УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Игнатьев: "Динамо" уже вышло из пике. Часть 1

Игнатьев: 'Динамо' уже вышло из пике. Часть 1

Помощник Юрия Семина Борис Игнатьев в откровенном интервью «Обозревателю» в деталях рассказал о том, что же делается внутри команды киевского «Динамо», как тренерский штаб отреагировал на уход Романа Еременко и почему неэффективно работает детско-юношеская школа киевлян. Во время полуторачасовой беседы мы попытались зацепить многие острые углы, относящиеся к функционированию команды. Порой тренер тщательно подбирать слова, дабы быть корректным. Но от прямых ответов не уходил. Предлагаем читателю первую часть беседы с опытным российским специалистом.

- Борис Петрович, после поражения «Динамо» от «Рубина» на команду, на тренерский штаб начался сумасшедший прессинг со стороны специалистов, журналистов и болельщиков. У вас уже был прецедент, когда в подобных условиях вы не сдерживались и подавали в отставку с поста наставника сборной России…

- Не думаю, что сейчас доходило до таких демаршей. В целом поражение воспринималось как закономерное явление. Да, болельщик «Динамо» вскормлен на серьезных победах, потому поражения он воспринимает, как личную обиду. Не думаю, что это правильно. Нужно с пониманием относиться к жизненным ситуациям в силу того, что исторический процесс вносит коррективы. В данный момент в жизнедеятельности «Динамо» новый этап. Его в какой-то степени можно увязать с тем, что было ранее. Стремление добиваться результатов должно присутствовать, но при этом нужно подходить к таким моментам несколько по-иному.

Хотя, повторюсь, требование людей, которые хотят видеть победы, хорошую игру, нормально. Особенно болезненно воспринимается, когда команда проходит мимо Лиги чемпионов. Аналогичная боль была и в команде. Это глубокая рана, она долго заживала. Все люди, собранные здесь, подпадают под этот психологический настрой. Ведь основными целями для «Динамо» всегда было стремление играть в Лиге чемпионов и выигрывать чемпионское звание.

- В первое время после матчей с «Рубином» создавалось впечатление, будто повторяются прошлогодние тенденции, когда команда Газзаева не смогла обыграть «Аякс» в квалификации Лиги чемпионов и после этого она пошла вниз. Тренеру ничего не оставалось, как уйти. Но вам, кажется, таки удалось стабилизировать ситуацию с психологической точки зрения?

- На сегодняшний день ситуация в самом деле стабилизировалась. Команда вышла из пике, набрала новые обороты. Жизнь продолжается, а болезненный матч с «Рубином» - уже история.

- Вы с Юрием Семиным уже проанализировали, почему так произошло, почему проигрыш стал возможен? Может вы, как в былые времена, сдерживали пик формы на осень?

- Наша задача была войти во всеоружии в первые игры сезона, чтобы не испытывать момента втягивания в чемпионат. Отрезок подготовки к новому сезону был минимальный. Нам было важно выиграть матч за Суперкубок против «Шахтера», потому на старт мы вышли в оптимальном для нас состоянии. Затем мы открывали чемпионат матчем с «Металлистом». Этот поединок тоже провели на хорошем уровне. Просто несчастье, что не добились в нем положительного результата. По игре мы выглядели предпочтительнее. Лишь после этого соперники были такие, которых мы предполагали обыгрывать за счет игрового умения, более высокого уровня мастерства. На этот период намечался некоторый спад, который к матчам квалификации Лиги чемпионов должны были преодолеть.

Так и вышло. На «Рубин» мы вышли не то чтобы в плохом функциональном состоянии, но не было куража, психологического преимущества. Но при этом мы не проиграли с точки зрения арифметических выкладок. Показатели по количеству технико-тактических действий, по эффективности по надежности были на высоком уровне, но не хватало реализации. Это было не безнадежное для нас поражение. Впрочем, люди, которые прочтут это высказывание, скажут, что я увожу в сторону.

