УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"В плену у прошлого": журналист указал на моральную катастрофу россиян

39,9 т.
'В плену у прошлого': журналист указал на моральную катастрофу россиян

Их много даже в Москве - тех, кто считает, что не стоит сносить памятники Владимиру Ленину. По всей России, если верить "Левада-центру", таких целых 79 процентов. Роль Ленина в истории как положительную оценивают 56 процентов опрошенных. 11 лет назад таких людей было 40 процентов. Можно говорить о триумфальном возвращении первого палача советской России в качестве общенационально почитаемой фигуры. Если добавить к этому стабильно высокую популярность Сталина, то впору заявлять о почти полной реабилитации СССР в глазах российских граждан.

Российский журналист Константин Эггерт в комментарии для DW отмечает, что растущая популярность Ленина и всего советского - это моральная катастрофа российского общества и вызов для оппозиции.

Читайте: "Дело посерьезнее, чем в Крыму": в России увидели "мироточащего" Ленина

"Красная империя" возвращается

Успех путинской пропаганды налицо. 17 лет телевизионных стенаний на тему "Какую страну потеряли!" принесли плоды. Получается, что несмотря на более чем четверть века жизни в условиях какой-никакой свободы информации, средний россиянин по-прежнему считает, что его родина - СССР. Существующая более тысячи лет историческая Россия для большинства - фантом. Ленин остается для этих людей основателем "их" государства.

Власть, разумеется, это полностью устраивает. Высшее руководство страны, включая президента, состоит из полностью советских людей, в основном родившихся в первое послевоенное десятилетие. Они, в большинстве своем, не застали сталинского времени и не пережили войну. Эти люди искренне считают: Советскому Союзу нужно было идти под руководством Юрия Андропова по китайскому пути, и тогда все было бы хорошо. Они считают, что бывший председатель КГБ слишком рано умер, чтобы успеть превратиться в советского Дэн Сяопина, наполнить полки магазинов, расстрелять кого надо и сохранить, как любит выражаться Александр Проханов, "красную империю". Судя по всему, большинство россиян с ними согласно.

Кремлю такое положение вещей очень выгодно. Воспроизведение советских мифов в национальном мировоззрении укрепляет его позиции. Ведь советская модель сознания предполагает, что именно власть, а не граждане, "наводит порядок" в жизни.

Читайте: Пополнили бюджет области: на Закарпатье продали Ленина

Новомученики, колбаса и примирение

Постсоветский человек оказался неспособен оценить чудовищные преступления и ложь советского строя. Он выборочно забывает то, что вспоминать неприятно - расстрелянных предков, унизительные очереди абсолютно за всем, блат и "колбасные электрички". Зато помнит, что "нас все боялись", "пенсия была 132 рубля, а колбаса - 2.90", "порядок и стабильность". В сущности, речь идет об агрессивной безответственности, возведенной в ранг национальной идеи. За дежурной фразой "Не надо сносить советские памятники - это наша история" кроется нежелание задуматься над собственной ответственностью за судьбы страны и забвение главной национальной трагедии 20 века - ГУЛАГа.

Это ни что иное, как моральная катастрофа. Во-первых, для интеллигенции, которая почти за 30 лет так и не убедила народ, что не существует целей, ради которых власть имеет право унижать и убивать граждан.

Во-вторых, для Русской православной церкви, которая (не без некоторых оснований) считает себя хранительницей национальных традиций и памяти. Ни широко разрекламированное почитание новомучеников - клириков и мирян, убитых коммунистами, ни канонизация царской семьи, ни собственно христианская проповедь по сути дела никак не повлияли на взгляды и повседневную жизнь современного русского человека. Получается, что он по-прежнему верит и в то, что "когда лес рубят - щепки летят", и в то, что "зря не сажали", а если и зря, то "зато выиграли войну". Патриарх Кирилл давно понял: не стоит идти против паствы и Кремля. В своих публичных выступлениях он уже несколько лет активно оправдывает Советский Союз, предлагая "примирить" имперский, советский и постсоветский периоды истории.

В-третьих, это катастрофа самого российского общества. Оно оказалось в плену собственного прошлого. Государственному ТВ удалось убедить россиян, что снос советских памятников в Украине - это одновременно "кощунство" и "бессмысленное дело". То есть назвать палачей палачами - плохо, и, вдобавок, отвлекает от чего-то другого, очень важного. Только от чего именно - никто сказать не может. Украинцы не побоялись назвать вещи своими именами и рискнули (пусть и не без ошибок) посмотреть в будущее.

Читайте: "Гонитель и мучитель": русская церковь за рубежом сделала неожиданное заявление о Ленине

Перемены без будущего?

В России неумолимо приближаются перемены, вызванные все более заметным дряхлением нынешнего политического режима. При этом лишь меньшинство (если верить тому же "Левада-центру", не более 14 процентов населения) представляет себе образ будущей России как демократической страны, осудившей советские практики, похоронившей Ленина и уважающей своих граждан. Большинство - даже на фоне растущего возмущения коррупцией власть имущих - либо продолжает верить в "справедливого царя", либо срывается на мечты о массовых расстрелах коррупционеров как главного средства от российских бед. Демократическая оппозиция же пока боится говорить как о наследии прошлого, так и о будущем, опасаясь отпугнуть большинство. Однако без этого разговора не обойтись.

А пока что, вдохновленная результатами опросов "Левада-центра", российская власть вполне может в годовщину революции, наконец, позволить себе вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому. Трудно представить себе более зримый символ фальшивого "примирения", которое Кремль навязывает обществу и которое превращается в посмертную победу советской империи и ее создателей.