УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что даст признание Донбасса оккупированным Россией

73,3 т.
солдаты

Часть украинского руководства решительно нацелена на законодательное признание факта оккупации Донбасса. Этот пункт прописан в проекте закона о реинтеграции, который попал в распоряжение СМИ. Принять его планируют осенью, хотя есть много подводных камней. Продолжаются консультации с международными партнерами, ведутся дискуссии внутри коалиции и СНБО. Министерство по делам временно оккупированных территорий от процесса практически отстранено, и там озабочены планами признать оккупацию. "Обозреватель" тем временем разобрался в минусах и плюсах такого шага.

Зачем нужен законопроект

С необходимостью изменить правовой статус конфликта практически никто не спорит. Так называемая АТО, затянувшаяся на годы, не отражает реалий. Но подходы к модернизации статуса разнятся. Сторонники признания оккупации чаще всего апеллируют следующими месседжами:

- это сигнал для международных партнеров Украины, который должен снять все разночтения в природе происходящего на Донбассе и сделать невозможными дальнейшие спекуляции российской пропаганды о "гражданской войне";

Читайте: Тоже можем сделать: Украине подсказали хитрую альтернативу НАТО

- более того, Киев покажет Западу, что предан Минским соглашениям (согласно задумке, законопроект не должен противоречить договоренностям), однако переговоры движутся по кругу, Россия не выполняет свои обязательства и с этим надо что-то делать;

- это дополнительный аргумент Украины для разбирательств в международных инстанциях, в частности в Международном уголовном суде, где Киев, помимо прочего, пытается доказать факт финансирования Россией терроризма на Донбассе;

- даст возможности более эффективно координировать Вооруженные силы Украины и другие силовые ведомства. Законопроектом предусмотрено создание объединенного оперативного штаба ВСУ, который и будет управлять военными подразделениями и местными военными администрациями;

- Украина официально снимет с себя ответственность за происходящее на неподконтрольной территории, в частности за возможную экологическую катастрофу в будущем.

Читайте: Отмена АТО: Парубий рассказал о нашумевшем законопроекте

В целом последняя редакция проекта закона отражает видение "Народного фронта" и секретаря СНБО Александра Турчинова. Администрация президента и Блок Петра Порошенко более осторожны. В БПП настаивают, что такие серьезные решения надо принимать с учетом мнений США, Франции и Германии, а консультации с ними продолжаются. Потому рассмотрение законопроекта и перенесли на осень. Украинское руководство несколько опасается, что законопроект возымеет обратный эффект на союзников.

Кроме того, официальный Киев хочет дождаться переговоров в рамках обновленного "нормандского" формата. Встреча, судя по ряду заявлений, может состояться летом. В ближайшие месяцы и США могут артикулировать свою позицию, ведь Вашингтон наконец-то стал активно заниматься украинской проблематикой. Киеву необходимо согласовать дальнейшие действия с новоназначенным спецпредставителем Штатов Куртом Волкером.

Риски, сомнения, консультации

В оппозиции к проекту закона в такой редакции выступает Министерство по делам оккупированных территорий. Условная позиция ведомства: мир уже понимает, что речь идет о российской агрессии на Донбассе, и корректировки украинского законодательства абсолютно не повлияют на мнение Запада. Кроме того, в министерстве уверены, что Донбасс не подпадает под международные критерии оккупации.

"Это идеи людей малоопытных. Признаки оккупации прописаны в международных законах достаточно квалифицированно. В соответствующей конвенции содержится ряд критериев. Так вот, российские войска под категорию страны-оккупанта Донбасса не подходят по формальным признакам. Например, части, которые заходят на нашу территорию, не имеют военных знаков, нашивок", – подчеркнул в интервью "Обозревателю" замминистра Юрий Грымчак.

Читайте: Новая стратегия Киева по Донбассу: в чем загвоздка

В профильном ведомстве также считают, что признание оккупации, скорее всего, ухудшит отношения Украины с союзниками и усложнит переговоры об обмене заложниками.

"Мы говорим, что это оккупированная территория, но весь мир этого не признает. И не потому, что он не понимает, что происходит. Он как раз все понимает, но есть формальные признаки, критерии", – говорит Грымчак.

Критично к данному проекту закона относится и еще один замминистра по вопросам оккупированных территорий Георгий Тука, который, кстати, отмечает что документ претерпел существенные изменения за последние недели.

"Этот проект сильно отличается от того, который я лично держал в руках и изучал на заседании СНБО. В этом варианте содержатся две системные ошибки. Во-первых, нас напрасно убеждают, что от украинского законодательства зависит точка зрения мира на события на Донбассе. Во-вторых, нужно начинать любой законопроект с дефиниций, с определения тех понятий, которые используются в теле закона. В ином случае мы наступим на очередные юридические грабли", – отметил в беседе с нами Тука.

Читайте: Климкин рассказал, когда появится дата новой встречи "нормандской четверки"

Очевидно, законопроект еще будет дорабатываться, и вполне возможно осенью мы увидим редакцию "со сглаженными углами". Сейчас все зависит от итога консультаций с союзниками, наперекор которым официальный Киев, скорее всего, не пойдет. По крайней мере, не пойдут АП и БПП. Это разумно, поскольку на данном этапе конфронтация с партнерами может принести Украине больше проблем, чем несовершенный правовой статус конфликта.

Как сообщал "Обозреватель", Россия отреагировала на законопроект.