УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Исповедь экс-заложника: в Горловке была перевалочная база для пленных

15,4 т.
Исповедь экс-заложника: в Горловке была перевалочная база для пленных

По разным данным, за два года проведения АТО в плену у террористов побывало от нескольких сотен до нескольких тысяч украинских солдат. Тема обмена военнопленными давно вышла за границы Донбасса и Украины – наших солдат в своих тюрьмах открыто удерживает Российская Федерация.

Согласно последней информации, которую озвучивают сотрудники СБУ, в плену у так называемых ДНР, ЛНР остаются 124 украинских военных. Еще 693 человека считаются без вести пропавшими. Впрочем, даже официальные цифры о пленных сильно разнятся.

Несмотря на сложности обмена военнопленными, переговоры об освобождении наших солдат продолжаются. Так, совсем недавно из рук боевиков "ДНР" освободили нескольких украинских военных, которые попали в плен во время трагических событий под Дебальцево в феврале 2015 года. Солдат 128-й мукачевской горно-пехотной бригады Петр Ерошевич пробыл в подвале донецкого СБУ долгих 400 дней, и это его история.

Распределитель в Горловке

"Когда был призыв на срочную службу – меня должны были распределить во внутренние войска. Я тогда этого жутко не хотел, и сказал в военкомате: "Пойду, конечно, служить, как все, но только, пожалуйста, не распределяйте меня в милицию". Мне повезло и "срочку" я отслужил в высокомобильных воздушно-десантных войсках. Меня отправили в 80-ю львовскую аэромобильную бригаду, которая дала мне первую военную закалку и подарила татуировку на руке – "За ВДВ", - рассказывает Ерошенко.

Он сидит на больничной койке в госпитале Госуправления делами и улыбается. С тех пор, как в обмен военнопленными вмешался лично президент Петр Порошенко, всех бывших узников сначала отправляют в госпиталь ДУСи.

На снимке Петр Ерошевич после операции. Источник фото: vk.com

Несколько дней назад солдату вытащили из головы осколки от снаряда, который угодил в машину перед тем, как они с напраником попали в плен.

"Это было в феврале 2015 года. Наша бригада удерживала несколько позиций возле Дебальцево, а потом боевики взяли город в кольцо. Помню ли я день, когда оказался в плену? – Да, помню. Такое невозможно забыть. Тогда мы с напарником завозили в местную больницу еду и медикаменты. По дороге назад наткнулись на деверсионно-разведовательную группу противника… Силы были неравные, нашу машину обстреяли, а нас самих взяли в плен", - продолжает Ерошевич.

Перед тем, как бросить военных в подвал донецкого СБУ, боевики "ДНР" отправили солдат со 128-й бригады в Горловку. Там была своего рода перевалочная база для пленных – раненным оказывали помощь, а здоровых почти сразу увозили в Донецк.

"У меня было тяжелое ранение в голову, поэтому, как нас везли и что было потом, я не особо помню. Периодически приходил в себя в Горловке, где меня, надо признать, довольно хорошо лечили врачи с той стороны баррикад. Они обрабатывали мои раны, зашили голову, делали капельницы и уколы. Как-то я спросил одного из врачей, зачем он мне помогает, и доктор ответил: "Пока я в белом халате, я – врач, а, значит, для меня нет разницы, кого лечить – тебя, или кого-то из наших. На больничной койке все равны", - делится Ерошевич.

Читайте: Российские кураторы террористов придумали, как замаскировать военные преступления

Длительная реаблитация

По разным данным, в плену у так называемых ДНР, ЛНР, от 115 до 150 человек. Ради этих ребят рассказывать о той стороне солдат со 128-й бригады наотрез отказывается. Военный говорит, что после 400 дней в плену и двух Дней рождений, проведенных в подвале СБУ в Донецке, его жизнь круто изменилась, и теперь в ней появился еще один смысл – молится за боевых товарищей, которых все еще ждут дома.

"Про плен и ту сторону баррикад, на самом деле, уже очень много чего сказано, написано и отснято. Мне, вряд ли, будет что добавить… Да, нас привлекали к разным работам и кормили два раза в день. Сначала мы мылись и ходили в туалет по расписанию – нас выстраивали в шеренгу, спрашивали, кто хочет в уборную, потом мы поднимали руки и группами шли в туалет", - рассказывает солдат.

По словам Ерошевича, в донецком СБУ пленных содержали в нескольких подвальных помещениях – около 50 человек вместе с солдатом из 128-й бригады изо дня в день вместе ели, спали и мечтали о том, что будут делать, когда попадут домой. Волей пары несчастливых случаев, обмен Петра Ерошевича несколько раз срывался: причины узнику особо не объясняли, и просто говорили: "Еще посидишь".

"Люди, которые взяли меня в плен, точно были русскими. Это были кадровые военные из России. Я понял это по их речи, форме и отличительным знакам на ней. А вот на счет тех, кто удерживал нас в подвале СБУ, ничего однозначного сказать не могу. У них были одинаковые шевроны с надписью "Армия ДНР" и одинаковый взгляд на будущее Украины, а, точнее, его отсутствие. Несмотря на трудности, я обрел в плену вторую семью – у нас не было понятий "мое", потому что абсолютно все было общим. А еще иногда на праздники к нам приезжали украинские волонтеры. Они привозили сигареты, еду и средства личной гигиены. Эти мелочи казались тогда настоящей роскошью. И вообще после плена обычные вещи начинаешь ценить в тысячу раз сильнее. В моей голове навсегда останутся осколки от вражескоо снаряда, но я рад, что выжил", - подытожил Ерошевич.

После лечения в больнице Госупраления делами Петра Ерошевича перевели в Центральный военный госпиталь. Затем солдату понадобится еще несколько реабилитаций. Сейчас военный проходит лечение на западе Украины, и говорит, что мечтает о семье и детях, а еще очень хочет, чтобы всех его боевых товарищей вытащили из плена.