УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Наталья Жукова: Наше "золото" - победа украинской шахматной школы

Наталья Жукова: Наше 'золото' - победа украинской шахматной школы

Результат, показанный украинками, без оговорок выдающийся: в 13-ти турах наша команда одержала 12 побед, сыграв вничью лишь в последний день соревнований, когда уже практически обеспечила себе первое место. Победа и впрямь была командной, ведь все четыре шахматистки внесли весомый вклад в очковую копилку украинской дружины: Екатерина Лагно набрала 8 очков, Наталья Жукова - 7,5, Инна Гапоненко и Анна Ушенина - по 7. С одной из наших героинь - первым номером сборной Натальей Жуковой пообщался корреспондент "МС".

Погоня за россиянками прошла успешно

- У нас в Турине была команда, которую смело можно назвать сплавом опыта и молодости, - делится впечатлениями Жукова. - Для меня и Инны Гапоненко это была шестая по счету Олимпиада, а Екатерина Лагно и Анна Ушенина сравнительно недавно в сборной. Изначально у нашей команды был второй стартовый рейтинг, а безусловным фаворитом считались россиянки. С ними мы встретились достаточно рано - уже в 5-м туре. И этот матч считаю переломным в турнире. У нас с соперницами были очень затяжные партии, но у меня - особенно. Когда Гапоненко с Ушениной свели свои поединки к ничьей, я с россиянкой Александрой Костенюк была еще за доской. В один из моментов я сделала неудачный ход, и вся российская сборная уже довольно потирала руки, считая победу Костенюк делом решенным. Однако я и в мыслях не допускала, что могу проиграть, сделала несколько удачных ходов подряд и в итоге взяла верх. Россиянки были в шоке! Мне кажется, что именно в этот момент они сломались психологически, и хотя еще три тура лидировали, стали набирать все меньше и меньше очков. Мы же чеканили победу за победой и после крупного выигрыша в 9-м туре над сильной командой США вышли на первое место. Перед последним туром мы были впереди России на 2 очка, и нам оставалось не проиграть Армении, с чем мы успешно справились.

- В 11-м туре у вас был тяжелый матч с Болгарией. Можно его также считать ключевым?

- Безусловно, по тому, как складывался поединок с болгарками, нам было даже тяжелее, чем с Россией. У нас две доски были черными, что немаловажно. Во время игры мы даже сомневались, что устоим перед соперницами,  потому что у меня и Гапоненко долгое время были худшие позиции. Я играла с хорошо знакомой мне экс-чемпионкой мира Антуанеттой Стефановой, достаточно быстро свела партию вничью и с нетерпением ждала результатов на других досках. К всеобщему удовольствию нашей делегации, одна за другой выиграли Лагно и Гапоненко, после чего мы окончательно поверили в свои силы.

После ничьей со мной нигерийка стала звездой

- Каковы были отношения между участницами турнира?

- Если говорить о нашей команде, то все было просто замечательно. Я с Гапоненко давно знакома - еще со времен, когда жила в Херсоне, мы давние подруги, учились в одной школе. Никаких проблем не было и с нашей молодежью: Катя Лагно и Аня Ушенина - замечательные девочки. Создание такого микроклимата в команде - большая заслуга наставника Вячеслава Эйнгорна, который сплотил нас вокруг главной цели - завоевания "золота" - и не давал расслабиться на протяжении всего турнира. Что касается соперниц, то особых контактов не было даже с приятельницами. Во-первых, времени на это не было, во-вторых, чтобы не терять концентрации, нам этого просто не рекомендовали.

- Наталья, во втором туре вы неожиданно сыграли вничью с нигерийкой Амадасун, у которой нет даже международного рейтинга. Для вас это был шок?

- И не только для меня. Тренер сборной то и дело повторял: "Лидер сборной не в форме, что мы будем делать, когда выйдем против Китая и России?!" Но я скажу, что африканка играла неплохо, и даже специалисты отмечают,  что Амадасун за всю партию не допустила ни одной существенной ошибки. Когда матч закончился, к ней подскочили едва ли не все африканские делегации, фотографировались, дарили подарки. Для сборной Нигерии эти пол-очка были настоящим успехом. Мне же тренеры предоставили отдых, и я смогла собраться после такой неудачи. Уже в следующих матчах с Китаем и Россией показала ту игру, которую от меня ждали.

- Вы говорили, что до 9-го тура лидером были россиянки, хотя в пятый день соревнований наша сборная их переиграла. Не кажется ли вам, что зачет по победам, а не по общему количеству очков, был бы более справедливым для таких турниров?

- Полностью согласна. Россиянки шли на этом турнире неровно, у них в пассиве были и поражения, и ничьи, но за счет большего количества взятых очков с аутсайдерами они были впереди нас. Более того, если бы в итоге они набрали равное с нами количество очков, Россия оказалась бы выше благодаря лучшему дополнительному коэффициенту.  Мы поговорили об этом с тренером, на что он резонно ответил: "Ничего страшного, значит нужно побеждать по очкам". Вот и победили.

А могла стать лучницей...

- Наталья, давайте вернемся к началу вашей карьеры. Когда научились играть в шахматы?

