УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кремль побуждает Германию наращивать расходы на оборону

984
Кремль побуждает Германию наращивать расходы на оборону

Впервые за многие годы в ФРГ будет увеличен бюджет министерства обороны. Причиной в Берлине называют политику Москвы, которую здесь считают угрозой европейской безопасности.

На следующей неделе в германском бундестаге начнутся бюджетные дебаты. В среду, 9 сентября, на повестке дня - расходы на оборону. В парламентском документе под номером 18/5501, который легко можно найти на сайте бундестага, указывается, какие суммы на эти цели считает целесообразным выделить немецкое правительство.

Его финансовый план в отношении министерства обороны на ближайшие четыре года выглядит так: 34,4 миллиарда евро - на 2016 год, (на 1,9 миллиарда больше, чем в текущем году), в 2017 году - 34,9 миллиарда, в 2018 - 35 миллиардов евро и в 2019 году - 35,2 миллиарда.

Но в профильном комитете бундестага считают, что по крайней мере на следующий год на нужды бундесвера будет выделено еще больше денег из государственного бюджета. Причина в том, что сегодняшняя политика Москвы в отношении Украины все больше воспринимается в Германии как военная угроза всей Европе.

Канцлер о политике России

Официальный Берлин пока воздерживается от воинственных заявлений, делает главную ставку на дипломатический процесс и хотел бы избежать новой гонки вооружений. Вместе с тем, если внимательно послушать немецких политиков, становится ясно, что свои политические инициативы правительство ФРГ намерено подкрепить и более весомыми аргументами.

Самый свежий пример из этого ряда - выступление канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) на ее ежегодной пресс-конференции в минувший понедельник, 31 августа. Речь там преимущественно шла о проблеме беженцев в Германии, и брошенное вскользь замечание канцлера о политике России осталось немецкой прессой незамеченным. Прозвучало это замечание в ответе на вопрос о том, как глава правительства ФРГ относится к планам Вашингтона переоснастить американский ядерный арсенал на базе Бюхель в Германии современными авиабомбами В61-12 с инерциальной системой наведения.

Сравнительно недавно, в 2009 году, когда Ангела Меркель формировала свое прежнее правительство с немецкими либералами, в их коалиционном договоре было записано стремление добиться вывода американского ядерного оружия с территории ФРГ. Теперь об этом и речи нет. Мы, разумеется, не хотим провоцировать Россию, заметила Меркель, отвечая на вопрос. "Если посмотреть на российскую политику в области вооружений и российские программы их модернизации, - добавила она, - то нет причины ничего не предпринимать в ответ".

Пример Германии в этом отношении подают Соединенные Штаты. Только что стало известно о решении Вашингтона разместить в Европе не только новое ядерное оружие, но и перебросить сюда многоцелевые истребители пятого поколения F-22 Raptor для охраны воздушного пространства в первую очередь стран на востоке континента.

"Полые структуры" бундесвера

Год назад страны НАТО согласились с тем, чтобы выделять на нужды обороны 2 процента своего ВВП. Такую норму перевыполняют только США, бюджет Пентагона составляет 3,6 процента валового внутреннего продукта. Во Франции - 1,8 процента, в Германии на 2016 год закладываются 1,17 процента.

Все последние годы оборонные расходы в Германии сокращались, армия уменьшилась с 500 до 185 тысяч военнослужащих, воинскую повинность отменили. Реформы бундесвера, которые проводили прежние немецкие министры обороны, были направлены на дальнейшую экономию бюджетных средств. В результате, сетует уполномоченный бундестага по делам бундесвера Ханс-Петер Бартельс (Hans-Peter Bartels), в вооруженных силах возникли "полые структуры".

Бартельс имеет в виду ситуацию, при которой даже значительно сокращенное штатное вооружение бундесвера существует только на бумаге, а боевую технику, необходимую, например, для какой-нибудь зарубежной миротворческой миссии или учений приходится собирать с миру по нитке. Так, тому подразделению бундесвера, которое в июне участвовало в маневрах сил быстрого реагирования НАТО "Острие копья", пришлось позаимствовать оружие и технику в 56 гарнизонах, разбросанных по всей стране.

Новые заботы "адвоката солдат"

Уполномоченный бундестага по делам бундесвера обычно занимается бытовыми проблемами военнослужащих, их жилищными условиями, продвижением по службе, медицинским обеспечением, жалобами на командиров. Его принято называть "адвокатом солдат".

Теперь, когда в непосредственной близости от Германии возник очаг напряженности, грозящий перерасти в открытую войну между двумя славянскими государствами, Бартельса волнуют совсем другие проблемы.

По его оценке, возникла новая угроза, отчасти похожая на ту, которая исходила с востока во времена холодной войны. Поэтому актуальной для НАТО, ЕС и самой Германии он называет тему повышения коллективной обороноспособности. Бартельс считает необходимым "восстановить способность к коллективной обороне, добиться полной оснащенности бундесвера и преодолеть возникшую в последние годы ситуацию полых структур в вооруженных силах".

2 процента ВВП на оборону?

Для этого, понятное дело, требуется значительное повышение расходов на оборону. Заложенное в правительственном финансовом плане увеличение на 1,9 миллиарда Бартельс считает недостаточным, поскольку фактически покрывает только рост кадровых издержек бундесвера - министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) решила на пять тысяч (до 50 000) увеличить численность профессиональных военных.

"Но на новые инвестиции, на обеспечение полной оснащенности бундесвера средства пока не предусмотрены", - указал уполномоченный в интервью радиостанции Deutschlandfunk.

Конкретные суммы, необходимые, по его мнению, для достижения таких целей, он называть не стал, но напомнил о принятом в НАТО решении о двух процентах ВВП на оборону. Чтобы выполнить такую норму, Германии надо было бы иметь военный бюджет не в 34, а в 58 с лишним миллиардов евро.

Наращивание расходов на бундесвер до такого масштаба совершенно нереалистично, и никто в Германии этого пока не требует. Но их увеличение всего на одну десятую процента от немецкого ВВП повысило бы бюджет министерства обороны ФРГ на 2,9 миллиарда евро, а до французского уровня - на 17 с половиной миллиардов.

"Ситуация в сфере безопасности изменилась, - констатирует Ханс-Петер Бартельс. - Наши восточноевропейские соседи ожидают от Германии такой же солидарности, которую проявляли по отношению к ней на протяжении десятилетий наши западноевропейские партнеры".