УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Операция "Блокада". Почему украинцев "мочат" в Facebook?

42,6 т.
Операция 'Блокада'. Почему украинцев 'мочат' в Facebook?

Скандал с блокировкой профилей известных украинских пользователей в крупнейшей социальной сети мира - Facebook - набирает обороты. В течение последних недель читатели Facebook не могли видеть сообщений Андрея Бондаря, Александра Ройтбурда или Вахтанга Кипиани.

7 мая руководитель компании Марк Цукерберг во время открытого интернет-чата заявил, что в блокировании аккаунтов Украинская нет политического подтекста. Как пояснил Цукерберг, временный запрет публикаций не производится в России, поскольку - вопреки распространенному в Украине мнению - российского офиса не существует. После начала боевых действий на востоке Украины должность ответственного за украинский-российские вопросы занимает Томас Кристенсен - руководитель подразделения Facebook в Северной Европе.

По словам Цукерберга, украинцев блокировали из офиса в Дублине, где есть специальная команда сотрудников, которые владеют многими языками и решают такого рода проблемы. Цукерберг также заверил, что лично проверил часть сообщений пользователей, которые были заблокированы, и полностью согласен с действиями своих сотрудников. В то же время руководитель Facebook признал определенные недостатки системы автоматической блокировки учетных записей.

Читайте: В России могут запретить Facebook, Twitter и Google

Впрочем, и за последнюю неделю временные отключения украинцев от Facebook не прекратились. DW разбиралась в причинах этого явления.

Слово - не воробей

Ежедневно в социальной сети Facebook блокируется от 500 до тысячи аккаунтов украинских пользователей, рассказал в интервью DW киевский интернет-эксперт, основатель сайта Watcher Максим Саваневский. По его словам, это началось с конца февраля-начале марта этого года. "С этого времени ежедневно поступали сообщения о блокировке или удаления аккаунтов известных политиков, депутатов, журналистов. Это набирало обороты и достигло максимума в конце апреля-начале мая", - сказал Саваневский.

Среди тех, чьи профили в сети заблокировали, публицист и писатель Андрей Бондарь, художник Александр Ройтбурд, журналист Андрей Капустин, историк и публицист Вахтанг Кипиани, политик Борислав Береза.

"Конкретных причин блокировки в Facebook мне не объяснили, просто сказали, что нарушил правила, посоветовав читать их", - сообщил в комментарии DW публицист Андрей Бондарь. Его аккаунт блокировали дважды: за публикацию шуточного стихотворения со словами "че там у хохлов", а также за сообщение в поддержку заблокированного в Facebook блогера Евгения Ґендина.

Страница Александра Ройтбурда, как рассказал художник, заблокировали после критики о деятельности одного из украинских чиновников. "Что там является языком ненависти? - возмущается художник. - То, что я сравнил названия населенных пунктов с какими нелестными этнонимами, вроде Хацапетовки и Жидачева? Это ни в коем случае не является попыткой опорочить кого-то, а лишь констатация фонетической схожести". Причины такой придирчивости, говорит Ройтбурд, - механическая система контроля в Facebook.

Читайте: Украинский сегмент Facebook – анатомия погрома

Спецслужбы в соцсетях

В украинском сегменте интернета многочисленные примеры блокировки украинцев в Facebook объясняют атакой "русских ботов". В частности, Андрей Бондарь считает, что отправляя жалобы на публикации популярных в социальных сетях людей и добиваясь блокировки аккаунтов, украинцам пытаются закрыть рот.

С другой стороны, отмечает Максим Саваневский, можно привести немало примеров, когда администраторы социальной сети отказываются реагировать на жалобы на публикации сепаратистов с призывами убивать украинцев. "Российским спецслужбам и компаниям, которые им помогают, удалось найти дыры в системе оповещения о нарушении правил социальной сети. Сегодня они могут заблокировать любой аккаунт", - добавил Саваневский.

Не исключает спланированной атаки на украинский сегмент Facebook и профессор Европейской школы менеджмента и технологий Сандро Гайкен. "Это похоже на русскую информационную операцию. Следует заметить, что интернет-блокады часто испытывают политические партии. На 100 процентов таких же случаев в истории не припомню, но похожую ситуацию можно было наблюдать ранее в Сирии и Иране", - сообщил в комментарии DW Гайкен .

Между тем среди украинских блоггеров распространяется еще одна версия блокировки аккаунтов - вроде бы это делает украинское же Министерство информационной политики. "Но я не думаю, что оно со своей цензурой и структурой на это способно", - считает Александр Ройтбурд.

Читайте: Facebook или ФСБbook?

Ответственность за жизнь

"Я пользовался Facebook как почтовым ящиком - там моя информация, контакты, работа, - продолжает Ройтбурд. - И если это все уничтожат, уничтожат мою интеллектуальную собственность". Сейчас художник ждет разблокировки аккаунта. Для пострадавших от правил Facebook в Киеве создали сервис по оказанию помощи. "В основном мы консультируем людей. Свои обращения к администрации социальной сети посылаем только в отдельных случаях. Иногда это помогает", - рассказала одна из инициаторов, менеджер по телекоммуникациям Украинского кризисного медиа-центра Оксана Крячко.

Поведение Facebook Максим Саваневский объясняет особенностями бизнеса, ведь это "компания, построенная на доверии пользователей". И если бы менеджеры признали возможность манипуляций с системой оповещения, это могло бы еще больше подорвать доверие к компании и ее сервиса. "Я бы даже не исключал, что это могло бы повлиять на капитализацию акций компании на рынке. Поэтому Facebook сегодня никак на это не реагирует", - подытожил эксперт.

Читайте: Нет бойкоту: Facebook хотят подмять украинские олигархи – Мочанов

По его мнению, администрация Facebook не осознает, какую важную роль играет эта социальная сеть в гибридной войне России против Украины. "Мы должны осознавать, что с тех семи тысяч мирных жителей и полторы тысячи военных, погибших на Донбассе, какая доля погибла по вине социальных сетей, которые вовлекают людей в войну", - отметил Саваневский.