УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Война за Украину

Война за Украину

Украина оказалась в геополитическом треугольнике интересов Запада и Востока. Но "боженька нам поможет, и небо будет на нашей стороне"

В понедельник в подмосковных "Горках-9" состоялась двухчасовая встреча в формате "тет-а-тет" между Николаем Азаровым и Дмитрием Медведевым. Как сообщалось, цель мероприятия – обсуждение последствий подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а также преимуществ, которые несет Украине членство в Таможенном союзе и ЕврАзЭс.

Но уже тот факт, что встречались не главы государств, а главы правительств, говорит сам за себя. Никаких судьбоносных решений от такой встречи нельзя было ожидать априори. Тем не менее, это событие послужило хорошим поводом для рассуждений о геополитическом и цивилизационном выборе Украины, о том, что значит "географический центр Европы" для самой Европы и о том, почему с Россией нам не по пути.

Своими размышлениями на предложенную тему с "Обозревателем" поделились: директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала и президент аналитического центра "Открытая политика" Игорь Жданов.

И.Жданов: Фактически мы вернулись к большим геополитическим, геостратегическим играм, которые сегодня происходят на территории Украины. Сейчас идет большая война – геополитическая, геостратегическая – за то, где будет Украина. Она происходит в треугольнике: Запад (ЕС и США), Москва и Украина.

Каждый из этих субъектов решает свои задачи. Для США и Европы задание понятно – об этом вчера заявила Кэтрин Эштон – для них очень важна Украина и она должна быть с Европой. Россия тоже играет в свою игру. Для нее важно возродить империю – это сверхидея сегодняшнего российского истеблишмента и части россиян. Но они понимают, что такое возрождение невозможно без Украины.

В.Бала: На самом деле, сегодня происходит не идеологическое противостояние, а "столкновение цивилизаций", Украина делает свой цивилизационный выбор.

Не в контексте каких-то стандартов, гей-парадов на Крещатике и т.д. Речь идет о геополитике и о том, станет ли это столкновение цивилизаций разменной монетой или мы останемся в той сфере влияния, которая имеет наибольшую перспективу для нас в будущем.

Фактически на внешнеполитической арене началась война РФ с Украиной. Но, как говорил второй президент Леонид Кучма, главная проблема России в том, что у них осталась какая-то обида на Украину на то, что она уже не с Россией. Когда российское руководство начнет понимать, что национальные интересы Украины не совпадают с национальными интересами России, тогда, думаю, серьезных проблем у нас не будет, и экономические вопросы не будут переноситься в зону политики.

"Обозреватель": Как можно оценить итоги встречи в формате "тет-а-тет"?

И.Жданов: К сожалению, уже стало традицией проводить не открытые, а закрытые встречи с нашими российскими соседями. Но, думаю, на встрече вопрос стоял ребром: либо вы идете в Таможенный союз и тогда мы снимаем весь прессинг, либо вы остаетесь при своем выборе, но тогда готовьтесь к новым видам давления.

Сегодня такое давление происходит в форме торговой войны, завтра оно будет происходить в других формах. Например, путем формирования определенного общественного мнения. Думаю, это давление будет расти, оно будет системным и будет вестись по всем направлениям – экономическому, политическому, информационному.

Поэтому любые компромиссы, по крайней мере, до конца ноября, на сегодня между Украиной и Россией невозможны в силу того, что у нас абсолютно противоположные цели.

Если мы откажемся от подписания Соглашения, у нас быстро все наладится на таможне с Россией, но я не думаю, что это та цена, которую мы должны заплатить за ассоциацию с ЕС. Уверен, что Украина устоит перед этим давлением и выйдет на подписание Соглашения об ассоциации.

В.Бала: Если говорить о встрече, то, во-первых, там не было предусмотрено выхода к прессе. Мы знаем, что два часа была встреча "тет-а-тет", мы знаем, что потом был ужин, но мы даже не знаем меню. Точно так же мы не знаем, о чем договорились на этом ужине. Пишут, что якобы Николай Янович выехал со встречи недовольным.

Но в любом случае мы должны понимать: чтобы решать такие серьезные вопросы, нужна встреча президентов. Если в РФ не едет президент, а едет премьер-министр, то ничего из этого не получится, никаких конкретных решений принято не будет. Геополитические вопросы всегда решают главы государств, и я не думаю, чтобы Владимир Путин отдал бы эту привилегию своему другу и премьер-министру.

