УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

VOA: Евросоюзу не нужна новая "газовая война" между Россией и Украиной

1,2 т.
VOA: Евросоюзу не нужна новая 'газовая война' между Россией и Украиной

Эксперты не верят в реальность семимиллиардного долга Украины перед Газпромом, - пишет Тарас Бурноc в статье для Русской службы Голоса Америки

Счет в семь миллиардов долларов за невыбранный в 2012 году газ, адресованный российским "Газпромом" Украине, не должен отразиться на транзитных поставках газа в страны Европейского Союза. Об этом 28 января в Брюсселе на брифинге заявила представитель Еврокомиссии Марлин Холзнер.

"Мы приняли во внимание эти сообщения. Мы ожидаем, что Россия и Украина обеспечат, что не будет прерываний подачи топлива, и газ будет поставляться нормально, как обычно. Это то, что я могу сказать на данный момент", – приводит ее слова украинское информагентство УНИАН.

Как сообщила 27 января Русская служба Голоса Америки, российский газовый монополист выставил украинскому Нафтогазу счет на семь миллиардов долларов. В такую сумму оценен газ, недобранный Украиной в 2012 году.

Контракт предусматривал минимальные поставки 33,3 миллиардов кубометров в год, а Киев, по предварительным данным украинских и российских СМИ, "забрал" около 25 миллиардов. Между тем, на минимальный объем газа, оговоренный в контракте между Россией и Украиной от 2009 года, распространялось условие, которое в международной практике называют take-or-pay ("бери или плати").

На данный момент Газпром не комментирует сообщение о своих требованиях в адрес Украины. Об этом пишут украинские СМИ, ссылаясь на заявление официального представителя Газпрома Сергея Куприянова. Пока также неизвестно, каким образом рассчитывалась названная цифра: "Мы это не комментируем", – сказал Михаил Куприянов.

Всех предупредили. Еще в 2012

В свою очередь пресс-служба НАК Нафтогаза Украины сообщает, что в течение года прошлого года украинский газовый монополист "в полном объеме рассчитался за импортный газ по счетам" с Газпромом.

"Кроме того, на протяжении года Нафтогаз постоянно уведомлял российскую монополию о намерении сократить объем импорта газа в 2012 году", – цитирует 28 января слова пресс-служба Нафтогаза информационное агентство Украинские новости.

Некоторые украинские и российские аналитики в сложившемся новом противостоянии между Газпромом и Нафтогазом увидели очертания очередной "газовой войны". Последний раз подобная конфликтная ситуация, с угрозой перекрыть транзит российского газа в страны Европейского Союза возникала в конце 2008 года, после чего бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимошенко в январе 2009 года были подписаны известные "газовые соглашения". Эти соглашения ввели формулу, по которой определяется цена на газ до 2019 года. Они явились поводом для уголовного преследования Юлии Тимошенко, которая в 2010 году проиграла президентскую кампанию Виктору Януковичу.

"То, что сегодня происходит, укладывается в стандартное поведение Газпрома – создание негативного повода, раскрутка его в прессе, после чего начинается кульминационный момент в стиле Газпром-шоу закручиванием крана, объявлениями о проблемах с Украиной и т.д.", – рассказал Русской службе Голоса Америки директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

"Долг трубою красен"

Гончар считает, что семь миллиардов долларов, о которых говорят в Газпроме, является лишь одним из поводов к главной претензии со стороны кремлевского руководства к Украине.

"Россия не сняла с повестки дня идею вовлечения Украины в евразийский Таможенный союз. По-прежнему, а сегодня еще больше – украинская газотранспортная система является идеей фикс для Газпрома. Поэтому виртуальный или мифический долг в семь миллиардов долларов в один прекрасный момент может быть конвертируем в реальное желание получить, например, в виде оплаты "долга" газотранспортную систему (ГТС). По странному стечению обстоятельств и по некоторым газпромовским оценкам, украинская ГТС может стоить именно семь миллиардов долларов", – подчеркивает Михаил Гончар.

Эксперт отмечает, что претензии, которые выдвигаются к украинской стороне, не случайно появились накануне предстоящего саммита Украина – Европейский Союз, который должен пройти 25 января 2013 года.

"Политический контекст подобных заявлений очевиден: нанести максимальный ущерб имиджу Украины, выставить ее в неудобном свете, как недоговороспособного, ненадежного партнера, с которым невыгодно иметь дело", – утверждает Михаил Гончар.

Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук отмечает, что информация о семимиллиардном долге украинского газового монополиста российскому была приурочена к другому событию.

"Официального уведомления о предъявлении претензий, как я вижу, не было. Возможно, главной целью Газпрома было желание как-то повлиять или предотвратить подписание контракта между Украиной и Shell о разделе продукции на сланцевых газовых месторождениях", – отмечает в комментарии Русской службе Голоса Америки Александр Тодийчук.

Странные претензии

Напомним, что правительство Украины и компания Ройял Датч Шелл (Royal Dutch Shell) 24 января подписали Соглашение о геологоразведке и добыче сланцевого газа, который будет добываться в республике на Юзовском участке. Сумма сделки, по оценкам экспертов, может достигнуть десяти миллиардов долларов.

Вместе с тем, Александр Тодийчук считает, что поскольку претензии Газпрома отображают геополитическую политику Кремля, они могут быть оценены в любую сумму – как в большую, так и меньшую сторону.

"Если бы в контракте была жестко прописана формула о недоборе газа, сегодняшние требования мы получали бы еще и год, и два назад. Сегодня в Киеве прошла пресс-конференция Владимира Жириновского. Он четко сказал: "Входите в Таможенный союз, не будете платить пять миллиардов долларов"", – говорит Александр Тодийчук.

Он считает, что заявление Газпрома опоздало буквально на несколько суток, оно должно было появиться до того, как правительство Украины подпишет соглашение о разработке сланцевых месторождений с Shell.

"Сегодня заявления о миллиардах – это, скорее всего, пробный камень для того, чтобы оценить степень реагирования официального Киева на данные претензии", – утверждает Александр Тодийчук, добавляя при этом, что с ответными претензиями в адрес России украинская власть пока не очень спешит.