УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинский баскетболист Михайлюк: я переехал в Канзас в 17 лет, а меня там уже все узнавали

Святослав Михайлюк

Украинский баскетболист Святослав Михайлюк принял решение еще сезон выступать в Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA). Здесь уже два года воспитанник "Черкаських Мавп" защищает цвета университета Канзаса.

Пока что наш спортсмен не смог закрепиться в основной обойме команды. Однако 19-летний баскетболист уверен, что продолжив защищать цвета "Канзаса", еще больше приблизится к своей мечте – попасть в клуб НБА.

– Думаю, я не показал все, на что способен. Следующий год будет для меня очень важен и познавателен для меня, – рассказал Святослав Михайлюк в интервью "Обозревателю". – Потому что два последних года у нас было очень много игроков, была большая ротация. У нас были очень хорошие игроки, например, Майн Селдон и Брайан Грин. Они в этом году уходят на драфт, и поэтому в следующем году у меня будет больше шансов показать себя.

Читайте: Марш Украины по планете: Михайлюк, Лэнь и еще 8 наших лучших баскетболистов за рубежом

– Но придут еще конкуренты в любом случае?

– Да, приходит один игрок – Джо Джексон. И я уже в "Канзасе" два года, уже знаю, что тренер хочет от меня, что хочет от команды, и для меня это будет плюсом против игроков, которые только приходят в университет.

– Как появилась идея поехать в США, ведь известно, что у вас были предложения из Испании, Росиии и так далее?

– Это было, когда я поехал на "Nike Hoop Summit" (ежегодная игра всех звезд) – это была игра между сборной мира и сборной Америки. Там я хорошо себя показал, и колледжи стали меня рекрутировать. "Канзас", "Оклахома Стейт", "Байлор" – то есть, колледжи мною заинтересовались. И я уже выбирал, куда ехать – либо в Европу, либо в Америку, и мой выбор был в пользу Америки.

Фото: kusports.com

– Какие клубы из Европы Вами интересовались? Мы знаем, что это гранды европейского баскетбола – это "Реал", "Барселона", как и в футболе собственно.

– Да, меня звал "Реал" Мадрид.

– Наверное, вам предлагали хорошие деньги по контракту, в Америке такого не получишь?

– В университете мы получаем стипендию, как все обычные ученики. Нам дают бесплатную еду, бесплатную одежду. У нас есть зал, у нас есть мячи, у нас есть все, чтобы развиваться.

– И все же, почему вы выбрали Канзас?

– Канзас – это один из лучших университетов Америки, где родился баскетбол. Они всегда были топ-командой, у них лучшая программа подготовки в Америке, и это было лучше решение для меня.

– Насколько разительны отличия между украинским и американским баскетболом? Что в первую очередь больше всего удивило?

– Я скажу, что это скорость и физические качества. Все построено на физике и скорости. Ты должен быть атлетичным, физически сильным, чтобы противостоять другим соперникам.

Читайте: Сборная Украины сыграет против России

– Что для вас стало в новинку, ведь ваш конек это трехочковые броски?

– Я стараюсь делать все, чтобы помочь моей команду выиграть, стараюсь выполнять все тренерские установки. Во многом это была игра в обороне, ведь защита – это главный аспект игры, и если ты не защищаешься, то ты не можешь играть в баскетбол. Поэтому это был один из аспектов, которые я должен был выполнять на все 100%.

– Что вас больше всего удивило, и к чему сложнее всего было привыкнуть?

– В игре это чуть разные правил. Две половины по 20 минут, это не четыре четверти по 10 минут. Вы получаете 35 секунд на атаку, и поэтому получается более быстрая, более жесткая игра. В Европе более тактическая игра, а в Америке – физическая. Ты должен быть выносливым и играть в свой баскетбол, делать все очень быстро, бежать, забивать сверху.

– Как вы адаптировались после приезда в Америку?

– Когда я ехал в Америку, изучал английский в школе, и мог разговаривать с людьми. Но, когда я впервые приехал в колледж, то первый год у меня были только уроки английского, как и у других студентов, которые приехали из Китая, Бразилии, Португалии, со всех уголков мира. Мы изучали азы английского.

– По окончанию университета, вы получите диплом об американском образовании?

– Да, в этом году я уже изучаю обычные предметы, которые изучают все студенты.

– Вы успеваете справляться с занятиями и тренировками?

– Да, конечно, тут спортсменам помогают репетиторы. Если, что то не поняли, то мы приходим после тренировки, и они нам все объясняют.

– С тренером сразу нашли общий язык?

– Да, но на тренировках много сленговых слов, которых я не знал, и поначалу было трудно понимать то, что он говорит.

Смотрите: Сборная Украины раскрыла план подготовки к отбору Евробаскета-2017

– Ваша команда пробилась в плей-офф NCAA, где дошла до четвертьфинала, а ваш наставник Билл Селф стал тренером года.

– Да-да, потому что мы выигрываем свою конференцию 12 лет подряд, и у нас была хорошая статистика – 30 игр выиграли, 5 проиграли. Я думаю, Селф очень хороший тренер, в этом году он это доказал, и думаю, заслуженно получил эту награду.

