УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Парадоксы революции

Парадоксы революции

В Украине уже третий месяц проходят акции протестов, которые успели привести к нескольким смертям, нарушить привычную жизнь центра столицы, а также прекратить или существенно осложнить работу облгосадминистраций, не говоря уже о сотнях раненных и задержанных в результате уличных боев. Несмотря на неблагоприятную погоду, люди в центре Киева продолжают стоять, их формальные лидеры не меняются, хотя авторитет постепенно перешел к лидерам неформальным, которые, однако, пока не стали субъектами переговорного процесса.

За почти три месяца протестов Майдан так и не добился серьезных уступок или выполнения хотя бы одного из ключевых своих требований и мог бы уже несколько раз разойтись, если бы не неожиданные и, на первый взгляд, необдуманные действия участников противостояния. Эти действия аккурат в моменты затуханий подогревали народный гнев и негодование, выводя на Майдан огромное количество народа или радикализируя небольшую группу протестующих и удерживая их от прекращения митинга.

Раззадоривающие Майдан события происходят раз в несколько недель, когда протест скатывается на уровень просто существующего, никому не угрожающего, к которому все привыкли и перестают обращать внимание. Кажется, еще пара дней, и все разойдутся, но как раз в этот момент происходить или очередная попытка силового разгона митинга или попытка власти закрутить гайки – люди обозляются, и Майдан разгорается с новой силой.

Что же это? Совпадения? Непродуманные поступки власти, которая сама себе создает проблемы? Или провокации оппозиции с целью продолжения протеста? "Обозреватель" попытался разобраться в этих парадоксах революции с помощью адвоката и политика Татьяны Монтян, а также известного учёного, специалиста в области коммуникативных технологий, теоретика вопросов стратегии и информационных войн Георгия Почепцова.

За 82 дня Майдана можно выделить четыре основных парадокса: 30 ноября, 11 декабря, 10 и 16 января.

Парадокс первый: ночной разгон

29 ноября митингующие объявили о том, что собираются прекращать протест, на Майдане Незалежности в Киеве все постепенно утихало, и в ночь с 29 на 30 ноября на центральной площади страны было около двух сотен людей, которые ушли бы утром или еще через пару дней. Но не тут то было… Столичной власти вдруг в 4 часа утра захотелось срочно поставить в Киеве новогоднюю елку, да так сильно захотелось, что бойцы "Беркута" не просто оттеснили митингующих, они жестоко их избили, и это успели заснять несколько камер. После этого, утром 30 ноября оппозиция объявила общий сбор на Михайловской площади, поскольку с Майдана Незалежности их вытеснили, а 1 декабря уже собрала несколько сотен тысяч людей, которые снова заняли Майдан, разобрали недоустановленную елку на баррикады, захватили здание КГГА, Дом профсоюзов и даже попытались взять штурмом Администрацию Президента. Протест разгорелся с новой неожиданной силой, хотя не будь этого разгона – Майдан бы разошелся еще 30 ноября.

Таким образом, "Беркут", который подчиняется власти, сделал для оппозиции огромную услугу. Эксперты считают, что этой услугой оппозиция обязана внутренней борьбе во власти. Георгий Почепцов заявил, что разгон 30 ноября был результатом борьбы за пост главы Администрации Президента, который на тот момент занимал Сергей Левочкин, но источники уже тогда говорили о его скором уходе, а на его место прочили тогдашнего главу СНБО Андрея Клюева (он впоследствии и занял это место) или министра внутренних дел Виталия Захарченко.

"Один из ответов может быть в том, что на наших глазах происходила одновременная борьба в середине власти. Ведь всем было известно, что С. Левочкин идет, хотя он сидел еще на своем месте, поэтому кто-то "подставлял" возможные фигуры его преемников: Клюева или Захарченко", - предположил Почепцов.

Ученый также добавил, что силовики сильно перестарались с жестокостью разгона, отметив при этом одну странность, а именно, что каким-то образом на спящем Майдане, который уже собирался расходиться, ночью оказалось много камер, которые успели заснять жестокость "Беркута".

"Не было необходимости делать этот жестокий разгон. Но одновременно почему-то ночью его снимало несколько камер", - сказал Почепцов.

Татьяна Монтян также считает, что разгон был, в первую очередь, выгоден некоторым людям из власти. Речь идет о том же Сергее Левочкине, который, по слухам, решил покинуть свою должность из-за несогласия с курсом Президента Виктора Януковича, а также о нардепе Давиде Жвании, который вышел из фракции Партии регионов якобы в знак протеста против сворачивания евроинтеграционного курса.