- В 7 лет. Сейчас, может быть, это уже и поздно считается, но тогда было в самый раз. Кстати, если кто думает, что занятие шахматами - как прогулка по свежему воздуху, то глубоко ошибается. У меня было по две тренировки в день плюс физическая подготовка.

- А кто привел вас в шахматную секцию?

- Мой отец. Правда, поначалу он хотел отдать меня на стрельбу из лука (в Каховке очень    сильная стрелковая школа), но в секции сказали, что я еще слишком маленькая. Когда папа начал возражать, для подтверждения своих слов тренеры дали мне в руки лук, и я его, естественно, не удержала. После этого папа и решил, что лучше мне шахматами заняться.

- Наверняка родители внимательно следили за вашими выступлениями в Турине?

- Конечно. Папа вообще "выпал из жизни" на две недели, от интернета не отходил, отслеживая каждую партию. Писал мне SMS, часто звонил, чтобы поддержать. Когда отрыв от России достиг двух очков, папа в SMS написал: "Вас можно поздравить?" Я ответила: "Нет, только после заключительного тура".

- Можно ли говорить, что победа нашей команды - это уже победа украинской шахматной школы?

- Абсолютно верно, ведь в нашей команде были девочки 16-ти и 20-ти лет. Хотя мы с Инной Гапоненко еще застали знаменитые школы Михаила Ботвинника и Марка Дворецкого, в которых была выстроена система подготовки чемпионов. Многие наши тренеры учатся на наследии советской школы, однако относительно Лагно и Ушениной скажу: они уже на 100 процентов воспитанницы украинской школы.

- Как проходит ваша психологическая подготовка к матчам?

- В первую очередь, я изучаю психологический портрет соперниц, их сильные и слабые стороны в игре, какие ходы они любят и не любят во время партии. На основании полученных данных выстраиваю тактику и стратегию поединка, стараясь попасть в самые уязвимые места соперника.

Стыдно за олимпийскую деревню

- Многие средства массовой информации отмечали, что бытовые условия в Турине были просто ужасными.

- Мы знали, что будем жить в Олимпийской деревне. Было очень интересно окунуться в эту атмосферу и прочувствовать на себе те условия, в которых олимпийцы готовились к своим стартам. Но нас сразу предупредили, что условия в деревне не ахти какие. Увиденное же превзошло наши самые плохие ожидания. Дома напоминали какие-то общежития. В номерах кроме кроватей и тумбочек ничего не было. Нам даже стало обидно за олимпийцев, ведь шахматисты на турнирах зачастую живут в намного лучших условиях. И вы представьте: специфика шахмат предполагала подготовку к матчам исключительно в номере. Нужно было анализировать предыдущие партии, выискивать ошибки, чтобы не повторить их в будущем - а это не один час работы за компьютером. А нас поначалу поселили по 2-3 человека в номер. Мы даже хотели протест подавать. Россияне решили проблему проще и всей делегацией переехали в гостиницу, а это колоссальные материальные затраты. Нашей делегации тоже пришлось потратиться, чтобы спортсменов хотя бы расселили по одному в номер.

- А как обстояло дело с питанием?

- Обычная столовая советского типа с самообслуживанием. Одним словом, под стать жилью.

- Удавалось отдыхать в перерывах между играми?

- Если можно назвать отдыхом  пребывание  в  номере. Другие сборные, которым ничего не светило, в выходные дни ездили на экскурсии в Венецию. Рим и другие уголки Италии, нам же тренеры твердили: "Девочки, нужно отдохнуть,  восстановиться,  но в своих номерах. Если выиграете Олимпиаду, будет вам сто Венеции и Римов". Что ж, турнир   мы   выиграли,   теперь ждем обещанного (смеется). Но если честно, то к финишу соревнований мы подошли в отличной форме, а это очень характерный показатель.

- Вы следили за выступлением мужской сборной Украины? Как вы его оцените и была ли для вас неожиданностью победа сборной Армении?

- Армяне в мужском турнире фаворитами не были, но уже в середине Олимпиады стало ясно, что они своего не упустят. Нашим же ребятам было психологически сложно, потому что выступали - они в ранге действующих победителей Олимпиады. Игра у них не пошла с самого начала.

Заслуги не остались незамеченными

- Как вас премировали за победу?

- Сначала, как и положено, мы получили по десять тысяч гривен от Минмолспорта. Затем одна из известных украинских партий выделила каждому игроку и тренеру премии по 50 тысяч гривен. Кроме того, нам вручили ордена Святой Княгини Ольги за заслуги перед Отечеством.

- Решился ли ваш квартирный вопрос в Одессе?

- Я жилье приобрела сама. Мне никто ничего в Одессе не дал. Может быть, потому что сменилась власть в городе, и новые руководители были не в курсе обещаний своих предшественников.

- Как вы намерены отдыхать после столь изнурительного марафона?

- После таких турниров очень важно полностью восстановить силы, иначе провалы на других соревнованиях гарантированы.

- Каковы ваши дальнейшие планы?

- Все крупные турниры этого года уже состоялись, так что особых планов пока не строю.