УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Роберто Розетти: "О скандале в кальчо говорить не хочу"

Роберто Розетти: 'О скандале в кальчо говорить не хочу'

Незапятнанная фигура

38-летний уроженец Турина знаком нам по печальной для нас встрече Словакия - Россия. Впрочем, печальной она стала вовсе не из-за арбитра, так что Розетти не в пример Крондлу или Поллу врагом отечественного футбольного сообщества не стал. Более того, именно он должен был бы по справедливости обслуживать матч чемпионата России-2006 "Спартак" - ЦСКА, но руководство судейского корпуса Италии отправило в Москву Массимо Де Сантиса. На тот момент последний был главным претендентом от своей страны на поездку в Германию, потому его и послали в командировку в нашу столицу.

Но теперь, когда в итальянском футболе разразился грандиозный скандал, выявивший много сенсационных фактов, можно сказать смело: Де Сантис был, как говорят на Апеннинах, карманным арбитром могущественного Лучано Моджи, а следовательно, одним из любимчиков руководителей судейского корпуса Италии, верно служивших тому же Моджи.

Именно из-за неслыханной коррупции, выявленной в кальчо, к Розетти во время встречи журналистов с арбитрами, которым предстоит работать на мировом первенстве, было приковано особое внимание. Всех крайне интересовало, как поведет себя, что будет говорить судья из той страны, где скандал сметает одного арбитра за другим, по сути, не оставляя незапятнанной ни одной фигуры. Из распечаток телефонных перехватов, которые уже целый месяц публикуются ежедневно, общественность узнает все новые и новые фамилии судей, причастных к закулисным махинациям. И если начиналось все с главных арбитров, то теперь в черный список попали и многие лайнсмены. Среди последних, в частности, один из помощников Розетти в Германии Кристиано Копелли, который совсем недавно семь часов подряд давал показания в прокуратуре - пока, правда, в роли свидетеля.

Сам Розетти на данный момент в списке подозреваемых в неприглядных делах не значится. Футбольные арбитры его страны с надеждой смотрят на человека, способного хотя бы частично восстановить подорванное реноме итальянских "людей в черном". Не знаю, как будет смотреться Розетти во время поединка Мексика - Иран, но в Ной-Изенбурге матч против прессы он провел весьма уверенно.

Быть в резерве тоже почетно

Выждав, пока Розетти высвободится из тисков сначала моих итальянских, а потом и прочих коллег, я задал ему несколько вопросов.

- Вас все мучают на предмет скандала в кальчо, а вот меня, представьте, интересует факт вашего участия в игре Испания - Украина. Не откажетесь побеседовать?

- Да, вы выступаете на фоне коллег весьма оригинально. А вы откуда?

- Из России.

- Вот это да! Вашей сборной здесь нет, а ее репортеры присутствуют даже на встречах скромных арбитров с прессой. Спрашивайте!

- Вы тут говорили, что обслуживать матч Мексика - Иран - большая честь для вас. А что скажете о встрече Испания - Украина, на которой будете резервным судьей?

- Само присутствие здесь, в Германии, большая честь для меня, ведь это мой первый чемпионат мира. Участие в любом матче такого турнира, в том числе в роли резервного судьи, почетно. Резервный арбитр должен быть готов в любой момент подменить коллегу и не испортить общей картины. Поэтому на такие матчи общий настрой ничуть не меньший, чем на те, что судишь сам.

- А были в вашей практике случаи, когда вы меняли главного арбитра или, наоборот, резервный судья выходил вместо вас?

- Нет, не было. Замена судьи во время матча - все-таки довольно редкое явление. И, разумеется, желаю Бузакке и его помощникам провести весь матч Испания - Украина на одном дыхании и без травм.

- В чем состоят функции резервного судьи помимо пребывания в постоянной готовности выйти на поле?

- Резервного судью недаром с некоторых пор стали называть четвертым арбитром встречи. Он не только следит за тем, что происходит у кромки поля, но и находится благодаря специальному наушнику на постоянной связи с главным рефери. Разумеется, в происходящее на поле по своей инициативе резервный не вмешивается, но всегда готов прийти на помощь в случае необходимости.

- Случаен ли факт, что ФИФА определила четвертым арбитром к уроженцу итальянского кантона Швейцарии вас, то есть человека, у которого родной язык - такой же?