"Ведь кому меньше всех был нужен разгон Майдана, так это власти. Зато он очень был нужен Жвании, Мартыненко и другим товарищам, которым обязательно надо было, чтобы их демарш не завершился пшиком. Кто конкретно проплачивал ментов для того, чтобы они покрошили людей 30 ноября - никто не знает, но под подозрением — именно "путчисты", - сказала Монтян.

Адвокат напомнила, что оппозиционеры начали валить этот разгон друг на друга, учитывая его явную выгодность именно оппозиции, однако она считает, что ночной разгон – результат внутренней борьбы во власти.

Таким образом, первый парадокс революции, который поднял огромную волну протестов, и фактически положил начало длительному Майдану, который украинцы наблюдают до сих пор, был результатом действий власти, однако не из-за ее глупости, а из-за несогласия и внутренних противоречий.

Парадокс второй: наступление под молитву

11 декабря Майдан снова начал потихоньку угасать, со сцены на Майдане Незалежности священники читали молитвы, а тем временем к центру столицы подтягивали силовиков. Правоохранители не применяли агрессивных действий, однако было явно заметно, что они готовятся к штурму, "Беркут" пытался оттеснить митингующих возле здания КГГА, окружил протестантов на самом Майдане. Люди снова напряглись, но силовики неожиданно передумали и покинули центр Киева со словами: "Был бы приказ, снесли бы вас". В ночь с 11 на 12 декабря правоохранители попытались штурмовать баррикады в правительственном квартале, но им это тоже не удалось. Действия этого дня были как-то странно нерешительными и не доведенными до конца со стороны силовиков, однако свое дело сделали – Майдан разогрели, люди снова начали сходиться, строить баррикады и ждать штурма.

Татьяна Монтян считает, что этот эпизод был непродуманной попыткой власти освободить для проезда Крещатик, и эта попытка которая была прекращена после того, как руководство увидело готовность людей сопротивляться.

"Вот здесь, я думаю, что все-таки власть сдуру решила, что оно уже все утихло, и можно попробовать освободить, по крайней мере, Крещатик. Но не так случилось, как думалось. После того, как народ повалил на помощь, власть дала заднюю и решила не доводить до беспредела и до реально силового сценария. Это была, я считаю, ошибка власти, потому что подумали, что все уже разбежались, и никто не придет – а они взяли и пришли", - сказала Монтян.

Георгий Почепцов считает, что власть таким образом могла собирать материал на митингующих для того, чтобы иметь формальные основания для их наказания или введения в дальнейшем чрезвычайного положения.

То есть, второй парадокс революции также организован властью. И скорее всего из-за непродуманности действий, поскольку в декабре вопрос о чрезвычайном положении еще не поднимался, и на спланированную провокацию вялые действия силовиков не тянут.

Парадокс третий – террористический

10 января все СМИ Украины занялись освещением суда над "васильковскими террористами", которые получили по шесть лет за то, что якобы планировали совершить теракт в августе 2011 года. До этого дня их дело мало кого интересовало, но 10 января оппозиция обратила на него внимание общественности, суд начали пикетировать, после чего под его зданием произошла драка между силовиками и активистами, в ходе которой последние сильно пострадали. Оппозиция подала это как новый виток "беспредела власти", чем снова разожгла затухающий огонь Майдана.

Татьяна Монтян считает, что организатором всего этого действа был оппозиционер Виталий Ярема, который таким образом раззадоривал Майдан.

"Здесь я подозреваю конкретно оппозиционера Ярему. Потому что судья Бурбела (судья по делу "васильковских террористов". – Ред.) – это его шавка (это общеизвестно; этот же судья дал пожизненное заключение также ни за что Мерабу Суслову, личному врагу банды Алояна, одним из лидеров которой, я считаю, и является Ярема), и дело этих "васильковских псевдотеррористов" ранее слушалась очень медленно, никому оно было не нужно. Они там сидели два с чем-то года, дело тянулось, тянулось, тянулось, а тут Бурбела внезапно начал гнать это дело. И как раз, когда затухал Майдан в очередной раз, им вынесли абсолютно безумный приговор – по 6 лет ни за что. У нас в стране, конечно, дают сроки ни за что, но ведь не 6 же лет. Это спровоцировало дикое побоище возле Киево-Святошинского суда. Здесь я полностью убеждена, что это был Ярема", - сказала Монтян.

Таким образом, 10 января оппозиция предприняла шаг к оживлению Майдана, который из-за праздников и целого месяца отсутствия раззадоривающих шагов от власти начал затухать.

