УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Трагедия на Сицилии

636
Трагедия на Сицилии

Трагедия, происшедшая в пятницу в городе Катания, должна прозвучать предупреждением и для России, где вспышки агрессии на трибунах и за пределами стадионов стали в последние годы обычным явлением.

Чемпионат Италии по футболу приостановлен на всех уровнях - от серии А до низших лиг, включая женщин и любителей. Отменены товарищеские матчи с участием национальной и молодежной сборных. Такого итальянская история еще не знала. Страна скорбит по убитому в пятницу вечером в городе Катания Филиппо Рачити. 38-летний офицер полиции, у которого остались жена и двое детей школьного возраста, погиб после сицилийского дерби "Катания" - "Палермо", состоявшегося в рамках 22-го тура серии А. Погиб на своем посту, прикрывая товарищей, попавших в засаду рядом со стадионом "Массимино" - практически в самом центре города.

Рачити убил вовсе не футбол, хотя именно на футбол пытаются свалить сейчас вину многие в стране. Его убила сложившаяся ситуация в больном итальянском обществе, неотъемлемой частью которого является кальчо. Это общество стремительно лишается моральных устоев и утрачивает великие традиции, а взамен приобретает чрезмерную страсть к дешевой славе, фальшивым жизненным ценностям и чувство всеобщей безнаказанности. И тогда, как бывает в подобных случаях, голову поднимают подонки.

Тех молодчиков, кто бросил в полицейскую машину самодельную бомбу, не интересовал футбол. Как не интересовал он тех, кто жег машины и бил витрины в двух шагах от Кремля летом 2002-го. Эта бомба - вызов всей стране. Попавшие в засаду полицейский и его товарищи пытались искоренить хотя бы в своем сицилийском городке сросшуюся с фанатским движением преступность. И их решили наказать в назидание другим: смотрите, что случается с теми, кто смеет вставать на нашем пути! Рачити убили не футбольные болельщики из Катании, которые якобы хотели схлестнуться со своими недругами из Палермо. Нет, соперничество фанатов было всего лишь предлогом. Бандиты, затесавшиеся под знамена ультрас "Катании", устроили беспорядки с целью наказать общество - то самое, которое их и породило.

Футбол может быть праздником и может объединить людей, как это было после победы "Скуадры адзурры" на чемпионате мира, - об этом с гордостью говорил мне неделю назад Марчелло Липпи. Но футбол же, а точнее, то, что ему сопутствует, может оказаться и страшной разрушительной силой, что показали события на Сицилии. Провокаторы и люди с криминальным прошлым, умеющие управлять толпой, - серьезная сила, которую нельзя недооценивать.

Рачити поплатился своей жизнью за то, что Италия до сих пор не хочет по-настоящему взяться за изучение и искоренение опаснейшего явления - проникновения организованной преступности в ряды тифози. Как ни страшно такое говорить, скажу: не погиб бы в пятницу Рачити, раньше или позже жертвой стал бы другой полицейский или карабинер. Совсем недавно, в декабре, один из коллег Рачити в той же Катании чудом не погиб от взрыва петарды, угодившей ему за воротник, но его спас товарищ по службе.

Все знают, что в фанатских секторах на итальянских стадионах господствуют наркотики и насилие. Но ни государство , ни сами клубы до сих пор не осознали, что фанатское движение - отдельная субкультура из группы риска, которую надо внимательнейшим образом изучать. Зато здесь хорошо научились заигрывать с группировками тифози, потакать им, идти на уступки. Вот только такое заигрывание выходит боком.

Печально... Италия превратила свой кальчо, ставший для нее религией, в большой гнойник. О каком оздоровлении общества и футбола может идти речь, если Лучано Моджи, главный фигурант операции "Чистые ноги", шокировавшей всю Европу, не исчез с горизонта, а продолжает появляться на телеэкранах с интервью, писать колонки в газеты и даже читать лекции в учебных заведениях?! Какой пример незрелым юнцам (а в многотысячной катанской толпе их было много) подает общество, которое сначала выносит справедливый приговор провинившимся, а затем возвращает их в центр всеобщего внимания в укор тем, кто приложил столько усилий для борьбы со злом? В каком состоянии и с каким сердцем должны выходить на работу коллеги погибшего Рачити, если на следующее утро после трагедии в нескольких городах Италии на стенах появились кощунственные надписи: "Одним полицейским меньше - всем нам лучше!" И насколько же пали нравы в этом обществе, если в интервью La Gazzetta dello Sport человек, считающий себя футбольным болельщиком, открыто заявляет, что рад смерти Рачити?!

Сегодня столь любимая мною Италия и ее футбол становятся театром абсурда. Уникальная природа, потрясающие памятники истории и культуры, шедевры художников и скульпторов, радушие итальянцев, беззаветная любовь к футболу и всеобщая искренняя радость от победы "Скуадры адзурры" на чемпионате мира. Как же все это, черт побери, диссонирует с безвкусицей на телевидении, убивающей мозги подрастающего поколения, с засильем "чернухи" во всех областях жизни, в том числе в футболе! Словно страна задалась целью собственными руками погубить собственный имидж и собственный генофонд.