- Бузакка говорит на пяти языках, так что у него не возникло бы проблем ни с одним из судей. Но не исключаю, что в ФИФА действительно подходят к этому вопросу с точки зрения облегчения общения главного и резервного арбитров. Возможно, впрочем, что это и не так.

- На нынешнем чемпионате мира введено новшество - будет и второй резервный судья. Как вы относитесь к появлению запасных лайнсменов?

- Великолепное новшество. В случае травмы или недомогания бокового судьи раньше его должен был сменить четвертый арбитр, а я, например, совершенно не представляю себя в роли лайнсмена. Даже не могу предположить, как справился бы, доведись мне, не дай бог, угодить в такую ситуацию. Мой помощник Станьоли, назначенный пятым арбитром на матч Испания - Украина, куда лучше меня справится, если вдруг случится что-то непредвиденное. Ведь работа лайнсменов слишком специфична. Недаром им, бедолагам, иной раз приходится столько всего о себе выслушивать.

Политический подтекст неинтересен

- Вы попали на чемпионат мира, заменив грека Вассараса. Не считаете несправедливостью, что вас не включили в список сразу? Ведь теперь всем известно, чем заслужил поездку на чемпионат мира Де Сантис?

- На вопросы, касающиеся Де Сантиса и расследования скандала в кальчо, отвечать не готов. Я полностью сконцентрирован на матчах чемпионата мира. Что касается ситуации с Вассарасом, все решения по поводу назначения судей в компетенции соответствующих органов ФИФА. На определенном этапе я и мои ассистенты были в резерве Международной федерации, но мы и тогда готовили себя к мировому первенству так же, как его участники. И в итоге нам предоставили такое право.

- Вы чувствуете какую-то особую ответственность за весь итальянский судейский корпус?

- Лучше не забивать себе голову подобными мыслями. Чувствую прежде всего ответственность перед самим собой: как и всегда, я должен отработать объективно и с минимумом ошибок. Когда совестливо исполняешь свою работу, все остальное приходит само собой.

- Вам выпало судить матч с участием Ирана. Когда говорят о сборной этой страны, невольно переходят на обсуждение политических проблем. Недаром ведь звучали предложения именно по этим мотивам отстранить иранцев от участия в турнире. Вас не смущает политический подтекст матча?

- Я такого подтекста не вижу. Для меня сборная Ирана - лишь один из участников чемпионата мира. Такой же, как сборная Мексики.

- Чего ждете от предстоящего чемпионата в целом?

- Хочу верить, что чемпионат в Германии станет настоящим праздником для всех. Зимой в моем родном Турине прошла Олимпиада, которая была организована великолепно и принесла участникам и гостям соревнований незабываемые эмоции. Хочется, чтобы в Германии, которая традиционно славится порядком и дисциплиной, все прошло на столь же высоком уровне. Ну а я постараюсь помочь этому в рамках своих скромных возможностей. ФИФА четко предписывает всему судейскому корпусу быть жестким к нарушителям игровой дисциплины, поощрять красивый и зрелищный футбол.

Вот таков он, этот Роберто Розетти. После разговора с ним у меня осталось стойкое ощущение того, что возложенной на него высокой ответственности итальянец нисколько не боится. Впрочем, с чего бы ему бояться, если уже в 29 лет он начал работать на матчах серии В, а годом позже - и серии А.

Арбитром топ-класса Италия признала Розетти 20 февраля 2000 года. В тот день действующий чемпион страны "Милан" встречался с чемпионом следующим - "Лацио". Хозяева победили - 2:1, а Розетти выполнил свою работу на пять с плюсом. Так, оба пенальти в ворота римлян, реализованные Бобаном с интервалом в десять минут, были назначены по делу. Пресса признала, что и предупреждения, вынесенные Бирхоффу, Шамоду, Костакурте, Сенсини и Амброзини, были обоснованными, как и красная карточка, предъявленная тому же Амброзини. "Италия получила нового классного арбитра", - таким был лейтмотив газетчиков, оценивших судейство молодого Розетти семью баллами и выше. Подождем, что скажут о его работе 11 июня 2006 года в Нюрнберге на матче Мексика - Иран.