Поэтому, думаю, речь шла о том, чтобы снизить градус противостояния в проблемах, которые у нас есть по товарным позициям.

[…] Но эта встреча стала хорошим примером того, как украинская власть может отстаивать интересы Украины и как она может добиваться определенных уступок на внешнеполитической арене. Обсуждалась не просто формула "3+1" в отношении членства в Таможенном союзе, но также переходный период. Мы помним, какой была первая реакция РФ на заявления украинской стороны о формате "3+1" - "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

Поэтому я бы советовал украинской власти и в дальнейшем так же отстаивать свои интересы не только в переговорах с РФ, но и с Евросоюзом, и с США, и с Китаем.

"Обозреватель": Можно ли сказать, что Украина сделала свой геополитический выбор?

В.Бала: В принципе мы сделали выбор. Не могу сказать, что лично я являюсь сторонником европейской интеграции, потому что считаю, что Украина как один из геополитических центров на евразийском континенте не может двигаться ни на запад, ни на восток – она должна быть центром. Мы уже заявили о военно-политическом нейтралитете, теперь нам нужно было выработать экономический нейтралитет и показать, что на этом фундаменте можно создать основу для сотрудничества с РФ.

Я думаю, в таком случае Украина могла бы получить больше преференций в переговорах как с ВТО, так и с ЕС.

"Обозреватель": Еще совсем недавно Европа настаивала на том, что освобождение Юлии Тимошенко – главное условие подписания Соглашения об ассоциации. Сегодня звучат менее категоричные заявления. Учитывая активизацию диалога между Украиной и РФ по теме ассоциации, можно ли говорить о том, что российское руководство располагает информацией, подтверждающей эту версию?

И.Жданов: Честно говоря, я таких заявлений не слышал. Все чиновники ЕС настаивают на том, что для подписания Соглашения необходимо выполнить критерии Фюле. Один из главных приоритетов в этом списке – устранение избирательного правосудия; переводя с дипломатического на общедоступный язык это означает освобождение Тимошенко. Вчера премьер-министр Эстонии еще раз подчеркнул необходимость ликвидации такой практики как избирательное правосудие в Украине.

Поэтому я не думаю, что позиция кардинально изменилась.

Я убежден, что до конца сентября мы сможем выполнить эти критерии в части разрешения вопроса Тимошенко. Почему именно до сентября? Потому что есть определенные "реперные точки". Первая связана с тем, что отчет миссии Кокса-Квасневского будет представлен 30 сентября. И вторая – по данным, которые у нас есть, решение о подписании или неподписании Соглашения об ассоциации будет принято ЕС в начале или в середине октября.

"Обозреватель": Предлагаю поговорить о других пунктах списка Фюле. Недавно Олег Тягнибок заявил о том, что компромисс с властью невозможен даже ради евроинтеграции. Юрий Луценко, наоборот, подчеркнул, что европейские перспективы – это то, ради чего можно пойти на компромисс с властью.

Будут ли вовремя приняты так называемые "евроинтеграционные" законопроекты?

И.Жданов: Понятно, что заявление Тягнибока было рассчитано на электорат "Свободы". Но я хочу подчеркнуть, что есть общенациональные интересы, а не узкопартийные, а общенациональный интерес Украины состоит в том, чтобы подписать Соглашение об ассоциации и сделать свой цивилизационный выбор. Думаю, даже национально-радикальный электорат "Свободы" примет такой выбор.

Все очень просто. Не надо никакого компромисса с властью, никакого сотрудничества. Нужно просто голосовать за евроинтеграционные законы, как это "Свобода" делала до этого, как это делала "Батькивщина" и УДАР. Но голосовать именно за евроинтеграционные законопроекты, а не за те, которые хотят выдать за таковые.

В.Бала: Я думаю, что такая позиция не совсем разумна. Мне трудно представить избирателя партии "Свобода", который хочет идти в Таможенный союз и не хочет интегрироваться в Европейский Союз. Поэтому мне трудно представить, что "Свобода" не будет голосовать за евроинтеграционые законы, за которые будут голосовать "Батькивщина" и УДАР. Иначе они, мягко говоря, могут иметь серьезные проблемы с наиболее радикальной частью своих сторонников, которые могут отойти к "Батькивщине".