– Вы ощущаете его доверие как тренера?

– Конечно. И не только его, ведь с нами еще 5-6 тренеров, которые тоже находятся на площадке, и которые помогают в разных аспектах. Например, если Билл говорит одной пятерке, что им делать, что они делали не правильно, то остальные тренера подсказывают, остальным игрокам, что им делать.

– Есть же звезды в университетских командах, у которых помимо этих, есть еще личные тренеры. Или такое не практикуется?

– Этого я не знаю. Я знаю, что тренеры только из университета.

Фото: kusports.com

– Святослав, есть ощущение, что в следующем сезоне вы будете проводить больше времени на площадке?

– В следующем году посмотрим. Я буду стараться, всегда стараюсь, делаю все возможное, чтобы заработать время и в следующем году у меня будет больше времени и больше возможностей, чтобы показать себя.

– Вас включил в расширенную заявку на Евробаскет-2017 тренер сборной Евгений Мурзин. И, говорят, что вы можете принять участие на Евробаскете-2016 U-20.

– Да, U-20, я буду обязательно за них играть. В этом году мы начинаем первый сбор первого июня в Черкассах, а потом подготовка к ЧЕ в Финляндии, который стартует 16 июля.

– Вы будете участвовать в матче за взрослую команду, который состоится 31 августа?

– Я хочу играть за национальную сборную всегда, но в этом году не получится, так как я уже 20 августа должен быть в университете.

– Общаетесь ли вы с Алексеем Лэнем (единсвтенный украинец в НБА. – ред) ?

– Да, мы поддерживаем связь, так как живем в одной стране. Он играет в "Финиксе", я в "Канзасе", мы знаем друг друга, общаемся, следим за играми друг друга, и вообще поддерживаем дружеские отношения.

– Чего хотите достичь в баскетболе? В какой команде?

– Играть в НБА уже достижение, но лично мне хотелось бы играть за "Сан-Антонио".

Читайте: Д’Андра Мосс: за сборную Украины решила играть не из-за денег

– Почему именно "Сан-Антонио"?

– Они играют в более европейский баскетбол, более умный, и вообще это одна из лучших команд НБА.

– Ведется ли работа агентов с баскетболистами, когда они еще выступают в университетах?

– Когда игрок уходит с колледжа, он имеет право подписать контракт с агентом, у них есть два-три месяца перед драфтом, тогда все решается.

– Какое видение ситуации у жителей Америки по поводу конфликта в Украине? Часто ли спрашивают?

– В прошлом году, когда часто показывали по новостям, то конечно спрашивали, а сейчас все притихли. Не знаю, может в Америке по новостям это не очень показывается, но в прошлом году спрашивали.

– Чего не хватает украинскому баскетболу, чтобы поднять свой уровень?

– Я думаю нужно развивать детский баскетбол. Я очень рад, что Михаил Юрьевич Бродский развивает детско-юношеский баскетбол в Черкассах, много вкладывает в детей, много вложил в меня и поэтому я могу сказать ему огромное спасибо. Он дал мне путь в жизнь, всегда меня поддерживает, дает советы. Было бы хорошо, если бы баскетбол так развивался в каждом городе, тогда бы он вышел на новый уровень.

Фото: mavpabasket.com

– Следите за украинской Суперлигой?

– Да, в этом году старался следить за "Черкаськими Мавпами". Смотрел матчи плей-офф и болел за команду, но у них не очень получилось.

– Ваша стартовая пятерка всех времен.

– Майкл Джордан, Карим Абдул-Джаббар, Билл Рассел, Леброн Джеймс, и на первом номере Мэджик Джонсон.

– То есть, нет Коби Брайанта, нет Шакила О'Нила?

– (Смеется) Очень много игроков, которые играли на легендарном уровне в свое десятилетия. Например, Джордан был в свои 20 лет лучшим, потом пришел Коби и был лучшим в свои 20 лет. Не могу назвать, 5 игроков которые были самыми лучшими в мире, но я могу сказать, что есть 20 игроков, которые играли на одном уровне.

– Коби, Леброн или Майкл?

– Майкл Джордан.

– Кто был Вашим кумиром?

– Сейчас мой кумир – это Кари Ивен. Защитник из "Кливленда". Симпатизирует мне, как игрок, очень нравится, как он играет.

– А в детстве?

– Майкл Джордан.

– Как сейчас обустроен ваш быт? Часто ли приезжают родители?

– Мои родители приезжали один раз. Это было на Новый год.

– Говорят, что "Канзас" для своих баскетболистов сделал "тепличные" условия. Например, отдельное общежитие.

– Да, в этом году у нас новое общежитие, но с нами живут не только баскетболисты, а еще и 10 студентов, так как по правилам, баскетболисты не могут иметь, то, что имеют обычные студенты. Общежитие разделено на три части: на первом этаже у нас есть половина площадки, то есть мы можем прийти побросать мяч, на втором есть кинотеатр, площадка для пинг-понга. На третьем этаже есть площадка с телевизором, где ты можешь просто прийти отдохнуть и посмотреть то, что хочешь.

