УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В оккупированном Донбассе 135 больных детей ждут помощи

4,4 т.
В оккупированном Донбассе 135 больных детей ждут помощи

11-летний Кирилл из Тореза Донецкой области, а так же еще 134 ребенка, в том числе - ставшие инвалидами за время войны на востоке, нуждаются в срочной медицинской помощи - половина из них сироты. Такая информация прозвучала во время прямого эфира "Медицина для блокадников. Дети АТО".

На Обоз. TV вышел выпуск № 3 уникальной передачи "Восточный дневник" - о войне и судьбах людей Донбасса.

Гости студии Евгений Найштетик – вице-президент Всеукраинского Совета защиты прав и безопасности пациентов, руководитель Первого Добровольческого Мобильного Госпиталя им. Николая Пирогова и адвокат Татьяна Матяш спорили в прямом эфире о том, должна ли Украина проявлять заботу о больных детях на оккупированных территориях.

В центре внимания оказалась кричащая история 11-летнего Кирилла, который вместе с мамой находится в подконтрольном боевикам городе Торез, Донецкой области. У ребенка редкое генетическое заболевание, которым он страдает с рождения – гемофилия. Мальчику 3 раза в неделю надо колоть препарат, одна ампула которого стоит 35 000 грн. В момент выхода передачи жизнь ребенка висела на волоске.

11-летний Кирилл из Тореза болен редким генетическим заболеванием. Фото предоставлено мамой.

До войны Кирилла обеспечивало препаратом государство, после оккупации помощь оказывали волонтеры, однако на момент выхода передачи мальчик не получал препарат более 3 суток.

"Он перестал разговаривать, молчит целый день, – описала состояние ребенка мама Елена по телефону во время прямого эфира, - Знает, что его ждет ужасная боль, и даже если мы уколем препарат сегодня, а завтра порежем палец, мы кровь будем останавливать 5-6 часов, а потом все равно необходимо колоть препарат. От резкого движения может произойти порыв сосудов – если он прыгнет с кровати, например. А обезболивающие нам противопоказаны, так как они разжижают кровь. Это значит – будут парализованы руки и ноги, потому что когда он поднимает руку, у него травмируются локтевые суставы, а боль доходит до такого, что начинает повышаться давление - наливаем холодной воды в ведро, опускаем туда руки и ноги. Он чернеет, губы трясутся."

Евгений Найштетик, рассказал, что такие препараты, как фактор 8, необходимый Кириллу, закупаются Украиной и были закуплены в текущем году – в том числе и на Кирилла.

"Мама должна выполнять родительский долг, взять ребенка под мышку и попытаться выехать на территорию украинской власти. Когда в доме пожар, мы не задумываемся куда бежать – мы бежим от пожара. Я встречался с семьей из Макеевки, у которой 10 детей - они выезжали в никуда", - рассказал Евгений Найштетик.

Мать Кирилла объяснила, почему не выехала до сих пор за пределы так называемой "ДНР".

"Чтобы уехать нужны сбережения, родственников за пределами Донецкой области у нас нет. Нас козочки кормят, мы выращиваем овощи, и питаемся этим. Боимся остаться на улице - без еды и денег... И еще… Не очень хорошо относятся к нам, к сепаратистам - как нас называют в Украине".

Мать ребенка заявила, что боится дискриминации, а ее ребенок находится в депрессии.

"Уехать, изменить социальную среду - очень сложно психологически", - говорит правозащитница Татьяна Матяш.

Государство, по мнению правозащитницы, не обеспечило эвакуацию больных людей и создало препятствия для их самоэвакуации - минными полями, блокпостами, пропусками. При этом жители других регионов порой рассматривают жителей Донбасса, как пособников коллаборантов.

Как уже писал "Обозреватель", приказом СБУ, который ввел пропускную систему такое основание для получения пропуска, как опасность для жизни или смертельная болезнь - не предусмотрено, льгот для больных детей нет, а система получения пропусков требует несколько месяцев.

"Нет механизма предоставления помощи социально незащищенным слоям, государство за год не предложило программы", - отметила Татьяна Матяш.

Несмотря на бюрократические препоны, правозащитница предложила вывезти и разместить ребенка с мамой в Полтавской области с участием волонтеров. Евгений Найштетик предложил маме Кирилла доехать до нулевого украинского блокпоста и эвакуировать ребенка без пропуска медицинским транспортом.

По телефону в студии состоялся разговор с врачом из Донецка, которая обрисовала ситуацию с детьми, которые стали инвалидами во время АТО.

"У меня документы на 135 детей на неподконтрольной Украине территории (которым сейчас нужда помощь) и 10 из них стали инвалидами в следствие обстрелов. Половина из них – сироты", - заявила врач.

По ее мнению необходимо сделать гуманнее пропускной режим и продумать законодательно эвакуацию или обеспечение препаратами тяжело больных граждан Украины.

"Произошел переворот, установили марионеточную республику, финансируемую из бандитских фондов и РФ, и у местных властей никто не просит медикаменты почему-то!" - отметил Евгений Найштетик.

"Дети не ходили на референдум, они вне политики", - напомнила врач.

Правозащитник Павел Скала в комментарии "Обозревателю", ссылаясь на Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года "О защите гражданского населения во время войны", заявил, что обе стороны конфликта обязаны заботиться о таких пациентах.

"В Конвенции говорится, что и та, и другая сторона делают все возможное для обеспечения гумнаитарных грузов на эту территорию, и медикаменетов в том числе. То есть – это ответственность и украинской стороны. Государство создало препятствия для прохождения гуманитарных грузов путем введения запретов и ограничений, которые содержатся в нормативных документах. Даже ООН и "Красный крест" имеют проблемы - это нарушение со стороны украинского государства", - отметил он.

Смотрите полную запись эфира 3-го выпуска "Восточного дневника" детях АТО:

Выпуск № 3 "Восточного дневника" имел резонанс – мы получили десятки сообщений от людей, которым оказалась небезразлична судьба Кирилла. На следующий день после передачи мальчик получил спасительный укол. Это стало возможным, благодаря совместным усилиям волонтеров и Донецкого облздрава (работников Донецкой областной государственной администрации Украины). 10 ампул передал ребенку неизвестный мужчина из Горловки, несколько ампул маме пообещал фонд Рината Ахметова. А сейчас Елена оформляет необходимые документы, чтобы получать лекарства от Украины на регулярной основе. Вопрос с эвакуацией семьи остается открытым.

"Восточный дневник" выходит на ОБОЗ-TV каждую среду, в 18.00.

Цель передачи – разрушить железный занавес информационной блокады на оккупированных территориях и сломать расхожие стереотипы о жителях Донбасса.

Гости программы откровенно рассказывают о том, что они пережили за минувший год, и предлагают свои решения сложных проблем.

Зрители имеют возможность звонить в студию во время он-лайн трансляции и задавать вопросы экспертам и правозащитникам по телефонам:

+38-099-52-12-333

+38-093-284-93-21