Парадокс четвертый – парламентский

События 10 января оживили Майдан слабо и не надолго, но стороны конфликта не заставили долго ждать нового повода, и уже 16 января Верховная Рада руками с голоса приняла 9 законов, которые возмутили оппозицию и Майдан. Этими законами вводилась уголовная ответственность за клевету, запрещалось носить маски на митингах, собираться колоннами из более, чем пяти автомобилей, а также другие ограничения, которые существенно усложняли жизнь протестующим. Естественно, что принятие этих законов и их очень оперативное подписание Президентом разозлило Майдан.

Оппозиция в этот день, несмотря на явные нарушения Регламента, вела себя крайне пассивно и даже не попыталась помешать принятию этих нормативных актов.

Георгий Почепцов считает, что пассивность оппозиции вызвана их желанием разогреть Майдан, ведь им нужно было обострение ситуации.

"Благородное" объяснение - они (оппозиция. – Ред.) не ожидали именно таких проектов законов, "неблагородное" - им нужно было обострение ситуации. Богословская, кстати, говорила и то, что никто из оппозиционных лидеров не разговаривал с депутатами фракции ПР о выходе из нее, никто не проводил каку-либо работу, что тоже странно", - сказал Почепцов.

Похоже, что четвертый парадокс организовали власть и оппозиция в тандеме, но он дал неожиданный эффект, который оппозиция либо не просчитала, либо даже и не пробовала просчитать, надеясь на свою авторитетность. Скорее всего, такого эффекта не ожидала и власть, но для нее он сыграл на руку, а поэтому неспособность или нежелание предсказать его не имели для власти таких пагубных последствий, как для оппозиции. Этим эффектом стала полная потеря авторитета лидеров оппозиции среди майдановцев, недоверие к ним и разочарование в их способности бороться за выполнение поставленных целей.

Татьяна Монтян считает, что в связи с этими событиями оппозиция пытается слить Майдан.

"Оппозиция поняла, что им ничего не светит уже с этим путчем, ничего у них не получилось, "заграница" им не помогла, вернее глупая "заграница" думала, что наша оппозиция – это действительно оппозиция, а не шайка недоговороспособных лузеров. У них ничего не вышло, и Майдан начал им мешать – чем дольше он стоял, тем больше он показывал лузерство оппозиции. То есть, фактически с момента, когда провалилась отставка тогда еще Азарова (3 декабря. – Ред.), Майдан начал стоять в пользу власти. А оппозиции он теперь даром не нужен, поскольку их на Майдане уже посылают в пешее эротическое путешествие, за людей их там никто не считает, то есть они просто теряют рейтинг, все считают, что они ни на что не способные бездари, да еще и недоговороспособные", - сказала Монтян.

На волне разочарования лидерами оппозиции пробуют подняться два человека: бывший министр экономики Петр Порошенко и глава "Правого сектора" Дмитрий Ярош, который 19 января всем продемонстрировал свою готовность идти до конца, превратив мирный протест в противостояние с кровавыми боями, которые привели к первым жертвам революции.

Порошенко, утверждает Монтян, воспользовался ситуацией с избиением и пытками над активистом Автомайдана Дмитрием Булатовым (сама Монтян заявляет, что это была инсценировка. - Авт.). Именно Порошенко после 8 дней, в течение которых Булатова считали пропавшим, отвез автомайдановца в больницу, сделав при этом несколько ярких фото и раздавая комментарии по поводу его состояния. Его активное участие в этих событиях действительно позитивно повлияло на рейтинг экс-министра экономики. И не последнюю роль в этом сыграла медиакартинка.

Георгий Почепцов вообще считает, что в ходе этой революции медиакартинка играла одну из ключевых ролей в организации всех событий.

"Главным инструментарием этих событий является медиакартинка. Особенно впечатляют ночные фото с пылающим огнем. Поэтому все действия в основном происходят ночью, когда на Западе есть прайм-тайм телевидения", - отметил Почепцов.

Таким образом, четвертый парламентский парадокс перерос для оппозиции в проблему и выдвинул новых лидеров Майдана.

Эксперты не берутся прогнозировать дальнейшее развитие событий. Почепцов отметил, что со стороны не видно всех внутренних составляющих и ответвлений процесса, а Монтян подчеркнула, что люди, загнанные в угол, способны на все, а именно такими людьми сейчас являются активисты "Правого сектора", которым надо выбирать между достижением цели любыми путями или тюрьмой на срок до 15 лет.

Так что, поживем – увидим, ведь Майдан снова начинает затухать, и каким будет пятый способ подогрева протестов, сложно даже представить.