УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Берестнев: у "Николаева" психологические проблемы

Берестнев: у 'Николаева' психологические проблемы

Став в минувшем сезоне украинской баскетбольной Суперлиги командой-открытием, летом «Николаев» из-за финансовых трудностей находился на грани катастрофы. В итоге «корабелы» таки удержались на плаву, но во время «шторма» команду покинули почти все игроки. Опытному тренеру Валентину Берестневу пришлось собирать совершенно новый коллектив.

Парадоксальнее всего, что клубное руководство поставило перед реанимированным «Николаевом» высокую задачу – попасть в восьмерку сильнейших по итогам регулярного чемпионата и выйти в плей-офф. В интервью «Обозревателю» тренер делится своими соображениями относительно реальности выполнения данных целей и рассуждает о причинах стартовых «скачков» своего коллектива, который, имя в активе четыре победы и семь поражений, занимает пока десятое место.

- Валентин Борисович, в вашей тренерской карьере уже бывали случаи, когда команду приходилось создавать с нуля?

- С нуля приходится собирать команду в первый раз в жизни. Скажем, в прошлом году у меня было девять игроков, оставшихся из сезона-2009/10. Онуфриев, Буцкий, Лав, Яйло, Гилевич, Сильковский, Вайкулис – из этих людей можно слепить боеспособный коллектив. Сейчас из прошлогоднего состава из Николаева не ушли только Леня Яйло и Иван Гилевич. Да и они занимают не самые ключевые позиции. Ко всему прочему, сейчас мы не совсем угадали с американцами. В этих ребятах оказалось не совсем то, чего мы хотели и что мы предполагали. Но в том-то и состоит тренерское творчество, чтобы найти и задействовать сильные стороны людей, которые имеются под рукой. На сегодняшний день эта задача для меня является первостепенной. Впереди более чем два круга. Думаю, что ситуация поправима и мы сможем побороться за место в плей-офф.

- Что вы подразумеваете под словосочетанием «не угадали с американцами»? Вы их раньше не видели?

- Видели, конечно. Как говорят, видели глаза, что покупали. Но дело в другом. Картинка на видео не дает полноценного представления о человеке. Пока ты с игроком не проведешь полтора-два месяца в тренировочном режиме, не почувствуешь, на что он способен на самом деле, отвечает ли он твоим требованиям. Возьмите Родни Грина. Все от его игры в восторге. Кроме одного человека – меня. Все видят, насколько он фантастически действует в нападении, как хорошо ускоряется, прыгает, забивает «данки». Всем это нравится. И мне нравится. Но мне не нравится, что Родни полностью игнорирует игру в защите, что он полностью игнорирует партнеров. В тех играх, которые мы видели на видео, он действовал по-другому. Не знаю, возможно, тогда Грин был больше мотивирован. Может, попав в другую среду, еще не до конца адаптировался. Не исключаю, что в Израиле, откуда он к нам пришел, ему было комфортнее. Не знаю. С Родни я уже провел много бесед и продолжаю с ним работать, но пока факт остается фактом – нам не хватает человека, который бы надежно сыграл в защите на позиции третьего номера.

- Защита – одно. Но что произошло с Грином на последних секундах матча в Одессе, когда «Николаев» проигрывал два очка, а Родни вместо перевести игру в овертайм, не забросил два штрафных из двух?

- Это лучше спросить у самого Грина. Мне трудно объяснить, что с ним произошло в этом матче. Подчеркиваю, не только на последних секундах, а в матче в целом. Родни в Одессе не забил семь из восьми штрафных бросков!

- Со штрафными в «Николаеве» проблемы испытывает не только Грин, но команда в целом…

- Таковы реалии. На тренировках мы уделяем достаточно много времени штрафным броскам. Но если уже Джером Коулмэн, считающийся снайпером из снайперов, в поединке с «Будивельником» промахнулся из линии штрафных два из двух, то можно сделать вывод, что что-то у нас не в порядке. Считаю, что проблема скрывается в психологической плоскости.

- У каждого игрока по отдельности или в команды в целом?

