УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Майдан и выборы: невеселый тест на эффективность

Майдан и выборы: невеселый тест на эффективность

Майдан, безусловно, явление красивое. Он впечатляет, он воодушевляет, он объединяет… Правда, далеко не всех. И как поляна протеста он относительно эффективен - до тех пор, пока власть не начинает сознательно включать игнор.

Однако перед оппозицией стоят задачи более широкие, чем содержание стилизованной под Запорожскую Сечь массовой информационной площадки. В эйфории протеста как-то на второй, а скорее даже на третий план отошли выборы в пяти проблемных округах. Отошли, как выяснилось, совершенно напрасно.

Оказалось, Майдан может, к примеру, стать отчасти площадкой для рекламы свободовца Левченко - но Майдан не может ни убедить людей проголосовать за него, ни тем более - проконтролировать процесс голосования и подсчета голосов. А власть, против которой направлен Майдан, все это может. И делает.

Майдан может стать площадкой для рекламы свободовца Левченко - но Майдан не может убедить людей проголосовать за него

О том, что делает власть, следует судить по результату. А результаты ЦИК уже объявила. Безусловную победу оппозиция одержала только на одном округе из пяти - там выиграл Леонид Даценко из "Батькивщины", он набрал 63,5% голосов, а его оппонент-самовыдвиженец, лидер афганцев Сергей Червонопиский - 23,3%. По данным сети "Опора", здесь на 11% участков присутствовали посторонние лица, на 4% участков выдавались бюллетени без паспортов, и на 3% участков была нарушена тайна голосования. Однако этих нарушений оказалось недостаточно, чтобы повлиять на результаты голосования - слишком уж велик был разрыв.

А вот на остальных участках оппозиция не смогла сопротивляться нарушениям при голосовании и подсчете голосов. В том же Киеве "Свобода" и вся оппозиция вели себя так, будто мандат у Левченко уже в кармане. Да и чего ждать от города, в едином порыве поддержавшего Майдан, одним из активных участников которого стал Левченко? Оказалось, ждать следовало всякого. Например, парадоксального протестного голосования пожилых людей, которые были шокированы сносом памятника Ленину. Особенно если учесть, что значительная часть этих пожилых людей находится под влиянием глав домовых и уличных комитетов, которые дружат отнюдь не со "Свободой". А что не доработали домовые, то компенсировалось нарушениями, о которых сообщает "Опора": нарушение тайны голосования на 16% участков, присутствие посторонних - на 13%, фотографирование бюллетеней - на 10%, подвоз избирателей - на 5% участков. Если столько нарушений зафиксировано, можно себе представить, сколько осталось без фиксации.

Аналогичная ситуация на Николаевщине, где ставленник власти Круглов обошел оппозиционера Корнацкого на каких-то 2,5% голосов. Как это делалось, можно судить по автобусам, которые массово подвозили людей для голосования в сопровождении депутатов-регионалов.

На Киевщине в округе №94 всякую надежду оппозиции ЦИК убила еще на этапе регистрации, сняв с выборов Романюка. Оставшиеся "недооппозиционеры" Лозовой и Кармазин не имели против формально независимого кандидата Бадоева никаких шансов.

Все это говорит о том, что война войной, а обед - по расписанию. И власть не отказывает себе в удовольствии отобедать новыми мандатами, тогда как оппозиция довольствуется евроборщом из казанов на Майдане.

Майдан не может заменить собой политику - постольку, поскольку он остается "территорией свободы", ограниченной баррикадами на Крещатике и "демократическим сектором" Фейсбука. Восстание, загнанное самими восставшими в прокрустово ложе локального политического фестиваля, может сколь угодно оставаться фестивалем, но восстанием оно быть перестает. У Майдана нет инструментов влияния на процесс выборов, на процесс принятия решений властью, и уж тем более - на процесс смены власти.

Майдан не может заменить собой политику - постольку, поскольку он остается "территорией свободы", ограниченной баррикадами на Крещатике и "демократическим сектором" Фейсбука

В этом смысле Майдан для оппозиции скорее обуза, а не поддержка. Он захватывает уйму времени и душевных сил у его участников, требует максимальной отдачи - но КПД его в области традиционной политики, к которой, безусловно, относятся и выборы, крайне низок. В ходу замечательный призыв: "Выходи из Фейсбука - приходи на Майдан!" Но злая ирония судьбы в том, что Майдан стал материализовавшимся Фейсбуком, этакой "соцсетью наживо" - формирующей новые смыслы, новые эмоции, мемы, луки и прочие атрибуты соцсети, которые тут же переходят из реала в виртуал и получают массу перепостов.

Но на выборах люди голосуют не виртуально. И голоса покупают не виртуально. И лишние проценты в протоколы избиркомов вписывают тоже натуральными чернилами по натуральной бумаге. Более того - победившие кандидаты будут голосовать в парламенте настоящими пластиковыми карточками, и их голоса зачтутся при принятии новых законов.

Поэтому и активистам Майдана, и оппозиции нужно срочно искать выход из баррикадной ловушки. В каком направлении - каждый определяет сам, в соответствии со своими эстетическими предпочтениями. Тот же Левченко, например, написал у себя на Фейсбуке: "Эта ночь была очень полезной. Те, кто еще сомневался, увидят, что никаких выборов этот режим проводить больше не собирается. Особенно в 2015 году. Когда председатель УИК объявляет результаты "с потолка", а большинство комиссии его поддерживает - то выборами это назвать невозможно (и это только вершина айсберга - подробнее позже). Ответ прост - этот режим надо смести. События в округе - топливо в огне Революции. Все только начинается".

Везде, куда дотянется Майдан, он должен действовать так, чтобы его нельзя было игнорировать

Оставим этот пафос на его совести, но факт остается фактом. Оппозиция нуждается в свободе маневра, не ограниченной неповоротливым и слабоприменимым для оппозиционных целей чемоданом без ручки под названием Майдан. Активистам же Майдана нужно перерасти состояние тусовки, нужно не пытаться втиснуть всю Украину в границы Майдана - все равно не поместится - а нести Майдан и его идеи на каждую улицу, в каждый двор, на проходные заводов, в провинцию, вплоть до границ Украины и дальше. И везде, куда дотянется Майдан, он должен действовать так, чтобы его нельзя было игнорировать.