При подготовке к следующей игре мы анализируем, что есть у нас под руками и вносим коррективы в работу исходя не только из визуального наблюдения, но и из тех данных, которые дает наша научная группа. Могу с уверенностью сказать, что два матча с «Рубином» не были диссонирующими. По всем параметрам они не уступали показателям игры с «Металлистом» или «Шахтером». Нас не хватило с точки зрения проявления индивидуально-командного мастерства в районе штрафной площади, где нужно было поставить жирную точку. С другой стороны, очень прагматично поступила команда «Рубин», выстроившая игру таким образом, чтобы не дать нам забить. Они предполагали, что некоторым преимуществом будет владеть «Динамо». Казанцы хорошо сыграли на контратаках – вот и весь расклад. Можно разводить руками, но на будущее делать выводы, что в играх такого уровня надо обязательно учитывать все нюансы, все мелочи.

- Помимо тех качеств, о которых вы уже сказали, «Динамо» в матчах с «Рубином» не хватало концентрации, банальной игровой дисциплины...

- Согласен. Индивидуальные ошибки приводят к плачевным последствиям. Нам не удается их избежать, хотя на тренировках мы делаем серьезный упор как раз на устранение индивидуальных ошибок. Относительно обороны за этот раздел отвечает знающий специфику деятельности защитников Олег Лужный. Казалось, дело доходит даже до наработки стереотипов. Но при повышенной ответственности, когда идет такое давление, эти стереотипы разваливаются. Не хватает, наверное, повышенной концентрации.

- К примеру, Евгений Хачериди не только при вас так ошибался. Возможно ли настроить этого человека так, чтобы он играл сконцентрированно в каждом матче?

- Если бы Хачериди убрал элемент человеческого отношения к простым жизненным ситуациям, то это был бы большой игрок. У него все для этого есть, но не хватает отношения к процессам, без которых нельзя выстраивать команду. Имею ввиду самодисциплину. Евгению необходимо поднять к себе требования, сосредоточиться на тех мелочах, мимо которых проходит большинство игроков с позиции человеческого восприятия. Пока это удается не всегда. Но с позиции понимания сути игры, реализации игровых ситуаций у Хачериди огромный потенциал.

- Может ему на хватает Кварцяного, чтобы тот, грубо говоря, «нагавкал»?

- Я не хочу говорить, сколько Жене достается у нас в команде. Мне порой даже его жалко. Неужели он не может понять, просто избежать нападок на себя? Это ведь его лично унижает. Впрочем, жизнь показывает, что есть такая категория людей, которую надо воспринимать такой, какой она есть и давать свободу действий. Были же такие футболисты, которые пили. Эдуард Стрельцов делал разные вещи, но его ценили, как футболиста. Он выйдет и решит свою задачу, а все остальное… Это как водопроводчик. Приходит пьяный, но он большой мастер, знает, как правильно закрутить гайку. А другой – трезвый – сделать не может. Таких людей либо до какого-то момента надо воспринимать, либо от них отказываться. Но я вижу, что с Хачериди нужно вести каждодневную работу и он будет хорошим футболистом. Он и так хороший футболист, а будет игроком уровня сборной.

- Стрельцов играл в нападении, от его ошибок не так зависел общий результат…

- Потому мой тезис, что он не подходит, не срабатывает. Допустим, пусть живет по своим законам, но в рамках футбольного поля будет подчиняться общекомандным требованиям. Допустит ляп человеческого плана, но нагромоздит что-то большое в интересах команды – вот и получается некая компенсация. Эдуарда Анатольевича (Стрельцова – авт.) это касалось в полной мере. В нашем случае конечно, недопустимо, когда футболист в пределах собственной штрафной площади сыграет рукой или оттолкнет соперника.

- Вместе с тем, после матчей с «Рубином», кажется, больше всех пострадало два футболиста – Бадр эль-Каддури и Пап Диакате...

- Тут дело в другом. Пап сам хотел уйти и это решение было сформулировано не на фоне матчей с «Рубином». Он говорил нам об этом в индивидуальной беседе, что ему больше нравится в Европе, что туда хочет его семья. Да и вообще было кощунственно по результатам одного матча принимать такие радикальные решения. Когда у человека не лежит душа, когда он стремится уйти, то, cчитаю, решение было принято правильное.

Бадр попросил у Семина постоянного места в составе. Мы слышали: «Я должен играть, я мало играю». Юрий Павлович высказал эль-Каддури свое видение ситуации. Говорил, что он не играет потому, что пропустил большой объем тренировочной работы, что немного затянулся посттравматический период. Сказать, что Бадр набрал колоссальную спортивную форму, было бы неправильно. Но игрок не особо воспринимал позицию тренера в силу того, что он большой спортсмен. Таких, которые очень хотят играть, много. Думаю, это стремление помешало Бадру принять правильное решение, сделать дополнительную паузу. Он сказал, что ему будет лучше играть там, где он будет выходить на поле постоянно.