- У команды в целом. Команда не показывает ожидаемого результата и находится под давлением руководства клуба. Когда результата нет, невольно начинаешь думать, чтобы не было еще хуже. Думаю, ребятам нужно немножко расслабиться, поиграть в баскетбол в свое удовольствие и результат обязательно придет.

- Считаете, руководство клуба, распустив команду в межсезонье, вправе оказывать давление на команду и тренера?

- Тяжелый вопрос. В любом случае, требовать нужно всегда. Находясь в противоположной стороне, в числе тех, на кого давят, уверен, что минимум две, а может быть даже три из семи проигранных игр мы были обязаны выигрывать. Имею ввиду матчи против «Политехники-Галичины» и «Говерлы» дома, а также упомянутый вами матч против «Одессы».

- Возможно, самоуспокаивающе на команду подействовал удачный старт, когда «Николаев» в двух первых матчах обыграл «Днепр-Азот» дома и одного из фаворитов чемпионата «Донецк» на выезде?

- В определенной степени, да. Старт получился неожиданно удачным даже для нас. Первые победы привели к некоторой расслабленности и в этом состоянии мы провели матч против «Политехники-Галичины». Затем, проиграв львовянам, испугались, что проиграв «Говерле», попадем в совсем некрасивую ситуацию. Получается, против ивано-франковцев мы играли уже на фоне этого страха и мандража и избавиться от него до конца матча не смогли. Но, конечно, это, в первую очередь, мои, тренерские проблемы. Значит, я не сумел настроить команду должным образом, не сумел выбить из голов игроков мысли, которые мешали им сконцентрироваться. Я знал, что будет тяжело, пытался донести свои опасения до игроков, но не смог этого сделать.

- Совершенно очевидно, что «Николаеву» не хватает длинной скамейки запасных. Планируете доукомплектовываться?

- Мы не против, но сделать это будет очень сложно. Лимит на иностранцев у нас исчерпан, а хороших украинцев, которые оказались бы ненужными нашим соперникам, найти очень сложно. Если бы выбор шел из тысячи и я кого-то не заметил, то это еще можно было бы как-то понять. Но выбирать приходится из единиц. Из всех украинцев, которые выступали в прошлом чемпионате, незаигранными остались только Алексей Полторацкий и Иван Шкурупий. Все. Вот недавно взяли Игоря Кривича и Юрия Зозулю. Потихоньку ввожу их в состав, наигрываю. Но им нужно время, как и любому человеку.

- Может, в сложившейся ситуации решитесь распрощаться с кем-то из легионеров и приобрести того иностранца, который соответствовал бы вашим требованиям в полной мере?

- Возможно, еще немножко подождем, а потом будем делать перестановки. Это процедура хлопотная, неприятная. Но если другого выхода не будет, то будем менять. Для начала нужно завершить первый круг, а потом будем делать промежуточные выводы.

- Пока получается, что много игрового времени на площадке проводят опытные Леонид Яйло и Андрей Корочкин. Такое впечатление, что силы им не хватает…

- Яйло 38 лет. Какие тут силы? Их у Лени, по идее, вообще нет. Что касается 29-летнего Корочкина, то он никак не может набрать форму после травмы. Немудрено, ведь в прошлом году Андрей получил сложнейшее повреждение – разрыв ахиллового сухожилия.

- Может, в сложившейся ситуации, учитывая нестабильное финансовое положение «Николаева», стоит и вам выставить перед руководством клуба условие – работать на дальнюю перспективу и пожертвовать одним сезоном ради наигрывания молодежи на будущий чемпионат?

- Считаю, что курс должен определять не я, а руководство. Сейчас перед нами поставлена задача – попасть в восьмерку. Отсюда – направление. Наигрывание молодежи с нынешним курсом несопоставимы. Если руководство скажет наигрывать молодых – буду выполнять эту задачу. Конечно, мы стараемся попутно подтягивать юношей к составу, но делать это очень сложно. Причина проста – молодежь не того уровня, что ее можно поставить играть в матчах украинской Суперлиги. К сожалению, разница между Владимиром Скляром, Антоном Рожковым и уровнем нашего чемпионата очень большая. Это не позволяет использовать их достаточно много в каждой игре.