УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бои столичного значения

Бои столичного значения

Люди по эту сторону милицейского ограждения разделились на две категории - участники сражения и зрители - сочувствующие, подбадривающие боевиков одобрительными криками, но - зрители. Они смотрели с близкого, но безопасного расстояния, как пылает милицейский автобус, как забрасывают камнями и "коктейлями Молотова" укрывшуюся за щитами и автобусами милицию, как та в ответ бросает свето-шумовые гранаты и дымовые шашки. Впрочем, иногда зрители превращаются в бойцов, а бойцы периодически переходят в категорию зрителей.

Окруженная толпой, стоит оппозиционная звукомашина. Из нее доносится душеспасительное: "А сейчас предлагаем всем отойти на Майдан! Правительственные здания все равно пустые! Отходим на Майдан - только все вместе, разом, чтобы отставших не схватил "Беркут"!

"Стоим!!!" - отвечает толпа, не собираясь покидать поле боя. Похоже, оппозиция ситуацию не контролирует.

"Отойдите от автобуса! Он может взорваться! Отойдите, чтобы никто не пострадал!" - продолжает бубнить машина. Но и этот предельно здравый совет (автобус рядом с колоннадой стадиона "Динамо" пылает, он действительно опасен) люди игнорируют. Самая дисциплинированная часть восставших - сотня самообороны Майдана берет территорию у автобуса в оцепление. Радикалы этого не оценили, у оцепления вспыхивают ожесточенные перебранки: боевики оскорблены тем, что их лишили возможности повоевать с "Беркутом", который стоит на горке по ту сторону автобуса.

Вокруг раздается мерный стук - это восставшие подручными железяками выковыривают тротуарную плитку. Ее складывают в кучи, а потом по цепочке передают на передовую.

Когда пламя автобуса чуть стихает, в проходе между кабиной и колоннадой появляются щиты "Беркута". Они выстраиваются в "черепашку", и не зря - на них тут же обрушивается град камней. Через некоторое время в щиты ударяет "коктейль Молотова" - пламя тут же взмывается, но сверху брандспойт сбивает огонь.

Постепенно выстраивается обоюдная тактика. Восставшие набирают брусчатки, делают набег через площадку перед колоннадой, забрасывают "Беркут" и стремглав бегут назад, а вслед им летят и грохочут шумовые гранаты и дымовухи.

Кто не успел - тот опоздал, и опоздавших раз за разом выносит на руках или на носилках медслужба Майдана. Скорые едва успевают подъезжать и увозить раненных.

У одного из бойцов взрывом гранаты оторвало кисть руки - вероятно, он хотел отбросить прилетевшую гранату, но не успел.

Во всей этой вакханалии единственные, кто вызывает симпатию и даже восхищение - это медики Майдана. Они организовали прекрасную службу по оказанию помощи пострадавшим, обеспечили с запасом медикаменты, воду, наготове профилактика от слезоточивого газа. Они всегда рядом с передовой и подвергаются опасности наряду с боевиками. Скольким людям они помогли выбраться из зоны огня, облегчили страдания, а может - кто знает - и спасли жизнь!

На все это, улыбаясь, смотрит портрет великого Лобановского - ему тоже досталось, боевики не слишком метко кидают свое "оружие пролетариата", и на круглом портрете осталось несколько хорошо различимых отметин.

"Беркут", впрочем, тоже не слишком озабочен прицельностью - гранаты то и дело рвутся в стороне от нападающих, но в опасной близости от зрителей.

От осколков гранат страдают и журналисты - бывший работник "Обозревателя", а сейчас корреспондент газеты "Вести" Вячеслав Веремий получил серьезную травму глаза, сейчас он в больнице.

Подбегает мужичок, показывает темный след на национальном флаге, которым он укрыл плечи:

"Вот! Резиной стреляют! Сюда и еще в ногу попали! Когда я в них, сволочей, камнями кидал!" - и снова убегает - наверное, мстить камнями за резину.

У колоннады движение - кого-то тащат в сторону Парковой дороги, к машинам скорой помощи. Нет, не кого-то - одного за другим волокут трех бойцов "Беркута". Наиболее сознательные участники акции неповиновения спасают милиционеров от самосуда: восставшие разъярены, на "беркутов" сыпятся удары кулаков, каблуков и палок - правда, большинство из них не достигает цели.

"Кого ты защищаешь!? Беркутню защищаешь!?" - у людей истерика, но все-таки милиционеров удается запихнуть в "скорые". Видели бы вы их глаза - глаза людей, вырвавшихся из ада и еще не поверивших в это.

А у колоннады растет баррикада. Чью-то машину перевернули на бок, разобрали трехметровые ограждения с ближних теннисных кортов - и вот уже готова преграда для светошумовых гранат - правда, преграда ненадежная.

"Беркут" попытался еще раз выдвинуться возле колоннады, но был забросан "коктейлями Молотова". Зрелище пылающих людей - не для слабонервных.

Постепенно бои у колоннады стадиона "Динамо" стихают. Теперь война идет правее, на ул. Грушевского. Там улица перегорожена несколькими грузовиками и автобусами. В "Беркут" периодически летят "коктейли Молотова", вот одна из бутылок разбивается, и огонь охватывает брезентовый тент автомобиля.

Пара минут - и грузовик пылает. Потом вспыхивают один за другим еще два автобуса.

В чем причины такого обострения конфликта, такой агрессии и ненависти со стороны демонстрантов?

Очевидно, это от безвыходности. С одной стороны, цели Майдана не достигнуты. С другой, власть закручивает гайки и ограничивает свободы. С третьей, лидеры оппозиции до сих пор не предложили восставшим ничего, что те смогли бы считать реальным планом действий. Вот они и действуют как могут - без плана, без меры, теряя порой человеческий облик и вымещая свою ненависть и отчаяние на тех, кого власть привычно выставляет на передовую для обеспечения собственной безопасности.

Как развивались события дальше - расскажут наши корреспонденты.

Фото: Юрий Нагорный, Евгений Лешан