к лицу. Уэйн сам вышел на них в раздевалке, держа бутылки пива в руках. Он подсел к игрокам, канадцы чпокнули пробками, отхлебнули хмельной напиток, глаза их просветлели. Тревожить Гретцки в такой сакральный момент не хватило наглости.

В прошлом году "Финикс" приезжал в Монреаль. Но поговорить с тренером снова не удалось. В этот раз, отправляясь в Аризону, я забросал письмами пресс-атташе "Койотов" с просьбами о помощи. Надо отдать должное вице-президенту по связям с прессой Ричарду Нэрну, который сделал все возможное, чтобы организовать интервью. Главный мой козырь был таким: накануне моей командировки в Монреаль приезжал Владислав Третьяк.  Узнав, что я отправляюсь в гости к его старому приятелю Уэйну, президент ФХР попросил меня передать ему привет и пожелать удачи на тренерском поприще.

Гретцки передал через Нэрна, что готов мне уделить 5 минут (прописью: пять, не больше!) после субботнего матча с "Миннесотой". Как назло "Койоты" в тот вечер проиграли с футбольным счетом 0:1. Зная крутой характер Великого, я с тяжелым сердцем ждал отказа. Но Гретцки пришел на разговор, как и обещал, – ровно через 10 минут после пресс-конференции.

"Прошу вас, не напрягайте долго тренера, – попросил меня еще раз Нэрн. –

Дело в том, что у Гретцки быстро садятся голосовые связки, ему трудно говорить. В конце вечера он переходит на полушепот".

Уэйн подошел ко мне и протянул для приветствия руку. Первое, на что я обратил внимание, – лицо Гретцки. Оно было багрового цвета. Словно у человека, который 60 минут орал без остановки – на судей, своих игроков, чужих. Но работать по-другому Великий не может. Как про него шутят, на площадке он раньше был тихоней. А теперь, став тренером, решил оторваться, дав волю эмоциям. Немудрено, что к вечеру у него садятся связки.

ПРИВЕТ ОТ ТРЕТЬЯКА Взгляд Гретцки был хмур. Чтобы разрядить обстановку, я тут же произнес пароль: "Привет от Третьяка!". Гретцки заметно оживился: "Очень мило. Спасибо большое". Лед напряжения был сломан.

– Владислав Третьяк сделал заявление в Монреале – он предлагает провести Суперсерию-2 спустя 35 лет после великих матчей СССР – Канада. Что вы думаете по этому поводу? И согласны ли принять руководство сборной Канады на себя? – Не знаю, как насчет того, чтобы стать тренером такой сборной, –

улыбнулся Гретцки. – Обычно, если тебя назначают на должность наставника национальной команды на чемпионате мира или другом соревновании подобного уровня – например, Олимпиаде, Кубке мира, – это не просто колоссальная ответственность. Это еще и большая нагрузка, которая предполагает наличие огромного опыта. Я же только начинающий тренер, и на этом поприще мне предстоит многому учиться.

Что же касается предложения Владди... Думаю, что серии 1972 и 1974 годов всегда будут стоять особняком в истории хоккея. Вот уже 35 лет ведущими державами в нашем спорте считаются Канада и Россия. Когда-то доминировали вы, теперь наша страна вернула себе лидирующее положение. Но все это время в тени остаются другие страны, такие, как Швеция или Финляндия, где тоже выросло целое поколение отличных игроков. А ведь шведы в прошлом году выиграли золото Турина и чемпионат мира. Справедливо ли обходить их вниманием?

Поэтому в моем понимании, если уж делать новую серию вроде саммита 1972 года, то это должен быть ряд матчей между Северной Америкой и Европой. Да, именно так. Было бы очень интересно посмотреть на объединенную команду США и Канады, а еще на сборную Европы, составленную из лучших игроков Старого Света. Для зрителей это было бы незабываемым зрелищем. Мы могли бы провести по две встречи в США и Канаде, а затем переехать в Европу. Матчей может быть не восемь, а, скажем, десять или двенадцать. Как идея? Представляете, насколько это будет интересно? Если этот проект воплотится в жизнь, это будет не просто праздник российско-канадской дружбы, а тотальное торжество хоккея во всем мире.

– Недавно Стив Айзерман занял ваш пост и повезет канадцев на чемпионат мира в Москву. Каким, по вашему мнению, из него получится генеральный директор сборной? – Стиви – отличная кандидатура на такую ответственную должность. Я думаю, он сможет сформировать отличную команду. Но задача у Айзермана будет не из легких. В его распоряжении не окажется многих талантливых парней, как у меня перед Олимпиадой. Например, Сидни Кросби может не приехать – "Питтсбург" имеет хорошие шансы попасть в плей-офф.

Но работа генерального директора потому и ответственна, что ты должен строить команду практически с нуля. И вдохнуть в нее жизнь, заставив ребят поверить, что они – лучшие. Есть еще одна важная деталь. Кем бы ты ни был: директором, тренером или просто игроком, – тебе ни в коем случае нельзя задаваться, считая себя королем мира. Никогда не будь уверен в своем преимуществе заранее. Такое бахвальство может оказаться губительным на турнирах, где в одном кубковом матче решается все.

– Для Канады чемпионат мира в Москве станет особенным турниром? – Несомненно. Это раньше канадцы с прохладцей относились к чемпионатам мира. Теперь же мы котируем эти турниры очень высоко. Как вы помните, следующий чемпионат мира пройдет в Канаде. Впервые, между прочим, в нашей истории. Значит, мы обязаны победить в Москве, чтобы в 2008 году поднять интерес к домашнему первенству среди наших болельщиков. Если мы проиграем в России, кто же захочет смотреть на неудачников?

– Какую цель ставит перед собой "Финикс" на данном этапе сезона? – Мы боремся сейчас за место в восьмерке, чтобы попасть в плей-офф. От нашей игры во второй части регулярного чемпионата будет зависеть наша судьба. "Койотам" еще есть над чем работать. Улучшить игру в большинстве, быть более продуктивными в атаке. Нам не надо забивать много голов. Но надо забивать важные голы.

– Неужели вы верите, что "Финикс" выйдет в плей-офф? – Все возможно. Мы должны со всей серьезностью подходить к матчам. Впереди еще много игр. В последнее время мы выступаем хорошо, но можем еще прибавить.

– Тяжело быть тренером, господин Гретцки? – Это очень ответственно, –

вздохнул Уэйн. – Меня часто спрашивают: "Зачем ты впрягся в этот воз?". Но я всегда задиристо отвечаю: "А почему я должен сидеть сложа руки?". Я понимаю игру, знаю хоккей "от и до". И, самое главное, получаю огромное удовольствие от своей работы.

Ричард Нэрн, стоявший в стороне, уже дважды показывал мне на часы. Я поблагодарил Гретцки, но Уэйн задержался еще на несколько секунд.

– Обязательно передайте привет Владди, – потребовал Гретцки и строго посмотрел мне в глаза. – Пожелайте ему успехов в работе. Его должность сейчас куда более трудная, чем моя, тренерская.

P.S.

Знаете, какая самая дорогая в мире жидкость? Трудно представить, но… чернила для картриджа. Если залить их в бак обычного автомобиля, стоимость заправки составит 100 тысяч долларов! Так вот, теперь я считаю, что самое дорогое интервью в мире – это общение с Уэйном Гретцки. И нисколько не жалею, что ради этих пяти минут перелетел все Штаты – из канадского Монреаля до пустынного Финикса.