Читайте: Героический поступок. Украинский баскетболист Лэнь спас жизнь своему другу

– Ночью побросать, не идет ли это в разрез с дисциплиной, графиком?

– Не знаю, все засыпают по-разному. Если кому-то не хочется спать и есть силы, то они просто идут и бросают в свое удовольствие.

– Насколько отличается поведение в быту американцев и украинцев? Потому что у нас, когда молодой игрок попадает в Суперлигу, у него появляются финансовые возможности тратиться на клубы, дорогие машины...

– Мы в Америке, в университете, у нас нет таких финансовых возможностей. Мы стараемся жить, покупаем, что хотим. Кому то нравится одежда, еда, кто-то хочет сводить девушку в кино, и время на клубы или что-то другое, как в Украине просто не остается. У нас утром университет с 8 до 12 или с 10 до 14, в зависимости от того, на каком ты курсе. Потом у нас идет тренировка с 14 до 18. С 15 до 17 тренажерный зал, потом репетиторы, домашнее задание, то есть время не остается.

– Какие курьезы у вас случались в "Канзасе"?

– Курьезов не было. Просто Канзас – это другой мир, другой университет, много веселья, и как таковых курьезов не было.

– Как вас восприняли партнеры?

– Я приехал в 17 лет. Все школьники, которые туда приезжают, им уже было по 19 лет. Мне старались помогать, заботились обо мне, говорили, что правильно, что не правильно. На тренировках подсказывали, что делать, ведь мне надо набраться опыта, выучить язык, понимать, что говорит тренер. Потому что он использует много очень сленговых слов.

– Вы уже привыкли к американскому языку, его говору?

– Да, привык уже. У меня в команде очень много темнокожих и я учусь у них сленговым словам.

Фото: instagram.com/coachbennyku

– В Америке если бы вы сказали "черный", то это было бы не очень?

– Если бы я сказал "black", это было бы нормально, а если бы сказал другое слово, то…

– А вообще существует то, что называют расизмом?

– У нас нет. В команде все друг с другом общаются. Мы как большая семья, так что такого нет.

– В каком возрасте был ваш первый слэм-данк?

– Я думаю, в 13.

– Какой у Вас был тогда рост?

– (Улыбается) Не помню, был не высокий.

– В Америке есть баскетболисты невысокого роста, и все они умеют забивать данки. Как это у них получается? Их где-то этому учат?

– Все просто атлетичные, все с детства занимаются в тренажерном зале, готовятся к этому. Спорт на первом месте в Америке. Дети, как только идут в школу, сразу записываются на американский футбол.

– То есть американский футбол популярнее, чем баскетбол?

– Да, американский футбол – это самый популярный вид спорта. Все играют в американский футбол.

– Бейсбол тоже, хоккей?

– Американский футбол и бейсбол – это два самых популярных вида спорта в Америке, потому что в детстве они идут либо туда, либо туда, либо же одновременно и туда и туда.

Читайте: Экс-одноклубник Михайлюка чудом выжил после автокатастрофы

– А соккер?

– Соккер не очень котируется, я бы даже сказал, что очень редко.

– А вы вообще смотрите?

– По телевизору очень редко показывают, так что стараюсь смотреть футбол.

– В чем различие в самом тренировочном процессе?

– Все тренера разные, у всех тренеров свой подход, все пишут разные планы, но в Америке это более интенсивно. Больше бегают, игр, ты должен быть физически развит.

– Есть ли какие-то другие ходы, которые включаются в тренировки, например, аэробика, гимнастика?

– Наш тренер очень много времени уделяет растяжке. У него свой план, как подготовить игрока НБА или, как подготовить игрока к сезону.

– В чем различие между требованиями вашего тренера в "Черкаських Мавпах" Максима Михельсона и Селфа?

– У Селфа нужно грызть землю, даже если ты не играешь, то должен стараться. Даже когда не играешь, он относится к тебе, как к игроку из первой пятерки. Как я уже говорил, у всех тренеров разные подходы и разные методики.

– Почувствовали ли вы уже узнаваемость людей, бегают ли за Вами, чтобы взять автограф?

– Да, конечно. Как только я приехал в лагерь в университет, то когда шел просто по улице, то все со мной здоровались. Меня уже узнавали, так как я был уже в какой-то газете. Там очень популярны социальные сети – Twitter, Facebook, Instagram… Весь университет знал, что я приехал, так как баскетбол в Канзасе очень популярен, и все знают всех игроков.

– Часто ли скучаете по Украине? Чего вам больше всего не хватает?

– Очень скучаю по друзьям, родителям. Хотелось бы проводить со своими друзьями больше времени, но в "Канзасе" я нашел новых друзей, новую баскетбольную семью.

Как сообщал "Обозреватель", молодежная сборная Украины назвала состав на чемпионат Европы-2016, который с 16 по 18 июля пройдет в Финляндии. Соперниками команды Максима Михельсона на групповом этапе будут сборные Словении, Сербии и Латвии.

Украинский баскетболист Михайлюк: я переехал в Канзас в 17 лет, а меня там уже все узнавали