Поэтому на Согласительном совете должен быть четко определен перечень законопроектов, которые должны быть внесены, чтобы снять этот вопрос.

"Обозреватель": Как на сегодня выглядят шансы подписания Соглашения об ассоциации?

В.Бала: Буду оптимистом. Я надеюсь, что ассоциация все-таки будет подписана, будет создана зона свободной торговли с ЕС. Но относительно ратификации, думаю, к нам будет еще много вопросов.

Та же Эштон во время визита в Эстонию заявила о том, что ЕС заинтересован в Украине. Но между прочим было сказано и о судебной реформе в стране. Думаю, будет еще много вопросов, которые нужно будет разрешать.

И.Жданов: Решения в Евросоюзе принимаются консенсусом. Но есть страны, которые не играют в геостратегические игры и принимают решения, исходя из приоритета прав человека. Такие страны могут просто заблокировать любое решение ЕС. Не будет разрешен вопрос Тимошенко – они просто заблокируют подписание Соглашения.

В.Бала: Я хочу, чтобы мы разделили. В Соглашении есть раздел о зоне свободной торговли – он не требует ратификации. После подписания она автоматически начинает действовать. Евросоюз заинтересован в Украине в контексте ЗСТ – тут экономический интерес достаточно серьезный. Если говорить о политической ассоциации – безусловно, ратификация 28 странами будет достаточно проблематичной в контексте этого пункта.

Этот вопрос Украина обязательно должна разрешить, иначе я сомневаюсь, что у нас будет ратификация именно политической части.

"Обозреватель": За полтора месяца до ноябрьского саммита в Украине начнется отопительный сезон. Можно ли ожидать "газовую войну" от России?

И.Жданов: Исключить газовую войну абсолютно невозможно. Но вряд ли это будет удачным решением для России. Социологические исследования показывают, что, наоборот, такая политика России вызывает внутреннее сопротивление у украинцев – мы объединяемся, когда нас хотят поставить на колени. Как и любая нация, которая уже доросла до определенных вершин.

В.Бала: За последние десять лет трудно вспомнить хотя бы один год, когда не было проблем в отношении российского газа. Ничего удивительного тут не будет.

Но по тем прогнозам Гидрометцентра, которые я знаю, до ноября у нас будет тепло. Думаю, тут нам боженька поможет и небо будет на нашей стороне. Если бы мы подписывали Ассоциацию в феврале, тогда у нас были бы более серьезные проблемы.

Но мы должны также понимать, что Украина значительно сократила объемы газа, закупаемого у России. Это идет нам в "плюс" в контексте возможной "газовой войны".

"Обозреватель": Возможны ли в ближайшие месяцы торговые войны с Россией?

В.Бала: Я так понимаю, что впредь нас будут предупреждать о подобных санкциях. Но, как говорил известный персонаж, "меня терзают смутные сомнения" по этому поводу. Я думаю, это будет выглядеть примерно так: в 12 ночи нам сообщают об изменениях, а с утра они вступают в силу.

До подписания Соглашения об ассоциации, думаю, руководство РФ использует все возможные ресурсы, включая ресурсы внутри Евросоюза и внутри Украины, чтобы подписание не состоялось.

И.Жданов: Понятно, что до подписания Соглашения в любое время, в любой форме на Украину может оказываться давление. Оно будет нарастать, потому что Россия хочет применить все средства, чтобы Соглашение не было подписано.

Такое давление следует ожидать в любой момент, даже если мы подпишем Соглашение об ассоциации. Но тогда мы получим мощного политического союзника, который, я надеюсь, будет поддерживать Украину в таких сложных ситуациях. Я думаю, уже сейчас более полно нужно задействовать механизмы и Европейского Союза, и Всемирной организации торговли, чтобы не наедине проводить такие переговоры с Россией.

Читайте новости по итогам пресс-конференции:

Россия может наказать Украину "газовой войной" - политологи

За Украину идет большая война – Жданов

Россия проиграла войну за Украину – Бала

Смотрите видеосюжеты:

За Украину идет большая война

Сторонникам ТС в Украине не повезло

Россия может наказать Украину газовой войной

Россия проиграла в борьбе за Украину

Вопрос Тимошенко решится до конца сентября

Смотрите полную версию видеозаписи пресс-конференции