- Одной из причин поражения «Рубину» называют то, что Юрий Семин отважился на радикальное изменение в центральной оси. Новое сочетание центральных защитников, Лукман Аруна в полузащите. Огнен Вукоевич, игравший три сезона практически без замен, появлялся на поле нестабильно. С приходом Браун Идейе на скамью запасных поначалу сел Артем Милевский

- Я бы не сталь говорит о радикализме. Нужно исходить из того, что в команде много людей, которые должны отрабатывать зарплату. И даже дело не в этом – они полноправные члены команды. У Милевского был спад и для нас он объясним. Новички – Идейе и Аруна – первые матчи провели на достаточно хорошем уровне. Этот момент истины у людей проходит по-разному. Одна группа, приезжая в команду, долго адаптируется, оглядывается по сторонам. Это как в жизни, когда приходишь в неизвестную компанию на день рождения и долго сидишь, присматриваешься. Но есть люди, которые сразу берут быка за рога, приходят и, исходя из своего индивидуального характера, начинают проявлять себя сразу. Но затем, когда человек на позитивных эмоциях выстреливает, наступает спад. Так и в футболе.

Матчи с «Рубином» я обсуждать не готов, но до этого нигерийцы проявляли себя с лучшей стороны. Перед тем, как выпустить игрока на стадион имени Лобановского, идет кропотливая работа, материал собирается по крупицам. Принципа «давай поставим того, потому что он приехал» у нас нет. Мы смотрим, кто сегодня в оптимуме и что игрок сделает на фоне всего того, что мы должны выплеснуть в этом матче. В таких муках происходит оценка состояния деятельности игрока. Выбор непростой, он может быть ошибочным, но на тот момент этот вариант состава кажется оптимальным.

Повторюсь, «Рубину» мы проиграли не безнадежно. Согласитесь, мы ведь могли проиграть и «Сток Сити». Но если брать все то, что стоит за делами команды, а не просто визуальное наблюдение «понравилось - не понравилось, обыграли - не обыграли» - это большая аналитическая работа. По все показателям матч со «Сток Сити» был самым лучшим в нашем исполнении в этом сезоне. Мы выполнили 1061 тактико-техническое действие при 18% брака. Такого показателя еще не было. Обычно мы считаем нормальным, если мы набираем 960 действий. Это как на телеэкране – хорошо показывает, но краски никакие. А здесь краски присутствовали, мы управляли процессами на футбольном поле, но не реализовали того, что создали. Вот забей Алиев гол со штрафного, разговор был бы совершенно иной.

- Вам не кажется, что проблема Аруны, Идейе, других футболистов из Западной Европы, что они, приезжают сюда, начинают ярко, но со временем понимают, увидев этот чемпионат, осознают, куда они попали, что это далеко не Франция и здесь для победы порой достаточно поднажать в течение минут 10-15-ти?

- Украинский футбол прогрессирует семимильными шагами. Это не просто красивые слова. Когда мы с Юрием Павловичем начали работать здесь два года назад, то, скажем, Мариуполь я ехал с уверенностью, что мы обыграем «Ильичевец». Мы знали, что есть «Шахтер», «Металлист», «Ворскла», «Днепр», «Карпаты», а с остальными было попроще. Сейчас перед поединком с «Черноморцем» уже не знаешь, как развернется игра. Украинский футбол ушел далеко вперед.

Если это команды не их уровня, они должны их обыгрывать. Мы должны ждать всплеска – это закон диалектики. Все эти законы приемлемы в том случае, если я очень хочу, и делаю все, чтобы приблизить себя к эталону. Но если люди просто живут при хорошей зарплате, смирившись с тем, что складывается так, как складывается – это другая ситуация. Думаю, что Браун Идейе на верном пути. Он - человек с большим достатком, уверенный в себе, с большим интеллектом, мучающийся, если что-то не получается. Аруна еще мальчик, тоже переживает, когда не играет. Но Браун копает глубже, оценивает все ситуации, почему что-то не получилось, после игры обязательно подходит, разбирает, как усилить игру.

Начало. Продолжение читайте завтра.