УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Конец променада в Мариинском

Конец променада в Мариинском

Мариинский парк кажется безлюдным - если не считать бойцов внутренних войск в касках, которые небольшими группами дежурят у входов на аллеи. Но вот через весь парк тянется ограда из металлических щитов. За оградой - дымится традиционная бочка-майданка, темнеют фигуры молодых людей.

Узкий проход в ограждении, охрана, проверка журналистских удостоверений. "Обо-зри-тель" - охранник старательно, но не слишком успешно вчитывается в бейдж, и вот мы уже внутри периметра.

Здесь работа не то чтобы кипит, но идет своим ходом. Палатки в основном уже разобраны и бесформенными тюками свернуты на поддонах. Освободившиеся поддоны складывают в штабеля и на тележках свозят туда, где их заберут грузовики.

Мусора на аллеях не видно - насколько это можно разглядеть в темное время суток.

А вот и мусор - в черных пакетах, его готовятся вывезти, как и поддоны.

Перед Мариинским дворцом демонтируют сцену.

На нас косятся, потом подходит мужчина, интересуется, кто мы такие. Ссылка на то, что мы уже представились охране, не работает - вдруг мы через забор перелезли? Приходится снова демонстрировать удостоверения. Мужчина - он себя не называет ("я просто здесь убираю") - заботливо просит нас вести себя аккуратно и не быть слишком навязчивыми в ходе фотографирования: "Мало ли что, не все любят, когда их снимают. Вы сфотографируете человека без разрешения, а вас потом доской по спине". Благодарим за заботу и продолжаем съемку.

Следующий наш собеседник - комендант палаточного городка Александр Зинченко, ему мы задаем несколько вопросов:

- Почему сворачивается палаточный городок?

- Наша цель осуществлена, задачи выполнены. Бюджет принят. Мы победили и на победном марше покидаем Мариинский парк. До следующих ситуаций.

- Вы сказали, что уходите, потому что принят бюджет. Но было решение суда о запрете акций в центре Киева. Если бы бюджет не приняли, как бы вы реагировали на решение суда?

- Мы бы переформатировали акцию. Это была бы мирная демонстрация - без палаток. Всему глава - закон, его нужно исполнять, тогда будет порядок.

- Идет интенсивная уборка территории. Вы учли опыт предыдущего палаточного городка, после которого осталось много грязи?

- Я соглашусь с тем, что опыт прошлого палаточного городка учтен. Мы детальнее подошли к развертыванию и свертыванию городка. За три с половиной часа городок уже свернут. А мусор и грязь прошлого палаточного городка - это провокация. Те фото были сделаны в ходе уборок, возможно, что кто-то позже пришел и специально разбросал мусор, сфотографировал и забросил в сеть. На сегодня вы видите, какая здесь чистота. перевоспитать людей за две недели невозможно и организоваться за такой срок - тоже. Но на этот раз мы выставим охрану по всему периметру Мариинского парка, завтра утром мои фотографы все это сфотографируют, выложат в интернет - чтобы никто не смог сделать провокации. Завтра я приглашаю киевлян и гостей столицы посмотреть, какую чистоту мы оставим после себя и каков уровень нашей организации и сознательности.

- Чьими силами производится уборка?

- Только нашими. Я не привык перекладывать ответственность на других. Люди в оранжевых жилетах - это не коммунальщики, это наши люди.

По словам Зинченко, по максимуму в палаточном городке было свыше 50 тысяч участников, а постоянно - около 5 тысяч. Много жило на территории в автобусах, или у знакомых, друзей и родственников.

Трудовой дух на территории палаточного городка поддерживает передвижная кофейня, у которой выстроилась очередь из участников акции и сотрудников милиции.

Проправительственная акция прибирает следы своего существования, оставляя на заборе Мариинского вот такие артефакты. Впрочем, возможно, к утру субботы и их уберут…

Все фото - Юрий Нагорный