УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Как ЕС собирается бороться с нелегальной миграцией

1,1 т.
Как ЕС собирается бороться с нелегальной миграцией

Тема беженцев стала главной в Евросоюзе. Комиссия ЕС разработала план, предусматривающий, среди прочего, уничтожение лодок контрабандистов. Подробности - от DW.

Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) отправился в эту пятницу, 15 мая, на Ближний Восток - в Ливан и Иорданию. Главная тема визита - проблема беженцев. В Иордании, в частности, министр посетит один из лагерей, сооруженных для беженцев из Сирии.

"Мы свидетели катастрофы, невиданной по своим масштабам, - сказал Штайнмайер перед вылетом в Бейрут. - 12 миллионов беженцев, четыре миллиона из них в соседних с Сирией странах". В Иордании и Ливане укрылись два с половиной миллиона, в Турции - 1,7 миллиона. За счет бежавших от гражданской войны в Сирии население Ливана увеличилось на четверть.

А беженцы из целого ряда африканских стран ищут лучшей доли в Европе, готовы ради этого рисковать жизнью в Средиземном море. Чуть ли не каждый день поступает информация о спасенных или утонувших на пути к берегам заветной Европы. В четверг, 14 мая, например, немецкий фрегат "Гессен" принял на борт сначала 107 беженцев с тонущей у берегов Ливии надувной лодки контрабандистов, через несколько часов моряки спасли 102 человека, а вечером - еще 85.

Морской бой с контрабандистами?

Проблема беженцев затмила в Евросоюзе все прочие - и до сих пор не решенную греческую, и по-прежнему грозящий перейти в горячую фазу конфликт на востоке Украины. В четверг, 14 мая, на встрече министров иностранных дел стран НАТО в Турции обсуждался, в частности, план мер, разработанный в ведомстве верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини. Борьбу с бандами, зарабатывающих баснословные суммы на нелегальной переправе людей через Средиземное море, Евросоюз собирается вести в четыре этапа.

На первом намечено собрать всю информацию спецслужб и военной разведки об инфраструктуре контрабандистов. На втором - останавливать в море и арестовывать их суда. Если не поможет, то третий этап предусматривает их уничтожение прямо в территориальных водах или даже на берегу Ливии, через которую идет основной поток беженцев в Европу. Четвертый этап - помощь ливийским властям (когда таковые появятся) восстановить пограничный режим.

Больше всего споров вызывает третий раздел плана Могерини. Глава европейской дипломатии собирается получить мандат ООН на физическое уничтожение флота контрабандистов. Штайнмайер хоть и не в восторге от перспектив ведения европейцами морского боя с таким "противником", но считает, что Совет Безопасности ООН, если правильно сформулировать заявку, возражать не будет.

Иной точки зрения придерживается его коллега из Люксембурга. Жан Ассельборн призывает быть реалистами и понимать, что не все обладающие правом вето в Совбезе, в частности, Россия, согласятся с тем, что Евросоюз начнет топить корабли в Средиземном море - в нейтральных, а тем более в территориальных водах Ливии.

Квоты на беженцев

Разногласия внутри Евросоюза и в самой Германии вызывают также намерения Брюсселя пересмотреть правила приема и распределения беженцев по странам-членам ЕС. До сих пор действует так называемый регламент "Дублин II", в соответствие с которым заявление соискателя убежища рассматривается в той стране, через которую он впервые въехал на территорию ЕС.

Теперь Брюссель собирается ввести квоты на прием беженцев отдельными странами ЕС с учетом народонаселения последних, размера их ВВП, уровня безработицы и числа уже находящихся в них иммигрантов. По такой формуле самая большая доля пришлась бы на Германию - 18,42 процента. На втором месте - Франция, на третьем - Италия.

С точки зрения Андреаса Шойера (Andreas Scheuer), генерального секретаря баварского Христианско-социального Союза (ХСС), партнера по правящей коалиции христианских демократов канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel), нагрузка на ФРГ в таком случае рискует стать чрезмерной.

Не годится, заявил он, чтобы Германия принимала столько же беженцев, сколько 23 другие страны ЕС вместе взятые. Но Шойер, скорее, исключение. Ведущие представители других партий, входящих в правящую в стране коалицию, поддержали идею квот.

На Германию хоть и придется самая большая квота, но она все равно будет меньше, чем при существующем положении дел. В прошлом году, например, немецкие власти приняли 202 700 заявлений с просьбой о предоставлении убежища - треть поданных во всех странах ЕС.

20 тысяч из миллионов

Негативно к системе квот относятся в Англии, странах Балтии, Венгрии, Польше, Словакии, Чехии. Министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй уже заявила, что ее страна не будет участвовать в такой системе. Она считает, что квоты "будут только побуждать еще большее количество людей отправляться в опасное для жизни путешествие". Так что не факт, что инициатива Еврокомиссии получит поддержку необходимого большинства стран-членов ЕС и тем самым приобретет силу закона.

Кроме того, до сих пор не ясно, кто и в соответствие с какими критериями будет решать, каких беженцев отправить в Германию или Австрию, а каких - в Литву или в Румынию, замечает внутриполитический эксперт фракции ХДС/ХСС в бундестаге Вольфганг Босбах (Wolfgang Bosbach). И как - в условиях прозрачных границ - предотвратить миграцию беженцев из одной страны ЕС в другую, в ту, которая им больше нравится? "Чем выше уровень жизни, чем лучше правовая защищенность, - указывает Босбах, - тем привлекательнее государство".

В более отдаленной перспективе Евросоюз собирается упростить процедуру легальной иммиграции и более щедро выдавать разрешения на трудоустройство с видом на жительство. А в ближайшие два года ЕС обещает принять дополнительно 20 тысяч иммигрантов из стран, охваченных гражданской войной. На фоне приведенных ранее цифр беженцев в Турции, Ливане и Иордании, указывают наблюдатели, такая готовность выглядит весьма скромной.