Простите за излишнюю эмоциональность, за то, что не стал углубляться в детали сицилийской трагедии, за то, что не привожу здесь скорбные комментарии премьер-министра или президента Италии. Что толку? Двенадцать лет назад, когда в Генуе от удара ножа фаната "Милана" погиб болельщик "Дженоа", с телеэкранов и газетных полос звучали все те же слова, что звучат и сегодня. Но выводы из той трагедии сделаны не были. И все же упрямо хочется верить, что на этот раз государство поймет, что надо объединить усилия и всерьез заняться социальным феноменом под названием "футбол".

Знаете, в чем главный абсурд пятничной трагедии? Матч в Катании, после которого разыгралась трагедия, начался с минуты молчания в честь... погибшего всего неделей раньше прямо на поле руководителя футбольной команды одной из низших лиг. Он пытался разнять драку после матча и получил смертельный удар - ногой в голову.

А на месте гибели офицера Рачити рядом со стадионом в Катании на следующее утро уже стояли киоски с пряностями и сувенирами: сицилийцы отмечали День города...

Футбол в Италии - бизнес, давно плюющий на мораль. А потому не исключаю, что уже в ближайшие выходные национальный чемпионат будет возобновлен. Вот только гарантий того, что трагедия не повторится, нет никаких.

ХРОНИКА БЕСПОРЯДКОВ В КАТАНИИ Катания, 2 февраля 15.30. За два с половиной часа до начала матча "Катания" - "Палермо", вынесенного на пятницу из-за намеченного на выходные празднования Дня города, ситуация на стадионе "Массимино" и вокруг него ни у кого опасений не вызывает. Тифози "Палермо" еще не появились, а поклонники "Катании" ведут себя спокойно.

18.00. Матч начинается. Тифози "Палермо" по какой-то причине не успевают добраться на специальных автобусах до расположенного в центре города стадиона до конца первого тайма, который заканчивается со счетом 0:0. Поклонники "Катании" устраивают на трибунах и на беговой дорожке фейерверк при помощи самодельных взрывных устройств.

18.50. В перерыве в специально отведенном секторе появляются первые поклонники "Палермо". На 5-й минуте второго тайма форвард "Палермо" Караччоло открывает счет, причем боковой судья упускает тот факт, что нападающий находится в положении "вне игры". Сектор ультрас "Катании", словно по команде, откликается на это событие факелами и файерами, летящими в сторону игроков из "Палермо" и полицейских, но до контакта фанатов между собой дело не доходит. Однако полиция вынуждена применить слезоточивый газ, который быстро расползается по всему стадиону и по полю.

19.13. Главный арбитр встречи Фарина принимает решение остановить матч и уводит команды в раздевалки. Наиболее агрессивная часть ультрас "Катании" покидает трибуну и вырывается за пределы стадиона, тогда как тифози "Палермо" остаются в отведенном для них секторе. Полиция пытается остановить агрессию поклонников "Катании" и провокаторов за стенами стадиона. В одной из таких стычек самодельная бомба попадает в машину офицера полиции Филиппо Рачити, которого в тяжелом состоянии увозят в больницу. Тем временем война на улице продолжается.

19.50. Фарина принимает решение продолжить матч. Команды возвращаются на поле. В первой же атаке "Катания" сравнивает счет, а спустя полчаса "Палермо" забивает решающий гол, причем вновь с нарушением правил. Беспорядки вокруг стадиона вспыхивают с новой силой.

21.00. Примерно через полчаса после финального свистка поступает информация о гибели полицейского. Об этом объявляет по телевидению один из руководителей "Катании", новость о случившемся распространяет агентство АНСА. Однако примерно в 22.15 из больницы имени Гарибальди приходит известие, что врачам удалось запустить остановившееся сердце Филиппо Рачити.

22.30. Главврач отделения "Скорой помощи" больницы имени Гарибальди Серджо Пинтауди и мэр Катании Умберто Скапаньини выходят к журналистам и объявляют, что жизнь 38-летнего Филиппо Рачити спасти не удалось. В больницу приезжают мать Рачити, его жена и их пятнадцатилетняя дочь, а отцу погибшего полицейского срочно вызывают "скорую помощь". До самого утра из больницы поступают сообщения о раненых и контуженных, однако, к счастью, летальных исходов больше нет. Полиция всю ночь проводит зачистку и следственные мероприятия у стадиона "Массимино" и его окрестностей, а тифози "Палермо" лишь утром покидают Катанию.

Рим, 2 февраля 22.45. Чрезвычайный комиссар Федерации футбола Италии Лука Панкалли на пресс-конференции, которая длится всего пять минут, объявляет о том, что матчи чемпионата Италии во всех категориях приостановлены на неопределенный срок.

23.20. Вице-комиссар федерации футбола Луиджи Рива сообщает о том, что принято решение об отмене товарищеских матчей национальной и молодежной сборных Италии - соответственно против Румынии и Бельгии.

23.30. Начинают поступать комментарии первых лиц государства и кальчо, а также многих известных деятелей футбола. Главный их лейтмотив таков: решение о приостановлении чемпионата абсолютно верно, необходимо срочно садиться за стол переговоров с участием представителей государства и спорта.