УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Наблюдатели ОБСЕ в Украине: правда против пропаганды

1,5 т.
Наблюдатели ОБСЕ в Украине: правда против пропаганды

Наблюдателей ОБСЕ на востоке Украины нередко критикуют. Как сохранить доверие в условиях вооруженного конфликта и пропагандистской войны? Об этом шла речь на конференции в Бонне.

Вот уже больше года конфликт на востоке Украины остается одной из главных тем мировых новостей. Сотни журналистов освещают военные действия и гуманитарную обстановку в регионе. То и дело появляются спекуляции по поводу участия России в этом конфликте. Российские, украинские и международные СМИ порой рисуют совершенно разную картину событий.

Есть только одна инстанция, работающая на Украине, которая может претендовать на звание нейтрального наблюдателя - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Около 400 наблюдателей могут находиться по обе стороны от линии фронта - привилегия, недоступная большинству журналистов. Соответственно высоки и ожидания относительно информации, которую предоставляют представители организации.

Открытость, технологичность, осторожность

В рамках международной конференции Global Media Forum в Бонне представители миссии ОБСЕ рассказали, насколько это непросто - соответствовать подобным высоким требованиям. Как же должны вести себя международные организации в современном мире, где новости производятся 24 часа 7 дней в неделю? То, что ОБСЕ не желает оказаться на задворках современного медиаландшафта, сразу бросается в глаза: пресс-секретарь организации отправляет сообщения в Twitter прямо в ходе мероприятия, интервью с представителями организации транслируется напрямую через интернет.

"Мы не упускаем ни одну возможность выступить перед общественностью и рассказать о нашей работе. Мы открыты и хотим доказать что наша информация заслуживает доверия", - подчеркивает заместитель руководителя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг (Alexander Hug).

Несмотря на то, что миссия ОБСЕ все более активно осваивает интернет, твиты журналистов, работающих на месте событий, гораздо более популярны, чем сообщения наблюдателей ОБСЕ. Особенно быстро распространяются в Сети собранные репортерами на востоке Украины доказательства российского военного присутствия. Тот факт, что наблюдатели ОБСЕ по прошествии более года с начала военного конфликта в регионах Донбасса все еще не могут однозначно подтвердить, что российские войска присутствуют на востоке Украины, зачастую требует объяснений со стороны сотрудников миссии.

"Есть ли российские войска на Украине - да или нет? Мне часто задают этот вопрос", - рассказывает Хуг. По его словам, его полномочия не позволяют ему выносить подобные вердикты. "Мы сообщаем обо всем, что мы наблюдаем: люди в российской военной форме, с российскими знаками отличия, определенные системы вооружений, которые мы в состоянии опознать и классифицировать. Однако выводы на основе этих отдельных сообщений журналисты и политики должны делать самостоятельно", - убежден Александр Хуг.

Доступ наблюдателей ОБСЕ ограничен

Поль Пикар также говорит о том, что его регулярно спрашивают о российских войсках на территории Украины. Наблюдатель ОБСЕ вот уже год работает на пограничном пункте между населенными пунктами Донецк и Изварино. "Мы всегда сообщаем обо всем увиденном. Часто мы наблюдаем, как люди в военной форме пересекают границу. Однажды через пограничный пункт проехала российская армейская машина скорой помощи и забрала с украинской стороны раненого", - рассказывает Пикар.

Однако он подчеркивает, что наблюдатели ОБСЕ находятся лишь на двух пограничных пунктах вдоль линии границы между Россией и Украиной длиной свыше 400 километров, которая не контролируется украинской армией. Расширение мандата ОБСЕ на другие погранпосты блокируется со стороны России. На некоторых участках пророссийские сепаратисты не допускают наблюдателей миссии ближе чем на 10 километров к линие границы, недовольно отмечают представители ОБСЕ.

Контрпропаганда - не решение

"Мы все чаще наблюдаем за тем, как российские СМИ манипулируют нашими заявлениями. Они утверждают, что мы не зафиксировали ни одного случая пересечения российскими войсками границы. Однако речь идет лишь о двух конкретных погранпостах. Мы не знаем, что происходит на остальных пунктах", - говорит Пикар. Его коллега из Вены Фране Мароевич, советник уполномоченного ОБСЕ по вопросам свободы слова, также говорит о пропагандистской войне на востоке Украины, которой хочет противостоять его организация: "Пропаганда убивает. В этой войне сеется ненависть между украинцами и русскими", - критикует он.

То и дело наблюдатели ОБСЕ констатируют, что истории журналистов просто выдуманные. "Так, к примеру, один из государственных телеканалов России сообщил на днях об убитой в Донецке девушке, которая на самом деле никогда не существовала", - утверждает Мароевич. Он убежден: ответом на пропаганду может служить только правда, а не контрпропаганда.

Чтобы еще больше облегчить доступ общественности к информации из первых рук, ОБСЕ решилась на эксперимент: вскоре некоторые наблюдатели получат компактные видеокамеры и смогут вести съемку в ходе своих рейдов. В конце концов наблюдатели имеют доступ к местам и объектам закрытым для журналистов. Позднее эти видеозаписи должны будут без комментариев загружены в интернет. На основе этих фильмов пользователи получат возможность самостоятельно составить свое мнение о происходящем на Украине.